Четверг, 10.10.2024, 11:06
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ТХЭКВОНДО

Многофункциональность процесса многолетней спортивной подготовки тхэквондиста
   В соответствии с принципами педагогики виды подготовки в тхэквондо были представлены отдельно друг от друга. Однако уже в главе 6.1 (таблица 6.1.3.1) приводится факт того, что в процессе многолетней подготовки обучение технике и тактике осуществляется одновременно с развитием физических качеств и двигательных умений общего профиля.
   Обыкновенно термин «функциональная подготовка» используют при развитии мысли о том, что само физическое движение, оцениваемое в единицах времени, веса и дальности, должно обеспечиваться управляющими нервными функциональными структурами. Однако для реализации этих связей необходимо и оптимальное состояние психологических качеств, обеспечивающих бесперебойную передачу нервных импульсов и, главное, безошибочную переработку образно-двигательной и словесно-логической информации.
   Прохождение материала по психологической подготовке в тхэквондо (глава 12) приводит к заключению о том, что процесс многолетней спортивной подготовки тхэквондиста является параллельно многопрофильным и, несмотря на его раздельное представление, осуществляется одновременно, что и делает его весьма трудным и в планировании, и в исполнении.
   Поэтому термин «функциональная подготовленность» следует понимать не только как степень физиологической готовности, но и как степень обученности технико-тактическим действиям.
   Фактически тренеры в своей практике осуществляют процесс функциональной подготовки на уровне интуиции, что похвально, но не идеально.

   Совершенствование технико-тактического мастерства, сенсомоторных и мыслительных процессов
   Технико-тактическое совершенство в условиях современных соревнований и подготовки к ним должно обеспечиваться высоким уровнем развития физических и психических качеств, а также функциональных возможностей организма.
   В ходе технико-тактической подготовки тхэквондисты старших разрядов должны совершенствовать индивидуальную манеру боя, «шлифовать» свойственные им технические средства и тактические действия, планомерно развивать специфические мыслительные и сенсомоторные способности, с помощью которых успешно реализуются техника и тактика (чувство времени, чувство дистанции, чувство удара, реакция предугадывания, концентрация, распределение и переключение внимания, быстрота и адекватность принятия решений и др.), а также воспитывать волевые качества – инициативность, самообладание, решительность.
   В процессе технико-тактического совершенствования тхэквондисты высших разрядов совершенствуют широкий круг технико-тактических действий (ведение боя на всех дистанциях, овладение тремя тактическими установками – на высокий темп, сильный удар, искусное обыгрывание и реализацию их в бою с разными противниками), развивают глубину, широту и гибкость тактического мышления, устойчивость сенсорного самоконтроля и т. п.
   Так как основное значение для роста мастерства спортсмена имеет индивидуальная работа с ним (индивидуализация спортивного совершенствования), очень важно знать, как осуществляется индивидуализация подготовки тхэквондистов старших и высших разрядов.
   Чтобы индивидуализировать процесс совершенствования спортивного мастерства тхэквондиста старшего разряда, тренер должен всесторонне изучать его технику и тактику, физическое развитие, психомоторные качества, свойства личности и нервной системы. Для этого используются различные аппаратурные и анамнестические тесты, тренажеры и наблюдения в процессе тренировки и соревнований.
   В тренировочных боях и на соревнованиях тренер, наблюдая за тхэквондистами и выявляя личные особенности каждого, выясняет:
   а) на какой дистанции удобнее действовать тхэквондисту, то есть где он действует более свободно, уверенно и активно, где ему больше всего удается применять свои приемы;
   б) какими ударами и защитами он предпочитает пользоваться, какие именно приемы удаются ему лучше других;
   в) какая боевая манера более свойственна данному спортсмену, то есть пользуется ли он успешнее атаками или контратаками на дальней или средней дистанциях, одиночными или серийными ударами;
   г) какими характерологическими особенностями отличается тхэквондист; активен ли он, достаточно ли смел, хладнокровен или излишне возбужден во время боя, агрессивен, тревожен и т. д.;
   д) какие свойства нервной системы оказывают влияние на поведение и действия тхэквондиста (сила возбудительных и тормозных процессов, уравновешенность, подвижность нервных процессов).
   Проанализировав условные и вольные бои и бои на соревнованиях (общую координацию движений, уровень физической подготовленности, особенности физических и психических качеств и т. п.), тренер пополняет характеристики тхэквондистов и определяет направление, в котором следует работать над совершенствованием боевой манеры каждого спортсмена.
