7.4.1. Общие основы планирования базовой технической подготовки
Согласно программе для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ
(Классическая борьба, 1977), техника новых приемов изучается на всех
этапах подготовки. Эта тенденция закреплена и в более поздних работах
(А.М. Дякин, Ш.Т. Невретдинов, 1980). В то же время, против атакующих
действий изучалась защита и контрприемы. На каждый год начального
обучения было запланировано изучение 4 приемов борьбы стоя, 5 приемов
борьбы в партере и значительно большее число приемов защиты, даже –
контрприемы. Это не соответствует основным принципам педагогики и
создает условия для разрушения только что усвоенного умения. На
основании исследований, проведенных А.С. Кузнецовым (2002) и О.Б.
Соломахиным (2002), установлено, что базовая техника должна изучаться
без привнесения динамических помех, что обеспечивает формирование
прочных срединных координационных структур приемов (А.П. Купцов, 1980).
С другой стороны, изучение новых атакующих
действий в процессе всего периода многолетней подготовки не приносит
успеха, поскольку вероятность включения приемов, изучаемых на поздних
этапах подготовки, низка. Весь объем базовой техники должен быть изучен
на этапе базовой технической подготовки. Благодаря такому походу,
освободившееся время можно использовать для изучения большего объема
техники борьбы с тем, чтобы в дальнейшем посвятить время отработке этой
техники в различных тактических вариациях. И самое главное, отсутствие
помех на ранних этапах подготовки обеспечивает прочное усвоение
атакующих приемов.
7.4.2. Формирование содержания и распределение учебного материала
Как правило, учебный материал по борьбе
распределяется параллельно для разделов борьбы в положении стоя и в
положении партера (с учетом отнесения борьбы полустоя – к разделу борьбы
полустоя, а борьбы лежа – к разделу борьбы в партере).
Для раздела борьбы в партере циклически должно
планироваться изучение приемов при положении атакующего лицом к голове,
лицом к ногам, со стороны головы и со стороны ног противника. При этом
должно предусматриваться изучение перебрасываний и переворотов в передне
– заднем и боковых направлениях (рис. 7.1.).
* – символ – ♣ означает противника в партере,
– символ – ♠ – расположение атакующего справа от противника, лицом в сторону его головы.
Рис. 7.1. Тактические направления типов переворотов по Единой классификации технических действий ( Ю.А. Шулика, 1988)
Рис. 7.2. Принцип концентрического
планирования для изучения бросков и сбиваний при борьбе стоя на этапе
базовой технической подготовки в греко-римской борьбе для условий, когда
атакующий и его противник расположены в правосторонней стойке (взаимная
одноименная стойка).
Следует иметь в виду, что такой же комплекс
должен быть предусмотрен и для взаимной разноименной стойки, когда
атакующий расположен в правосторонней стойке, а его противник в
левосторонней стойке.
Причем на первом году обучения техника
приемов изучается из правосторонней и левосторонней собственных стоек в
условиях одноименной и разноименной взаимных стоек.
На втором году обучения, когда выяснится
предрасположенность каждого обучаемого к правосторонней или
левосторонней стойкам, целесообразно распределять учебный материал в
интересах «атакующего» (отрабатывающий прием не меняет своей привычной
стойки, а его противник, независимо от собственных предпочтений,
занимает запланированную стойку.
Эти рекомендации связаны с наличием феномена
двигательной асимметрии (Е.К. Аганянц, Г.Б. Горская, 2003; В.Н.
Лебедев, 1975; К.Д. Чермит, 1992), который проявляется тем сильнее, чем
выше психострессорность ситуации. Поэтому в интересах физической
культуры целесообразно организовывать симметричные движения, а в
интересах спортивных достижений следует не противоречить природе и
стараться с максимальным эффектом приспособить возможности каждого
спортсмена к меняющимся кинематическим условиям.
Такой же принцип планирования должен
соблюдаться и при обучении технике борьбы в партере и лежа. Атакующий
должен уметь действовать, располагаясь как слева, так и справа от
противника (см. ниже).
Для раздела борьбы стоя должно
предусматриваться изучение бросков в четырех диагональных направлениях и
сбиваний (переводов) – в двух направлениях вперед в условиях
одноименной (рис. 7.2. ) и разноименной взаимной стойки.
Причем четырехнаправленный принцип
четырехнедельного цикла должен соблюдаться независимо от наличия в
арсенале нового приема в каком-либо направлении. При отсутствии такового
продолжается повторение ранее изученного приема с тем, чтобы на
действия во всех направлениях было отведено равное количество учебного
времени.
