В предыдущих главах шел разговор о технике и
тактике тхэквондо. Однако технические и тактические умения реализуются
за счет использования функциональных возможностей организма, в состав
которых входят:
● качество опорно-двигательного аппарата;
● качество питания мышц и мозга;
● качество переработки внешней и внутренней информации;
● качество управления скелетной мускулатурой (помимо степени ее обученности).
Таким образом, в ходе базовой технической
подготовки параллельно происходит обучение и совершенствование всех
функциональных структур организма.
После завершения этапа базовой технической
подготовки начинается работа по обеспечению реализации технических
умений в меняющихся статических, кинематических и динамических ситуациях
поединка.
Постоянно увеличивающийся соревновательный
компонент требует повышения требований к функциональным системам
организма в виде повышения объема и интенсивности физических,
интеллектуальных и эмоциональных нагрузок.
С одной стороны, спортивная подготовка
представляет собой процесс единовременной, параллельной
технико-тактической, физической и психологической тренировки.
Тем не менее в целях углубленного познания каждого направления виды подготовки рассматриваются и раздельно.
С 70-х годов прошлого столетия в теории
единоборств значительное место занимала проблема составления модельных
характеристик высококвалифицированных спортсменов.
Несмотря на то что результат на соревнованиях
единоборца зависит от комплекса степени технико-тактической обученности и
состояния всех обеспечивающих реализацию этой обученности
функциональных систем организма, следует для упрощения восприятия
вначале разграничить такие понятия, как:
● моделирование технико-тактической деятельности и модельные характеристики соревновательной деятельности;
● функциональные модели спортсменов.
В дальнейшем, после усвоения состава этих двух
блоков, формирующих понятие «модель тхэквондиста», целесообразно
устанавливать их взаимозависимость.
Так, можно установить взаимосвязь между:
● плотностью ударов и физическими качествами тхэквондиста;
● скоростью простой и сложной реакции и эмоциональной устойчивостью;
● пластичностью психических процессов,
экстравертностью, эмоциональностью и количеством ударов за раунд,
коэффициентом вариации ударов по раундам, процентом боевых действий
ближней ногой, процентом ответных атак, процентом различных вариантов
защит и т. д.
На сегодняшний день полной модели деятельности тхэквондиста и модели его функциональной обеспеченности еще нет.
В деле их дальнейшей разработки возможно
использование подходов к моделированию таких представителей других
ситуационных видов спорта, как М. С. Бриль (об эталонных моделях
спортсменов на базе их квалификационных различий, 1989), А. А. Сучилина
(Об успешности действий в нападении и обороне, объеме двигательной
деятельности и эффективности соревновательной деятельности, 1997) и др.
На данном этапе развития медико-биологического
обеспечения тхэквондо нет возможности наполнить содержание
функциональной модели бойца количественными константами, пригодными для
упрощенного использования в педагогической практике. Дело в том, что
каждой из весовых категорий присущи срединные весо-ростовые данные,
характерные для данного веса, – жировая прослойка, мышечная масса,
размеры длины конечностей и пропорции тела.
Поэтому все предшествующие разговоры о
модельных характеристиках высококлассных тхэквондистов можно расценивать
только как заказ на основательное, комплексное исследование в области
функциональных срединных моделей, допускающих вариативные колебания в
связи с обилием их перечня и обилием приемов тхэквондо.
Тенденция использования модельных характеристик
функциональных качеств в интересах предварительного отбора, например, в
секции спортивной борьбы (Г. С. Туманян, 1984), в настоящее время можно
считать вредными, поскольку мы уже расплачиваемся за чрезмерное
увлечение «высшими» достижениями в ущерб массовому спорту. Этот вопрос
должен быть снят навсегда, поскольку физическая культура и спорт созданы
народом и для народа. При наличии массового спорта нет необходимости
производить предварительный отбор, нет необходимости производить
целенаправленный отсев и нет необходимости проводить селекцию бойцов.
Все будет происходить само собой, и в сборные команды из огромного числа
претендентов будут просто попадать лучшие тхэквондисты.
В стране должен доминировать массовый спорт, и тогда меньше места будет спекулянтам от спорта как средства политики.