   Чтобы правильно организовать процесс спортивного совершенствования, преподаватель составляет технико-тактическую характеристику, в которой, основываясь на наблюдениях за тхэквондистом, указывает, какие приемы техники удаются ему лучше других, какова его индивидуальная манера ведения боя (атакующая, контратакующая и комбинированная), каковы тактические установки на обыгрывание, сильный удар, высокий темп боя, излюбленная дистанция, основные качества тхэквондиста (сила, быстрота, выносливость, смелость, настойчивость, воля к победе), как приспосабливается он к различным противникам; какого характера делает ошибки, в чем отстает его техника, какими средствами тактики он владеет.
   В соответствии с этой характеристикой разрабатывается индивидуальный план обучения и тренировки тхэквондиста. Этот план должен содержать: а) перечень технических приемов, которыми надо овладеть спортсмену; б) перечень упражнений (или их характер), которые должны способствовать развитию тех или иных его качеств; в) перечень тактических приемов и действий, над которыми надо работать бойцу; г) список партнеров для условных и вольных боев, подобранных в соответствии с поставленными перед тхэквондистами задачами; д) календарное расписание занятий и содержание каждого из них. Разумеется, такой план является в значительной мере ориентировочным. В ходе занятий может оказаться, что материал одного из разделов будет усвоен быстрее, чем предполагалось, на другом же придется задержаться дольше.
   Построенные на основе наблюдений индивидуальные планы совершенствования тхэквондистов не следует считать неизменными и окончательными. Получая в процессе дальнейшей работы новые данные, отмечая новые черты, появившиеся в поведении, технике и тактике спортсменов во время боя, тренер должен ставить перед ними новые цели, а иногда и полностью изменять общее направление работы. Таким образом, задача тренера на этом этапе подготовки тхэквондистов состоит в том, чтобы, выявив их физические, характериологические и технико-тактические особенности, определить конкретное направление совершенствования.
   Выбор определенных средств дает возможность тхэквондисту совершенствоваться в избранных действиях, технике, умении применять ее в различных условиях, способствует развитию его воли и боевого мышления. Необходимость выбора технико-тактических средств обусловлена еще и тем, что темп современного боя стал значительно выше, чем раньше, и требует высокого совершенства техники, тактики, большой скорости движений и реакции, мышления и восприятия. Побеждает тот, кто лучше владеет техникой и тактикой, отлично подготовлен в физическом и волевом отношении.
   На современном уровне развития тхэквондо техника и тактика эффективны лишь в том случае, если спортсмены очень быстры и выносливы. На даянге необходимо мгновенно принимать те или иные тактические решения или изменять их, моментально наносить удары, опережая защиту противника, или, наоборот, защищаться от его стремительных атак и контратак, точно рассчитывая время и дистанцию. Все это вынуждает тхэквондиста отрабатывать и шлифовать в процессе тренировок определенные приемы, совершенствовать свойственный ему круг действий, максимально развивая их качественную сторону. Совершенствование приемов, развитие мышления, воли, простой и сложной реакций, чувства времени, чувства дистанции, тонкие дифференцировки условно-рефлекторных связей обязывают тхэквондиста кропотливо и продолжительно работать. Высоко развив свои боевые качества, спортсмен получает возможность применять эти средства в бою и побеждать не за счет силы, а за счет мастерства, искусства.
   При совершенствовании тхэквондиста в технике и тактике тренер должен обращать его внимание на быстроту действий, точность и своевременность ударов и защит, необходимость проводить то или иное действие.
   Ограничение учебно-тренировочного материала в процессе индивидуального совершенствования тхэквондистов приносит заметную пользу. В результате отбора определенных средств и направленной, узко индивидуализированной работы спортсмены совершенствуются в той или иной манере ведения боя, достигают стабильных успехов, используя относительно узкий круг доведенных до совершенства средств техники и тактики, и добиваются звания мастера спорта. Для дальнейшего прогресса тхэквондист должен владеть более широким арсеналом технико-тактических средств, чем тот, который присущ его манере, так как ограниченность боевых средств, дающая преимущество в поединке с одним противником, в другом случае непригодна. Для искусной победы надо уметь преодолевать сопротивление различных противников на всех дистанциях, пользуясь самыми разнообразными подготовительными, защитными, атакующими и контратакующими действиями.