В этот период целесообразно не проводить
соревнования на противоборство. Соревнования должны быть организованы в
виде конкурсной демонстрации программных приемов, поскольку термин
«техника приема» обозначает принцип «как делать?».
Противоборство же целесообразно устраивать
тогда, когда учащийся усвоил хотя бы первый уровень принципов тактики
«когда и, что делать?».
Если учащиеся настойчиво требуют соревнований, то можно их организовать, но только с борьбой в партере и лежа.
7.4.3. Методика использования терминологии и двигательных ориентиров
Мнение ряда авторов (А.П. Купцов, 1980; Г.Г.
Ратишвили, Г.Л. Кокичашвили, 1983; К.Г. Томилин, 1978; Д.И. Узнадзе,
1966; Ю.А. Шулика, 1988) свидетельствует о том, что формирование
правильной двигательной установки зависит от того, насколько точно
термин отображает структуру заданного действия. В связи с этим
постулатом следует учесть, что в настоящее время тренеры по спортивной
борьбе используют термины, соответствующие трем классификациям
(Спортивная борьба, 1968; 1978; Ю.А. Шулика, 1988).
Данные результатов исследований, проведенных в
области методики греко-римской борьбы (А.С. Кузнецов, 1995; 2002),
свидетельствуют о необходимости перехода на терминологию, основанную на
классификации техники спортивной борьбы по биомеханическим признакам
(Ю.А. Шулика, 1988).
В связи с этим необходимо вновь обратиться к
главе 3 настоящего учебника и усвоить связь между классификационными
признаками приемов и образностью их терминов, способствующих
формированию оптимальной двигательной установки (особенно это
просматривается в терминологии переворотов).
7.4.4. Методика использования
классификационных признаков в качестве двигательных ориентиров техники
приемов организации «лидирования»
В соответствии с положениями Единой
классификации технических действий в спортивной борьбе по
биомеханическим признакам первым и основным модельным признаком броска
или переворота является его направление относительно самого себя и
относительно противника (куда стремится тело атакующего, в какую сторону
перемещается противник, за счет какого движения туловища происходит
перемещение тела противника). Например, бросок проворотом состоит из
предварительного проворачивания атакующего спиной или боком к
противнику, падения противника вперед, перед атакующим за счет
продолжения проворачивания атакующего. Бросок наклоном состоит из
продвижения атакующего вперед и падения противника за счет наклона
туловища атакующего путем сгибания или разгибания в позвоночнике
(последнее – выполняется при удлиненном продвижении вперед).
Следующим модельным уровнем является модель
класса броска (переворота). В бросках типа «проворотом» классом является
способ выхода из исходного положения на старт броска. Таких способов
существует четыре:
– выходом (проходя мимо противника, в сторону направления броска);
– входом (подходом спиной к противнику под его ОЦТ);
– уходом (отходя в сторону противоположную направления броска;
– скрестно (вращением вокруг собственной продольной оси).
В бросках типа «прогибом» классами являются:
– прогиб (туловища атакующего начинается прогибанием назад);
– разворот (совместно с прогибом производится заход вокруг противника с разворотом в сторону);
– вращение (после наклона туловища атакующего,
без выпрямления, проводится бросок за счет вращения вокруг продольной
оси атакующей;
– разгиб (после наклона проводится подъем
противника за счет разгибания и сбрасывания противника перед собой без
последующего прогиба).
В бросках типа «наклоном» основным признаком
является наклон позвоночника. Причем он может проводиться как за счет
сгибания, так и за счет разгибания. Главное, чтобы результирующая линия
опускалась к ковру. При сгибании позвоночника атакующий стремится
бросить противника к своим ногам, а при разгибании – дальше от своих
ног.
В бросках типа «запрокидыванием» для греко-римского стиля классами являются действия по выходу атакующего на старт:
– заходом (заход атакующего сзади противника с поворотом к нему грудью);
– выходом (заход атакующего сбоку противника с поворотом к нему спиной).
Для каждой взаимной исходной стойки предпочтительными являются определенные классы выхода на старт броска.
В переворотах моделью класса является принцип передвижения туловища атакующего. Например, «откаты» могут проводиться:
– за счет сгибания туловища атакующего (сгибаясь);
– за счет его разгибания туловища (набегая);
– за счет продвижения мимо головы противника (забегая);
– за счет продвижения мимо ног противника (переходом).
«Подкаты» при положении атакующего сбоку противника и лицом в сторону его головы могут проводиться:
– за счет прогибания;
– за счет вращения в сторону собственного расположения;
– за счет сгибания туловища атакующего, обеспечивающего воздействие на плечевой пояс противника.
«Накаты» при положении лицом к голове
противника могут проводиться путем воздействия рук на шею и плечо
противника за счет собственного сгибания.