Если не принимать во внимание вышесказанное по
поводу приспособления технико-тактического арсенала к морфологическим
особенностям, то перспективность идеи профессионального отбора можно
опровергнуть невозможностью определения в период детства будущего
телосложения после полового созревания, а также того, какими физическими
качествами будет обладать воспитанник. Тем более что мы не можем в
конкретном детском и юношеском возрасте добиться хотя бы приближенного
однообразия соматических признаков в связи с их вариативным сроком
созревания.
Тем не менее тренер должен знать весь перечень
функциональных качеств, обеспечивающих реализацию технико-тактических
умений, обеспечивающих превращение этих умений в навыки соревновательных
действий.
Представленная в настоящем учебнике модельная
матрица функциональных показателей может использоваться только в
качестве ориентира и пока на уровне интуиции, хотя при умелом
использовании это немало (табл. 9.1.1).
Все перечисленные в данной таблице
функциональные показатели в различной степени задействованы при
выполнении умственной и физической деятельности и в различной степени
нагружаются в ходе спортивной тренировки. Основываясь на этом перечне
функциональных качеств, можно приблизительно выделять те из них,
требования к котором повышены в тхэквондо и в определенной весовой
категории.
Следует дифференцировать понятия терминов,
использующихся в блоке сенсомоторных качеств, и уточнить
последовательность овладения обозначенными способностями:
а) координированность – способность к
произвольным согласованным движениям в заранее запрограммированных
условиях (осваиваются первыми);
б) ситуативная сенсомоторика – способность
объективно воспринимать информацию и организовывать адекватные ей
координированные движения в условиях меняющихся ситуаций (обуславливают
качество ловкости и изучаются после овладения координационными навыками
при отсутствии сбивающих факторов). В свою очередь, необходимо различать
ловкость телесную (по Н. А. Бернштейну – грудную), которая более
используется в спортивной гимнастике, акробатике и спортивной борьбе, и
ловкость предметную, которая более необходима в художественной
гимнастике, спортивных играх и ударных единоборствах;
в) психомоторика – способность к реализации
двигательных умений и навыков (ловкости) в психострессорных ситуациях
(осваивается после овладения сферой ситуативной сенсомоторики без
психострессов).
Поскольку ловкость – это степень обученности в
сфере переработки образно-двигательной информации и организации
адекватного реагирования, технико-тактическая подготовка является
основой любого вида деятельности человека.
Таблица 9.1.1
Матрица модельного блока функциональных качеств тхэквондиста
Непосредственно физические (кондиционные)
качества развиваются параллельно с ростом технико-тактического
мастерства, в процессе которого тренер (или сам учащийся) подтягивают
недостающие качества до необходимого уровня (в интересах оптимальной
реализации техники).
В тхэквондо при реализации приобретенных умений учащиеся сталкиваются со сбивающими факторами. К ним относятся:
● ударная техника противника;
● механические – как противонаправленное
(контактная защита) и однонаправленное сопротивление противника
(уклонение от воздействия);
● энергетические – как умственная, координационная и физическая усталость;
● психологические – как неуверенность в успешности реализации запланированных действий.
Если координационные и сенсомоторные структуры
не испытывают особых нагрузок в ходе учебно-тренировочного процесса, то в
условиях соревнований на сенсомоторику воздействуют мощные
психострессорные нагрузки.
Однако прежде чем заботиться об обеспечении
психомоторных качеств, необходимо обеспечить элементарные умения и
тактику их использования без психологических нагрузок. В противном
случае тренер рискует потерять своих учеников или, если они безмерно
одарены природой, сузить их технико-тактические возможности.
В связи с тем что качество проявления
технико-тактических умений в условиях соревнований в значительной
степени зависит от степени развития функциональных качеств, их
совершенствование должно проходить параллельно с обучением.
При этом, учитывая все более раннюю
специализацию в видах спорта, на этапе начальной подготовки
целесообразно организовывать общедвигательную подготовку, преследующую
цель привития жизненно необходимых умений (общеразвивающая подготовка –
ОРП).
Одновременно осуществляется морально-этическая подготовка (МЭП) в рамках возрастных социальных предпочтений.
На более поздних этапах технико-тактической подготовки параллельно осуществляется общая физическая и волевая подготовка.
Еще позже – специальная физическая подготовка
(после формирования пропорций тела) и эмоциональная подготовка по мере
необходимости участия в ответственных соревнованиях (табл. 9.1.2).
Таблица 9.1.2
Схема организации комплексной многолетней
подготовки тхэквондистов и временной взаимосвязи с развитием
функциональных способностей
|