   Чтобы определить пути и способы индивидуального совершенствования тхэквондиста высшего разряда, нужно знать, какие средства и способы дают возможность спортсмену выигрывать бои и у каких именно противников, а также и то, каких средств и качеств недостает бойцу.
   Важно также выяснить, в чем именно заключаются пробелы в технике и тактике занимающегося, чем нужно пополнить, в каком направлении изменить его технико-тактические средства.
   Для каждого тхэквондиста в соответствии с его особенностями и поставленными перед ним задачами следует разработать ряд технических и тактических заданий различного содержания и сложности, причем боец должен выполнять каждое задание не эпизодически, а систематически, до тех пор пока не будут сформированы необходимые навыки и умения. Общие для всех групп тактические задания недостаточны, так как каждый спортсмен, выполняя их, действует все же в обычной для него боевой манере. Поэтому, чтобы расширить объем навыков, умений тхэквондиста, дать ему возможность овладеть новым материалом, для каждого спортсмена нужно выделять из общего материала определенные тактические задания и подбирать соответствующую этим заданиям технику.
   Если в начале совершенствования особенно важно отшлифовать, закрепить, усовершенствовать технику и тактику, свойственные данному тхэквондисту, и все индивидуальные задания строятся именно исходя из этого, то затем следует предлагать тхэквондисту то, чего ему недостает и что необходимо для его спортивного роста.
   Каждому тхэквондисту необходимо отдельно упражняться в действиях, расширяющих его технико-тактические возможности. Так, одному специальные упражнения могут понадобиться для того, чтобы научиться активным наступательным действиям, например, непринужденному передвижению вперед в сочетании с попутными защитами. Другому нужно приобрести и совершенствовать навыки «завязки» боя и умения вести бой на средней или дальней дистанциях. Третьему – развивать те или иные физические и психические качества и т. д. Перечень задач, которые стоят перед спортсменом и тренером, можно было бы продолжить. Конкретно задачи совершенствования на этом этапе заключаются уже не только в шлифовке приемов, имеющихся в распоряжении тхэквондиста, но и в приобретении новых средств, необходимых этому спортсмену для решения конкретных технико-тактических задач в разведывательных действиях, в обороне и наступлении на разных дистанциях.
   В тренировочных занятиях совершенствование тхэквондистов следует вести путем общих (разнообразных) технических и тактических заданий для всей группы и индивидуальных (ограниченных) заданий для каждого бойца, которые должны сочетаться друг с другом, причем индивидуальные должны быть направлены на выработку и совершенствование свойственной данному спортсмену манеры ведения боя.
   В процессе совершенствования тхэквондиста следует широко использовать разнообразный технический и тактический материал, так как частая смена разнообразных заданий способствует сохранению устойчивого интереса к занятиям, расширяет кругозор занимающихся, улучшает специфическую координацию движений, вырабатывает правильную постановку ударов, защит и их сочетаний, обогащает бойца техническими и тактическими средствами. Разнообразие технического и тактического материала в процессе совершенствования дает спортсмену возможность в известной степени самоопределиться, а тренеру – наметить дальнейшее направление индивидуальной работы с ним.

   Занятия по совершенствованию наступательных и оборонительных целостных действий против тхэквондистов с различной манерой ведения боя
   В этих занятиях преимущественно в условных боях с широкими заданиями происходит совершенствование способов проведения комплекса типовых сложных наступательных и оборонительных действий (включающих все виды защит и контратак) против противников с различной манерой ведения боя. В условном бою тхэквондисту должны быть известны действия противника, которые определяет тренер.
   Помимо качеств, развиваемых на ранее описанных занятиях, здесь совершенствуют некоторые стороны оперативного мышления (выбор способов решения задачи, быстрая его реализация в действиях в условиях известных и относительно ограниченных стандартных ситуаций).
   На этих занятиях происходит совершенствование боевого мышления преимущественно в учебных вольных боях. Если на занятиях по специальной подготовке противникам предлагались определенные, известные обоим задания, то на занятиях по совершенствованию тактики моделируются условия соревновательного боя, когда тхэквондист не знает, в какой манере ведет бой противник и какова его тактическая задача, то есть действия спортсменов заранее не определены и не обусловлены. В учебном вольном бою тренер дает одному бойцу определенные тактические установки. Другой должен разгадать его намерения и задачи.