Используя данные таких моделей, можно будет
обеспечивать усвоение приемов путем использования двигательных
ориентиров (особенно это будет эффективно при занятии в двухшереножном
строю по разделениям и по команде).
При неспособности обучаемого усвоить словесный
инструктаж и правильно среагировать на указанный ориентир возможно
использование лидирования путем «насильственного» проведения учащегося
по модельной структуре, соответствующей типу или классу приема.
На нижележащих модельных уровнях такое лидирование уже не потребуется.
Только после правильного усвоения перечисленных
модельных структур можно переходить к исправлению ошибок динамического
уровня (признак группы приема) путем словесного инструктажа по
корректировке направления подъема противника, сваливания, выбивания
(подбива).
Необходимо отдельно остановиться на методике изучения бросков типа «прогибом», подкласса «прогибаясь».
Вначале целесообразно изучать броски подкласса, «разворачиваясь»
с предварительным падением атакующего. При этом элемент вращения вдоль
своей продольной оси с одновременным движением туловища вниз позволяет
сформировать падение противника с большой траекторией, но с приземлением
его спины по диагонали, что исключает жесткое падение и травмоопасное
выставление рук.
После овладения этими приемами следует перейти к изучению бросков подкласса «разгибаясь».
При этом, не следует вначале выполнять броски с падением совместно с
противником. Основная цель при овладении этим классом приемов –
выпрямление после сгибания таким образом, чтобы обеспечить наименьшую
нагрузку на позвоночник. Для этого необходимо при сгибании своего
туловища так расставить свои ноги под противником, чтобы отрыв
противника осуществлялся преимущественно за счет разгибания в коленном и
тазобедренном суставах, а не за счет разгибания позвоночника.
Изучение бросков подкласса «вращаясь» завершает подготовку к изучению бросков подкласса «прогибаясь».
Прежде чем приступить к обучению броскам подкласса «прогибаясь»,
следует научить занимающихся различным упражнениям для укрепления
моста, развить у них необходимую силу мышц спины и разгибателей ног.
Такие упражнения следует давать с самого начала обучения борьбе. До
изучения бросков прогибом занимающиеся должны научиться уверенно
становиться на мост, что исключит боязнь получить повреждение при
падении назад. При достаточной физической подготовленности к изучению
бросков прогибом можно перейти после 3–4 месяцев занятий.
Обучать броску прогибом с захватом туловища с
рукой следует без применения моста. Изучив прием с этим захватом,
занимающиеся в дальнейшем легче осваивают броски прогибом с другими
захватами.
Следует изучать броски прогибом как с
разворотом налево, так и с разворотом направо. Вначале занимающиеся
выполняют прием с разворотом в удобную для них сторону. Чтобы
определить, в какую сторону удобнее выполнить разворот, применяют
следующий методический прием. Борцам дается задание: из исходного
положения, падая спиной к ковру, развернуться и прийти на полусогнутые
руки. При этом не указывается, в какую сторону делается разворот. Как
правило, занимающиеся выполняют разворот в удобную для них сторону.
Для усвоения структуры приема применяют следующие подводящие упражнения:
Для усвоения элементов подбива занимающийся
после подставления ноги выпрямляет ноги и делает рывок руками
вверх-назад. Затем элементы он выполняет с чучелом или партнером.
Возможные ошибки: атакующий неплотно прижимает
туловище партнера к себе, вследствие чего грудь партнера после захвата
находится ниже груди атакующего.
Для усвоения имитации подбива с помощью
партнера занимающийся соединяет свои руки в крючок. Партнер, стоя сбоку,
захватывает его ближнее (одноименное) предплечье снизу, другой рукой
поддерживает под спину. Занимающийся подставляет ногу и начинает падать
назад. С началом падения занимающийся выполняет подбив, а партнер
поддерживает его и не дает упасть на ковер.
Для усвоения разворота грудью к ковру
занимающийся из положения на мосту несколько опускает таз. Затем он
резко поднимает таз вверх и одновременно с этим, отталкиваясь ногой,
противоположной стороне разворота, переносит ее через другую ногу как
можно дальше. В конечном положении занимающийся лежит грудью на ковре,
широко расставив ноги в стороны.
Ниже приведены шаблоны для составления
программы обучения на этапе базовой технической подготовки («начальная
подготовка» – НП-1, НП-2, НП-3 по общепринятой терминологии) (табл.
7.7., 7.8.).
Таблица 7.7.
Программа обучения для 1-го года начальной (базовой технической) подготовки в греко-римской борьбе
Таблица 7.8.
Программа обучения для 2-го года начальной (базовой технической) подготовки в греко-римской борьбе
|