При планировании
учебно-тренировочного процесса во всех его разновидностях необходимо
учитывать время «созревания» психических функций детского и юношеского
организма.
Следует всегда помнить, что нервно-психические функции развиваются в такой последовательности:
1. Формируется произвольное внимание.
2. Формируется способность к согласованным движениям (координированность).
3. Развивается механизм сенсорных коррекций как способность проявлять согласованные движения в условиях смены ситуаций.
4. Формируется способность к согласованным
движениям в меняющихся ситуациях, реализуемых в повышенном
психострессорном режиме.
12.3.1. Морально-этическая подготовка
На начальном этапе подготовки тхэквондистов
целесообразно больше уделять внимания морально-этическому разделу
психологической подготовки применительно к проблемам детей и проблемам
взрослых по их воспитанию. Практически тренер должен брать на себя
основную роль воспитателя, поскольку именно он является наиболее
значимой и не надоевшей личностью.
Причем необходимо усвоить факт того, что
ритуалы, зачастую не воспринимаемые всерьез нашими тренерами, играют
важнейшую роль. Все должно начинаться с поклона спортивному залу,
тренеру, группе и т. д.
На 1-м учебно-тренировочном полуэтапе основное внимание должно уделяться:
● отвлечению ребят от «тусовок»;
● внушению им чувства превосходства над ними;
● обеспечению устойчивости против влияния распространителей наркотиков;
● внушению необходимости корректного поведения в школе и обществе;
● приучению к общественно полезному труду;
● приучению к соблюдению порядка;
● приучению к ответственности за соблюдение порядка.
На 2-м учебно-тренировочном полуэтапе, когда
подходит пубертатный период (период полового созревания), в задачу
морально-этической подготовки входит половое воспитание:
● отношение к женщине;
● отношения с половыми конкурентами;
● целесообразное поведение на массовках;
● целесообразное поведение на «тусовках»;
● этика поведения в различных слоях общества.
Далее морально-этическая подготовка ведется или
индивидуально, по мере необходимости, или в процессе массовых
мероприятий коллектива.
12.3.2. Волевая подготовка
На начальном этапе в состав волевой подготовки включаются:
● развитие способности выполнять строевые команды;
● развитие способности самостоятельно развивать физические качества.
На 1-м учебно-тренировочном полуэтапе в состав волевой подготовки должны входить:
● выполнение строевых команд;
● развитие способности самостоятельно развивать физические качества;
● развитие способности преодолевать нежелание участвовать в соревнованиях.
На остальных этапах волевая подготовка осуществляется в процессе подготовки к участию в соревнованиях.
12.3.3. Эмоциональная подготовка
(обеспечение координированности и оптимальной сенсомоторики в
психострессорных ситуациях (психомоторики)
Эмоциональная подготовка начинает
осуществляться с момента подготовки к первым соревнованиям и носит в
основном индивидуальный характер. Возможно использование групповой
психотерапии по внушению коллективной уверенности в своих силах или в
целях снятия напряжения и усталости.
Лучшими способами эмоциональной подготовки являются:
● проведение показательных выступлений;
● постепенное усложнение соревновательных заданий;
● посещение других школ тхэквондо и проведение там поединков;
● проведение непрестижных боев с более квалифицированными спортсменами;
● участие в учебно-тренировочных сборах совместно с представителями других школ тхэквондо;
● большее участие в выездных соревнованиях без заданий на результат;
● участие в командных соревнованиях. |