   На занятиях по совершенствованию тактики боя могут быть использованы обычные вольные бои, во время которых тхэквондист также должен сам разгадать намерения противника. Тренер все время комментирует действия тхэквондистов, корректирует их поведение, а в случае надобности делает замечания по ведению боя и изменяет его в соответствии с тактическим планом.

   Повышение уровня физической и волевой подготовленности
   Тхэквондисты высокой квалификации совершенствуют свою физическую и функциональную подготовленность в процессе круглогодичной тренировки, применяя разнообразные средства физической и специальной подготовки, рационально сочетая объем и интенсивность нагрузок и средств восстановления.
   К средствам общей физической подготовки тхэквондиста относятся общеподготовительные упражнения из других видов спорта (легкоатлетический и лыжный кросс, плавание, тяжелая атлетика, баскетбол, футбол и др.), общеподготовительные упражнения, содержащие элементы, близкие по структуре к специальным упражнениям тхэквондиста. К средствам специальной физической подготовки относятся специально-подготовительные упражнения спортсмена: подводящие, имитационные упражнения, упражнения со снарядами, упражнения со специальными заданиями в жилетах. К средствам специальной подготовки – упражнения в парах по заданию, условные и вольные бои.
   В физической подготовке тхэквондиста широко используются упражнения скоростно-силового характера, выполняющиеся с переменной интенсивностью.
   Для повышения уровня физической и функциональной подготовленности тхэквондистов старших разрядов необходимо применять широкий круг средств общей физической подготовки, которая позволяет создать фундамент общей физической подготовленности для дальнейшей интенсификации тренировочных специализированных нагрузок и улучшения специальной физической подготовленности. Специальная физическая подготовка тхэквондистов старших разрядов должна иметь более узкую индивидуальную направленность, обусловленную в основном задачами совершенствования индивидуальной манеры ведения боя.
   У тхэквондистов высших разрядов общая физическая подготовка более специализирована, а специальная – более разнообразна и отличается высоким уровнем объема и особенно интенсивности нагрузок, что обусловлено тенденцией к универсализму в совершенствовании качеств и технико-тактического мастерства. В тренировке тхэквондистов высших разрядов широко используется моделирование соревновательных ситуаций, что способствует развитию волевых качеств спортсменов.
   Повышение до определенного уровня физической и функциональной подготовленности тхэквондистов высокой квалификации требует оптимального сочетания средств общей и специальной физической подготовки, объема и интенсивности нагрузок в разные периоды круглогодичной тренировки.
   Основной фундамент общей и специальной физической подготовленности закладывается в подготовительном периоде подготовки спортсменов. На его первом, общеподготовительном этапе, задача которого – подготовить организм к специальным нагрузкам специально-подготовительного этапа, особое внимание следует обращать на развитие общих физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости. Для этого применяются кроссы, работа на дороге, плавание, спортивные игры, тяжелая атлетика, гимнастические упражнения. В этом же периоде развиваются специальная быстрота и сила с помощью упражнений с отягощениями, на снарядах и лапах. На этом этапе надо применять большой объем общеразвивающих, общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений с повышающейся до конца этапа интенсивностью (от средней до высокой). На втором, специально-подготовительном этапе подготовительного периода те же средства общей физической подготовки имеют более специализированный характер. В процессе специальной подготовки следует делать акцент на развитии специальной выносливости тхэквондиста с помощью упражнений на снарядах, тренажерах, в условных и вольных боях. Объем и интенсивность специальных и специально-подготовительных упражнений увеличивается.
   На предсоревновательном этапе основного периода тренировки, состоящем из двух частей – общеподготовительной и специально-подготовительной, сохраняется указанный принцип сочетания средств общей и специальной подготовки и распределения нагрузок.
   В переходном периоде, когда тхэквондист активно отдыхает и восстанавливается после состязаний, значительно снижаются объем и интенсивность нагрузки и полностью исключаются средства специальной подготовки и большинство средств специальной физической подготовки. Спортсмен должен сохранять свою физическую подготовленность, применяя средства общей физической подготовки (плавание, спортивные игры, пробежки в лесу, кроссы и др.). Это дает ему возможность отдохнуть, восстановиться и к подготовительному периоду сохранить тренированность.
