К сожалению, пока
в нашей стране не уделяется достаточного внимания вопросам
квалификационной оценки деятельности как средству активизации учебной
деятельности учащихся.
Однако в настоящее время заниматься в секциях
тхэквондо начинают с детского возраста, и результаты занимающихся должны
квалифицироваться в детских и юношеских разрядах.
Стало быть, необходимо разработать систему
квалификационной оценки учащихся спортивной секции таким образом, чтобы
стимулировать их и к учебной, и к спортивной деятельности.
Для того чтобы дети не уходили из секций
тхэквондо, необходим щадящий режим подготовки, как технико-тактической,
так и физической. Положительное мнение детей, занимающихся в секции, на
следующий год обеспечит приход еще большего числа детей.
Чтобы удовлетворить социальные амбиции детей,
желающих скорей получить какое-нибудь свидетельство о мере своих
достижений, но не имеющих на данном этапе таких возможностей, необходимо
строго соблюдать принятую во всем мире систему сдачи нормативов на
технические категории.
Особенно важно учитывать мотивацию к
физкультурно-спортивной деятельности на этапах начальной подготовки и в
рекреационной работе («фитнесе»), ибо чрезмерная требовательность к
текущим спортивным результатам без учета моральной удовлетворенности и
возникновение пессимальных эмоций в результате проигрышей в
несвоевременно организованных соревнованиях приводят к уходу из секции.
18.2.1. Повышение значимости технических категорий и оптимизация их состава
Значительная часть желающих заниматься
физкультурно-спортивной деятельностью мотивирована не на достижение
спортивных результатов, не на занятие призовых мест (то есть
удовлетворением инстинкта самоутверждения), а на овладение определенными
умениями как «деятельностным», образовательным компонентом (Г. Г.
Наталов, 1994).
На ранних этапах индивидуального развития
ребенка значительным стимулом к продолжению занятий определенной
деятельностью является потребность в явном и косвенном социальном
поощрении (Б. Б. Коссов, 1989). Кроме того, именно за счет
«деятельностного» компонента, за счет познавательной мотивации возможно
обеспечение массовости и долголетия функционирования в данной области
деятельности с постепенно меняющимися личностными и общественными
функциями (С. Доничев, 1985; Р. Тесетер, 1985).
Учитывая факт неравномерного соматического
развития и неспособность всех детей и подростков к равноценной
спортивной деятельности, на наш взгляд, целесообразно использовать
систему поощрения за качество усвоения учебного материала в
нестрессорных условиях и за трудолюбие.
В этом случае будут возможны поддержка и
развитие мотивации к роду деятельности за счет использования
психологических механизмов срочного и отставленного эффектов.
Это необходимо, тем более что, по данным
социологических исследований (М. Е. Кутепова, 1980; А. Я. Свиридова,
1974), с возрастом отмечается снижение спектра спортивных и
физкультурных интересов школьников.
Объясняется это, по-видимому, отвлечением
избыточной адаптационной энергии на поиск появившихся сексуальных
интересов (по З. Фрейду), тем более что «беспредел» средств массовой
информации сводит на нет все выработанные обществом необходимые
ограничения.
Дело в том, что, по З. Фрейду, основная масса
адаптационной энергии в репродуктивном возрасте направлена на решение
проблемы продолжения рода. Эта энергия включает в себя поиск полового
партнера, борьбу за него, сами взаимоотношения партнеров, заботу о
новорожденных, их воспитание и подготовку к будущей самостоятельной
жизни.
Однако в молодом возрасте преобладает
использование сексуальной энергии, а ее решение начинается с борьбы за
партнера, то есть с конфликта.
Эта агрессивная энергия заложена природой, и,
как уже говорилось в предисловии, ее необходимо направлять в безопасное
для общества русло.
Поэтому необходимо в период детства (особенно в
подростковом периоде) завладеть сердцами детей, выработать в них
стереотипную потребность к занятиям физической культурой, найти в ней
свой социальный статус вместо безжалостного официального и
неофициального выталкивания из спортивных секций.
Как показали результаты опроса детей и
подростков, занимающихся в секциях единоборств и бросивших их,
значительное число учащихся, увлеченных образовательным компонентом,
ушло из секций в тех случаях, когда содержание такого компонента их не
устраивало.
Кроме физиологической потребности в занятиях
спортивной деятельностью, имеются социальная и психологическая
потребности, которые при решении проблемы выбора вида деятельности могут
быть осознаваемыми и неосознанными (Г. Б. Горская, 1991; Б. Б. Коссов,
1989). По Мюррею, в противоположность физиологическим и социальным
потребностям, имеется ряд потребностей «психогенного» порядка (Б. Б.
Коссов, 1989; Г. Г. Наталов, 1976; Ю. А. Шулика, 1996).
