Учебно-спортивная
работа по тхэквондо может вестись в секциях спортивных обществ, в
секциях высших и средних специальных учебных заведений, ДЮСШ, СДЮШОР и
ШВСМ, секциях сельских и городских производственных объединений на
правах самостоятельной инициативы со всеми атрибутами лицензионной
процедуры с регистрацией в местной государственной
физкультурно-спортивной организации.
Характер работы различается по формам
организации, которые зависят от задач, поставленных руководством,
оплачивающим данную физкультурно-спортивную деятельность, от личных
притязаний тренера, набранного контингента, материальных условий и
возможностей его подготовки.
Ныне существующее Федеральное Агентство по
физической культуре и спорту в своей работе руководствуется ранее
разработанными положениями, содержащими единые принципы организации
учебно-спортивной работы на местах.
Основную работу по подготовке тхэквондистов
ведут клубы. Поэтому правления спортивных клубов, советы коллективов
физической культуры независимо от их принадлежности должны уделять
внимание:
● созданию благоприятных условий для
проведения регулярных занятий, привитию занимающимся любви к тхэквондо,
повышению интереса к занятиям и росту спортивного мастерства;
● обеспечению всесторонней физической подготовки членов секции;
● постоянному совершенствованию уровня
технической и тактической подготовленности занимающихся на основе
высокой общей и специальной физической подготовленности;
● привитию занимающимся навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;
● укреплению здоровья занимающихся, соблюдению гигиены, а также четкой организации врачебного контроля;
● систематическому проведению спортивных соревнований и активному участию в них членов секции;
● активному участию членов секции в пропаганде спорта.
Началу занятий предшествует агитационная работа, которая состоит из различных форм рекламы:
● по телевидению;
● в виде афиш, что требует их изготовления и размещения;
● посредством проведения показательных
выступлений, для чего необходимо иметь специальную команду
демонстраторов и т. д.
Прием новичков в секцию должен проводиться в
сентябре – октябре каждого года, в начале подготовительного периода.
Это, однако, не исключает возможности приема в секцию и в другое время
года.
Нормативы количества занимающихся в учебных
группах определены официальными программами. На данном временном отрезке
это «Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва» (2005). Однако несколько непонятны нормативы наполняемости
учебных групп:
1. Почему при преимущественной необходимости попарной отработки учебного материала установлен норматив 15 человек?
2. Как можно обеспечить вариативность моделируемых ситуаций при наличии 4–5 человек в группе спортивного совершенствования?
По всей видимости, в этом вопросе следует
ориентироваться на нормативы, согласно которым группы новичков состоят
из 18–20 человек, а 1-го разряда – из 10 человек.
Имеет место практика, когда тренер, уделяя
особое внимание «отбору», приходит к такому положению, когда к
январю-месяцу в группе остается непозволительно малое число учащихся. В
таком случае он вынужден делать дополнительный набор в период зимних
каникул. Люди находятся, но возникает проблема: как вести занятия с
теми, кто уже прошел половину годичной программы, и с теми, кто только
что пришел? Видимо, занятия на этапе начальной подготовки необходимо
вести с целью обучения, а не отбора, тем более что тех, кого можно
отбирать, становится все меньше и меньше.
Учебно-тренировочные занятия в секции
проводятся в форме уроков по общепринятой схеме согласно расписанию,
составленному с учетом занятости спортсменов на производстве и в учебе.
Формы планирования занятий
В каждой секции тхэквондо должны вестись
документы планирования, руководства и контроля за учебно-тренировочным
процессом: учебный план, программа, рабочий план на определенный период с
указанием характера и дозированием упражнений по их интенсивности,
конспект занятий, расписание занятий, журнал учета посещаемости и
содержания занятий, журнал учета спортивных результатов и календарь
спортивных мероприятий. Для тхэквондистов высших разрядов составляются
индивидуальные планы подготовки, включающие перспективный план
подготовки к ответственным турнирам, периодические и текущие планы.
В учебном плане определяются основное
направление и продолжительность учебной работы для того или иного
контингента занимающихся и предусматриваются последовательность изучения
материала, содержание основных разделов (тем занятий), количество часов
по каждому разделу (табл. 15.1).
Таблица 15.1
Составные части учебного плана учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ и СДЮШОР (с расчетом часов)*
Следуя учебному плану, тренер сможет
правильно организовать учебно-тренировочный процесс и добиться успеха в
спортивной работе.
Программа занятий составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний и навыков, которые должны быть усвоены занимающимися.
В программе раскрываются формы и методы
педагогической работы, определяется основное содержание учебного
материала по теории и практике для конкретных контингентов занимающихся
(ДЮСШ, ШВСМ и т. п.). В разделе теории указываются название тем и
краткое их содержание, а при изложении практического материала
перечисляются все виды упражнений: строевые, общеразвивающие,
специально-подготовительные и специальные.