   Необходимость достижения высокого уровня физической работоспособности, способности переносить огромные нагрузки современного турнира и тренировок требует от спортсмена проявления значительных волевых усилий и развития волевых качеств – целеустремленности, настойчивости, стойкости, высокого уровня психической переносимости нагрузок, психической выносливости. Основой для формирования и совершенствования всех этих психических функций является создание у тхэквондиста необходимых мотивационных установок, направленных в первую очередь на достижение высоких спортивных результатов в ответственных соревнованиях, а также высокосознательного отношения к процессу подготовки в условиях высоких нагрузок, стремление к их преодолению и повышению. Тхэквондист воспитывает волевые качества, целенаправленно преодолевая трудности и препятствия в процессе адаптации к огромным физическим и психическим нагрузкам.
   В ходе тренировки для повышения уровня физической подготовленности бойца обычно применяются типовые комплексы упражнений, которые в зависимости от их задач и направленности могут быть разделены на три группы: а) занятия, посвященные преимущественно общей физической подготовке и направленные на развитие общих физических качеств (выносливости, силы, ловкости, быстроты); б) занятия по специализированной физической подготовке, цель которой – развить общие и специальные физические качества с помощью общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений; в) занятия по специальной физической подготовке, направленные на развитие специальных физических качеств средствами тхэквондо (с помощью специальных упражнений тхэквондиста).
   Практически занятия по физической подготовке являются смешанными комплексами, в которые включены все упражнения, характерные для упомянутых «чистых» видов. К числу такого рода смешанных занятий относятся утренняя разминка и тренировка. Цель всех занятий по физической подготовке – способствовать развитию различных сочетаний общих и специальных физических качеств тхэквондистов.

   Достижение высокого уровня готовности к основным соревнованиям (спортивной формы) и повышение уровня надежности выступления в них
   Высокий уровень готовности (спортивная форма) достигается в процессе круглогодичной тренировки и соревнований за счет оптимального чередования активного отдыха, общеподготовительного и специально-подготовительного этапов тренировки.
   Спортивная форма достигается во время подготовительного этапа тренировки. В соревновательном периоде планируется система состязаний. Для подведения к основному турниру проводятся оздоровительные сборы, сборы ОФП, применяются различные пути и методы восстановления спортсмена и другие мероприятия, обеспечивающие нужную годичную динамику тренированности.
   Управление состоянием готовности в процессе предсоревновательной подготовки проводится с учетом закономерностей достижения и сохранения спортивной формы на этом этапе и индивидуальных особенностей спортсменов.
   Планирование подготовки, подбор и распределение нагрузок, средств восстановления спортсмена требуют тщательного учета данных психодиагностики, медико-биологических и педагогических обследований и оценки индивидуальной напряженности соревнований, календаря.
   Процесс управления развитием тренированности с целью достижения высокого уровня готовности начинается с подготовительного периода тренировки. Продолжительность и содержание подготовительного периода для тхэквондистов высокой квалификации в настоящее время значительно изменились из-за насыщенного годичного календаря соревнований. Подготовительный период стал намного короче и более специализированным, чем раньше: сейчас первые бои тхэквондист высокого класса нередко проводит уже через 1,5–2 месяца после окончания переходного периода тренировки. Поэтому собственно подготовительный период длится около 2 месяцев. Его первую половину составляет общеподготовительный этап, в течение которого тхэквондист занимается преимущественно общей физической подготовкой, а также использует специально-подготовительные (скоростно-силовые и скоростные) упражнения; вторую половину составляет специально-подготовительный этап, на котором в основном проводятся общая и специально-физическая подготовка в сочетании с технико-тактическим совершенствованием в специальных упражнениях с партнером.
   Использование перечисленных средств приводит к повышению уровня общей и специальной физической подготовленности и создает базу для приобретения высокого уровня специальной тренированности в основном (соревновательном) периоде.
   В основном периоде спортсмены готовятся к наиболее значительным и ответственным соревнованиям года и выступают в них. Это Первенство страны, Чемпионаты Континента, Мира и Олимпийский турнир. Кроме того, тхэквондист участвует в ряде менее крупных соревнований (Первенства городов, республик, республиканских и центральных обществ и т. д.), которые можно рассматривать как этапы подготовки к более ответственным турнирам и средство контроля за становлением спортивной формы. Основной период тренировки сейчас занимает не менее 8–9 месяцев, и в нем следует выделить этапы подготовки к наиболее важным соревнованиям, к которым спортсмены должны подойти в наилучшей спортивной форме (на пике спортивной формы). Интервалы между этими соревнованиями и продолжительность их проведения могут быть разными.