К ним относятся потребности:
● престижа;
● социального статуса;
● доминирования (власти);
● общения, содружества, сотрудничества;
● участия в познавательном процессе.
Еще одно высказывание в пользу прекращения
жесткого отбора в секции тхэквондо: «Основной путь поиска юных
спортсменов – организация тренировки для возможно большего числа детей и
подростков. Такие исходные теоретические предпосылки обуславливают
новые уровни требований на первой ступени отбора, не ограничивающего
прием в ДЮСШ детей со средними физическими возможностями» (А. А.
Гужаловский, 1979).
Следует остановиться на термине «отбор». Если в
конце ХХ столетия основная часть спортивных секций находилась на
бюджете государственных или общественных организаций, то данный термин
имел значение в том смысле, что эти организации не хотели тратить
средства на здоровье всех детей. Их интересовало развитие тех детей,
которые могут обеспечить достижение высокого спортивного результата и
тем прославить «человеколюбие» руководителя.
Занятия на коммерческой основе государством не
поощрялись, в результате чего детям, не успевшим проявить спортивные
задатки, дорога к физической культуре была закрыта.
В настоящее время таких организаций становится
все меньше и работа с детьми и молодежью осуществляется на коммерческой
основе. Может быть, это и лучше? Ведь так делается во всем мире. В Корее
основная масса людей не мечтает о спортивных успехах, а занимается
физической культурой в свое удовольствие и для своей пользы. Для
мотивации деятельности в тхэквондо разработана система квалификационной
оценки в виде комплекса требований к каждому прошедшему определенный
цикл обучения (гып, дан).
В соревнованиях по тхэквондо участвуют только
те, кто этого хочет, и на его квалификационную оценку в традиционном
тхэквондо это никак не влияет. Чисто спортивная деятельность
тхэквондиста – это совсем другой вид деятельности, квалификация в
котором зависит от занятого места. В связи с вышеизложенным в странах
Юго-Восточной Азии не существует проблемы отбора. Он происходит сам по
себе, и никто никого не унижает в этом ни для кого не заметном процессе.
Нужен ли нам отбор в секцию, если родители
платят за обучение их детей? Думается, что нет. Конечно, каждый тренер
мечтает о подготовке чемпиона, поскольку его наличие опосредованно
отражает квалификацию тренера. Однако часто бывает, что появление
чемпиона – это просто случайное появление человека, обладающего
абсолютными функциональными качествами (высокая энергетика, надежные
сенсомоторика и психомоторика).
Поэтому процесс подготовки в тхэквондо на
ранних этапах должен быть ориентирован на всеобщее обучение, воспитание
личности и физическое развитие. Появление чемпиона должно, конечно,
вызывать радость коллектива, но с осознанием элемента случайности и без
особых эмоций по поводу своей причастности. Важен сам процесс обучения и
функциональных нагрузок как средства совершенствования организма.
Чем более сложен технически и тактически вид
избранного спорта, тем дольше будет «скрытый» период проявления
необходимых специфических способностей. В циклических и
скоростно-силовых видах преодолевающих упражнений с ограниченным
техническим содержанием задатки и способности обнаруживаются уже на
ранних этапах подготовки и даже при наборе.
При работе с детьми каждый тренер, как бы он ни
осознавал необходимость равного отношения к ученикам, будет обращать
внимание на тех, кто лучше усваивает учебный материал. Однако надо
всегда помнить, что в сложнокоординационных видах спорта, да еще и с
ситуативными условиями, ведущим критерием для оценки деятельности
учащегося являются не столько его текущие физические способности и даже
не столько исходная координированность, ибо она имеет свои сенситивные
периоды развития (Г. К. Федякина, 1998), сколько мотивация к занятию
данным родом деятельности и качество программы обучения.
Далее следует учитывать, что постепенное созревание сенсомоторных механизмов обуславливает поэтапное усложнение требований.
Так, вначале должно оцениваться качество
усвоения техники атакующих приемов тхэквондиста в виде ударов по
различным предметам и имитации ударов по реальному противнику.
Затем изучается и отрабатывается защита в ответ
на имитацию атакующих действий. Благодаря этому обеспечивается
формирование надежных координационных структур без излишних на данном
этапе сенсомоторных и тем более психологических помех.
Стремление к овладению техникой большого числа
приемов не грозит рассредоточением внимания, поскольку многие из них
имеют общую координационную структуру.
Способность же продемонстрировать большое число приемов мотивирует к длительному занятию тхэквондо.
Поэтому организация зачетов на демонстрацию изученных приемов имеет большое значение для сохранения контингента учащихся.
В этой связи целесообразно было бы на начальном
этапе подготовки в тхэквондо не перегружать неподготовленных детей
психомоторными нагрузками, но стимулировать их к познавательной
деятельности и своевременно ее поощрять. |