Весь материал излагается по годам обучения и в определенной методической последовательности (см. главу 6).
В разделе функциональной подготовки приводятся
нормы и требования, предъявляемые к занимающимся по физической,
спортивной и судейской подготовке, а также материал для самостоятельной
работы и рекомендуемая литература.
Программа, как правило, состоит из следующих разделов:
а) объяснительная записка, где указаны: для
кого предназначена программа, задачи обучения, порядок прохождения курса
и форма зачета; количество занятий;
б) программный материал по годам обучения и периодам;
в) учебные нормы и требования, рекомендуемые учебные пособия.
Программа утверждается государственными
организациями, и все требования в ней являются обязательными для
выполнения, хотя не исключена возможность некоторого уточнения тех или
иных задач и средств их выполнения в зависимости от условий работы.
Рабочий план составляется на основе
учебного плана и может быть тематическим (когда материал излагается по
темам, которые могут быть распределены на несколько занятий в
методически целесообразной последовательности) или поурочным (когда
определяется материал на каждое занятие). Рабочий план составляется на
полгода, три и один месяц в зависимости от условий занятий и календаря
соревнований. В рабочем плане указываются тема и содержание материала –
перечень упражнений, объем тренировочных нагрузок.
В поурочном плане указывается основная
тема занятия, например: встречные боковые удары ближней в голову на
атаку боковым дальней и боковые удары дальней в голову на атаку боковым
ближней в голову.
На определенный период подготовки составляется
план (в форме графика) тренировки коллектива, в котором указываются все
виды упражнений за планируемое время (от месяца до трех) в зависимости
от календаря соревнований, а также ориентировочная кривая интенсивности
нагрузки на каждое занятие.
Составление тренером индивидуальных планов
является неотъемлемой частью подготовки тхэквондистов старших и высших
спортивных разрядов. При составлении индивидуального плана тренировки
тхэквондиста необходимо учитывать: а) состояние здоровья; б) возраст; в)
способность к восприятию при обучении; г) спортивную квалификацию; д)
уровень подготовленности; е) трудолюбие и настойчивость; ж) боевой опыт;
з) спортивные результаты; и) условия труда и отдыха; к) условия мест
проведения спортивной тренировки; л) календарный план соревнований, в
которых следует участвовать тхэквондисту; м) весовую категорию, в
которой выступает спортсмен.
При составлении плана тренер дает краткую
характеристику моральных, волевых и физических качеств, технической и
тактической подготовленности тхэквондиста и перечисляет основные
недостатки, которые следует устранить, и положительные качества и
навыки, которые следует развивать и совершенствовать.
На основании рабочего плана тренер составляет
на каждое занятие конспект, в котором находят конкретное выражение все
предложенные занимающимся упражнения и их направленность, даются
методические указания, строго регламентируется время.
Конспект составляется с учетом результатов
предыдущих занятий, условий, в которых будет проведено новое занятие. В
каждом занятии повторяется предыдущий материал, изучается и
совершенствуется новый.
Конспекты уроков основываются на схемах уроков, приведенных в главе 7.
Практически схемы уроков в недельных циклах
обучения и тренировки одновременно являются и планом-конспектом,
структура которого остается единой, а содержание меняется в зависимости
от тематического плана.
Расписание занятий определяет дни, часы, место проведения занятий. В нем указывается преподаватель, проводящий занятия.
Расписание позволяет правильно организовать
работу секции, и при его составлении необходимо учитывать занятость
спортсменов, характер их трудовой деятельности или учебы. Лучше всего
начинать занятия через 3–4 часа после работы (чтобы спортсмен мог прийти
домой, поесть и немного отдохнуть).
Важно, чтобы расписание было составлено на продолжительный срок и не подвергалось частым изменениям.
Журнал учета посещаемости занятий
общеустановленной формы используется в каждой группе коллектива. В нем
записываются также демографические данные, ведется учет показателей
специальной физической подготовленности.
В плане работы секции коллектива физкультуры
находит отражение вся деятельность коллектива: организация
учебно-тренировочной и воспитательной работы, участие в соревнованиях.
План работы коллектива обычно составляется на год. Кроме того, в секции
ведется учет состава занимающихся, а также учет их спортивных
результатов.
Журнал учета участия в соревнованиях и
накопления числа побед на присвоение спортивных разрядов, целесообразно
дублировать информационной доской, располагающейся в зале.
Контрольные вопросы
1. Организационные мероприятия тренера по обеспечению работы секции.
2. Агитационные мероприятия тренера по организации набора в секцию.
3. Содержание учебного плана на одном из этапов подготовки тхэквондиста.
4. Содержание программы подготовки.
5. Содержание поурочного плана работы.
6. Содержание конспекта урока учебной направленности.
7. Содержание конспекта урока учебно-тренировочной направленности.
8. Содержание конспекта урока тренировочной направленности.
9. Ведение учета посещаемости и участия в соревнованиях. |