   Таким образом, в основном периоде спортсмен подводится к основным соревнованиям через серию промежуточных соревнований и микроэтапов подготовки к ним: переходных, общеподготовительных и специально-подготовительных этапов. В период подготовки к основным соревнованиям происходит закономерное колебание уровня тренированности в зависимости от времени основного соревнования и задач выступления в промежуточных состязаниях и связанных с этим задач повышения уровня различных сторон тренированности.
   Содержание переходных микроэтапов (активного отдыха) в основном периоде соответствует содержанию переходного периода тренировки. Содержание общеподготовительного микроэтапа в основном периоде соответствует специально-подготовительному этапу подготовительного периода (различия могут быть в дозировке нагрузок и отдыха, последовательности, количестве упражнений).
   В процессе подведения тхэквондиста к высокому уровню готовности следует использовать занятия по боевой подготовке, на которых, во-первых, решаются задачи физического, психического и технико-тактического совершенствования спортсменов и их непосредственной подготовки к выступлению в соревнованиях, во-вторых, осуществляются контроль за подготовленностью бойцов и отбор в основную команду. К числу таких занятий относятся высокотемповая боевая тренировка, спарринги.
   Задача боевой высокотемповой тренировки – повысить специальную тренированность путем применения высоких физических и психических нагрузок (на сенсомоторику и мыслительные процессы) в условных, вольных боях и на снарядах. После короткой интенсивной разминки и одного-двух раундов «боя с тенью» тхэквондисты проводят 6 раундов вольного боя. В двух первых и двух последних раундах спортсмены выполняют специальные задания. Так, в 1-м раунде одному тхэквондисту дается задание активно, в высоком темпе применять только атакующие, а другому – только контратакующие действия тоже в высоком темпе и незамедлительно. Во 2-м раунде спортсмены меняются заданиями. В 3-м и 4-м раундах они проводят вольный бой без ограничения в высоком темпе. В 5-м и 6-м раундах тхэквондисты ведут бой со средней дистанции, в одном раунде непрерывно наносятся быстрые удары, в другом применяются силовая борьба и чередование серий с акцентированными ударами.
   После этого спортсмен проводит упражнения на снарядах и лапах с переменной интенсивностью в течение 4–6 раундов. В ходе всех 6 раундов тренер меняет уставших противников для основных тхэквондистов команды. Функциональная нагрузка на этих занятиях должна превышать соревновательную при относительно невысокой эмоциональной напряженности (в боях не ставится задача победить противника). Занятия со спаррингами могут быть тренировочными, контрольными или отборочными.
   Занятия с тренировочными спаррингами имеют задачу повысить уровень всех сторон подготовленности тхэквондистов и подготовить их к встречам с противниками разных манер ведения боя. Спарринги из 3–4 раундов проводятся после небольшой разминки. Затем бойцы упражняются со снарядами, на лапах с тренером, выполняют специальную гимнастику и т. п.
   Задача занятия с контрольными спаррингами – проверить степень готовности тхэквондиста к предстоящим соревнованиям в вольном бою, проводимом на даянге. В этом спарринге спортсменам дается установка вести бой в своей манере в высоком темпе в течение 3–4 раундов. Психическая напряженность в этом занятии более высокая, чем в высокотемповой боевой тренировке, хотя интенсивность упражнения и ниже. До спаррингов тхэквондисты проводят индивидуальную боевую разминку с «боем с тенью», а иногда желающие могут провести 2 раунда условного боя с партнером. После спаррингов тхэквондисты упражняются со снарядами, лапами и заканчивают занятия гимнастикой.
   Задача занятия с отборочным спаррингом – отобрать наиболее хорошо подготовленных спортсменов в основной состав команды для участия в соревнованиях. В связи с этим тхэквондисты испытывают чрезвычайно высокую психическую напряженность, которая для некоторых бывает больше, чем в предстоящих соревнованиях. В отборочном спарринге, как и в состязаниях, спортсмен прилагает все усилия, чтобы выиграть бой. Схема занятия примерно такая же, как и в контрольном спарринге, но обычно проводят полностью бои из 3 раундов (без перемены противников). После спаррингов они переходят к упражнениям со снарядами и лапами или проводят несколько раундов условного боя.
   Следует избегать отборочных спаррингов между основными конкурентами в одной весовой категории, так как это приводит к чрезмерному психическому напряжению тхэквондистов и ухудшает процесс управления спортивной формой в самый ответственный период подготовки и, кроме того, может привести к травмам.
   Особое значение для повышения уровня готовности тхэквондиста в процессе тренировки (особенно предсоревновательной) имеют психолого-педагогические воздействия, повышающие психическую надежность спортсмена.
   Совершенствование психических качеств, необходимых для эффективного и устойчивого выступления на даянге, предусматривает воспитание спортивной направленности личности (мотивации, интереса к спортивному совершенствованию и т. п.), стремления к самовоспитанию, самоконтроля, волевых качеств, эволюционной устойчивости и должно проводиться с учетом индивидуально-типологических особенностей спортсменов. Кроме того, для повышения уровня надежности выступлений в соревнованиях в процессе подготовки надо использовать средства и методы повышения уровня эффективной и устойчивой работы тхэквондистов на соревнованиях и тренировке (например, средства и методы улучшения физического здоровья, устойчивости к травмам, повышения уровня мотивации достижений, психической переносимости нагрузок, моделирования условий соревнований в круглогодичной подготовке спортсменов и др.).
   Для того чтобы психологически подготовить тхэквондиста к выполнению больших нагрузок, участию в тяжелых спаррингах, встречам с трудными противниками, вызвать стремление к максимальной мобилизации всех сил на тренировке и на соревнованиях, к преодолению любых препятствий, чтобы предотвратить возникновение чрезмерной напряженности в бою, его надо постепенно адаптировать к напряженной обстановке состязаний. В практике предсоревновательной подготовки для этого используется моделирование предстоящей соревновательной обстановки с присущими ей трудностями и неожиданностями.
   Для этого тренеры детально анализируют условия проведения предстоящего соревнования, особенности противников (манеру ведения боя, физические данные и опыт, результаты выступлений в последние месяцы перед турниром и т. д.), внешнюю обстановку (поясное время, погоду, высоту над уровнем моря, отношение зрителей к разным командам, место проведения боев, условия в раздевалке, положение даянга и т. д.).
   Затем на тренировках создаются соответствующие «модели», которые воспроизводят соревновательную обстановку, боевые ситуации, манеру различных противников и т. д.
   При моделировании условий соревновательных боев прибегают к частой смене «свежих» противников разной манеры ведения боя и физических данных (через 1–1,5 мин.), которые поочередно работают с одним партнером, создают неравные условия, когда один спортсмен пользуется всеми средствами техники на всех дистанциях, а его противник вынужден ограничиваться определенным минимумом, например, бить одной ногой, как в случае травмы, наносить удары только на дальней дистанции, вести бой лишь при отходах. Нередко во время занятий проводятся бои, которые оценивают тхэквондисты, выполняющие роль судей, а тренеры намеренно создают «ажиотаж» зрителей, утрированно болеют за одного из участников.
   Все эти упражнения строго программируются в соответствии с содержанием недельных тренировочных циклов и индивидуальных планов тренировки спортсменов.
   Важной задачей предсоревновательных тренировок является создание и укрепление у тхэквондиста уверенности в своих силах.
   Для этого рекомендуется:
   а) показать тхэквондисту, что у него есть положительные сдвиги в технике, тактике и физической подготовленности и он подходит к состязаниям в состоянии хорошей спортивной формы;
   б) убедить спортсмена в том, что если он захочет и сумеет хорошо подготовиться, то сможет победить любого из участников состязаний, так как у всех, даже самых сильных противников всегда есть слабые места, которые надо умело использовать для достижения победы над ними;
   в) доказать, что предлагаемая система предсоревновательной тренировки, применяемые нагрузки, подбор противников дадут отличный эффект и тхэквондист будет в прекрасной спортивной форме;
   г) провести четкий анализ манер ведения боя будущих противников, оценить в целом предстоящий турнир, дать указания, как надо соблюдать режим в предсоревновательный период, как стабилизировать вес, как распределять силы в бою и какой тактической линии придерживаться и т. д., и при этом все время укреплять уверенность тхэквондиста в том, что его боевые качества и технические данные позволят успешно провести бои;
   д) не «раздувать» и не утрировать достоинства соперников в предстоящих соревнованиях;
   е) всячески поощрять и хвалить спортсмена за успешные действия против противников в условных, вольных боях и спаррингах, намеренно завышая оценку его подготовленности и мастерства;
   ж) создать у тхэквондиста веру в хорошее отношение к нему коллектива, заставить почувствовать, что за него всегда болеют все товарищи и тренеры.
   Создание положительного эмоционального фона, то есть оптимального эмоционального состояния тхэквондиста, в процессе подготовки к соревнованиям предусматривает устранение отрицательных эмоциогенных факторов и создание таких условий в быту и на тренировочных занятиях, которые способствовали бы возникновению у спортсменов положительных эмоций.
   Надо помнить, что возникновению у спортсменов отрицательных эмоциональных состояний в условиях сбора и тренировочных занятий способствуют:
   1. В условиях сбора: неблагоприятные внешние условия (природа, климат, высота, временной пояс и др.), неблагоприятные условия быта (неудовлетворительные питание, обслуживание, культурные развлечения, размещение, распорядок жизни и т. п.), плохие взаимоотношения (с тренером, товарищами по команде, обслуживающим персоналом и т. п.), плохое планирование подготовки, неудовлетворительная информация (данные о высоком уровне подготовленности соперников, о неблагоприятных условиях проведения соревнований, отсутствие информации о включении тхэквондиста в основной состав и др.), отрицательная оценка подготовленности спортсмена тренерами, врачом, товарищами; плохая подготовленность и неудовлетворительное физическое самочувствие, побочные обстоятельства (неприятности на работе, в семье и т. п.).
   2. В условиях тренировочного занятия: неблагоприятные условия тренировки (удаленность зала от местожительства, плохое оборудование, инвентарь, неудовлетворительные гигиенические условия), неудовлетворительное управление тренировочным процессом (неудовлетворительное распределение средств подготовки, объема и интенсивности нагрузок, малоэффективные комплексы упражнений, неудачные методические приемы, небрежное отношение тренера к своим обязанностям и др.), угроза травм, плохая технико-тактическая подготовленность, боязнь противника.
   Ликвидация воздействия всех этих факторов – одна из первоочередных задач тренера, занимающегося психической подготовкой тхэквондистов.
   На сборах целесообразно вводить такой режим, при котором строго соблюдались бы трудовая дисциплина и правила внутреннего распорядка, но в то же время спортсмены могли бы развлекаться и отдыхать, например, смотреть научно-популярные фильмы (в частности, спортивные фильмы, фильмы по физиологии, психологии, гигиене, медицине, географии и этнографии и т. д.), кинокомедии, слушать любимую музыку, участвовать в самодеятельности, проводить викторины, дискуссии на литературные, спортивные и другие темы, выезжать с беседами, показательными выступлениями, играть в массовые спортивные игры, ездить за город, праздновать юбилеи, торжественные даты, дни рождения и т. п.
   В предсоревновательной подготовке тхэквондиста значительное место надо отводить совершенствованию умения регулировать свое психическое состояние различными приемами.
   Принципы и методы достижения состояния боевой готовности и повышения психической надежности спортсменов старших и высших разрядов одинаковы, однако при подведении к спортивной форме тхэквондистов высшей квалификации следует учитывать более высокую плотность календаря, повышенную ответственность, напряженность и трудность турниров, специфичность предсоревновательной подготовки в условиях сборов, более высокие тренировочные и соревновательные нагрузки, необходимость более частого и полного восстановления по сравнению со спортсменами старших разрядов. Все это усложняет процесс управления развитием спортивной формы тхэквондистов высшего класса и нередко приводит к тому, что они не достигают оптимального уровня готовности к моменту выступлений в ответственных соревнованиях.

Контрольные вопросы

   1. Что понимается под термином «функциональные качества спортсмена»?
   2. Составляющие вегетативных функций тхэквондиста.
   3. Составляющие перцептивно-сенсомоторных функций тхэквондиста.
   4. Составляющие интеллектуальных функций тхэквондиста.
   5. Составляющие волевых функций тхэквондиста.
   6. Составляющие эмоциональных функций тхэквондиста.
   7. Сущность понятий сенсомоторики и психомоторики и их динамика в процессе многолетней подготовки.
Категория: ТХЭКВОНДО | Добавил: uchitel (26.01.2015)
Просмотров: 654 | Теги: Удары в тхэквондо, защита в тхэквондо, стили ведения поедин, тактика в тхэквон, борьба тхэквондо, ударные единоборства, атакующие дейтствия в тхэквонд | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru