Сенситивность развития функциональных качеств и правомерность ранних нагрузок
В спортивной борьбе так же, как и в других
видах спорта, специфические технические действия данного вида
реализуются за счет эксплуатации управленческих, динамических и
энергетических функциональных качеств. Выполнение энергетических и
динамических функций обеспечивается качествами, представленными в трех
блоках морфологического, вегетативно-энергетического и чисто физического
состава (табл. 11.1.).
Таблица 11.1.
Матрица модельных блоков соматических, энергетических и кондиционных качеств борца
Морфологические качества
предопределены генетически и тренировке практически не поддаются. Их
учет необходим для сравнения своих морфологических данных с данными
противника, что позволяет более приближенно адаптировать свои действия
против противника.
Соматотип предопределяет многие
функциональные качества. Так, состояние жировой прослойки относит борца
или к категории, способной к скоростно-силовой борьбе, или категории,
способной к темповой борьбе.
Весо-ростовые качества, пропорции тела и длина конечностей
оказывают влияние на состав оптимальной техники и в определенной
степени на эффективность проявления физических качеств в процессе
реализации этой техники.
Степень гибкости влияет на эффективность реализации техники как в атакующем, так и в защитном аспекте.
Энергетические качества зависят от генетически заложенных механизмов хемообмена, обеспечивающих энергетику всей умственной и двигательной деятельности питательными веществами и кислородом через кровь и лимфу.
Кровь доставляется по сосудистой системе,
благодаря непрерывной работе сердца. Сосуды должны варьировать свой
тонус в зависимости от потребностей организма, а сердце должно
варьировать частоту сокращений и систолический объем, что и относится к гемодинамике, на которую обращается основное внимание при организации медицинского контроля в спорте.
Омега-потенциал является интегральным
показателем степени энергетической обеспеченности индивидуума.
Омега-потенциал до 20 милливольт характеризует слабую энергетическую
обеспеченность, но (как правило) высокую управляемость. Омега-потенциал
от 20 до 40 милливольт характеризует высокую энергетическую
обеспеченность. Омега-потенциал, выходящий за пределы 40 милливольт,
характеризует сверхвысокую энергетику, зачастую приводящую к
неуправляемости индивида. Тренер, имеющий такие данные о своих учениках,
может более приспособительно с ними работать в плане обучения технике и
тактике, прогнозирования величины функциональной отдачи и в плане
воспитательной работы.
Физические (кондиционные) качества непосредственно участвуют в реализации технических действий, обеспечивая силу, скорость их проведения и длительность без снижения эффективности (выносливость).
Их учет дает возможность тренеру более глубоко
оценивать возможности каждого воспитанника и представлять сложную
взаимосвязь всех качеств в борьбе за победу.
В научной и научно-методической литературе по
спортивной борьбе нет единого мнения о соотношении физического и
технико-тактического компонентов на этапах спортивной подготовки борцов.
Зачастую тренеры ДЮСШ начинают занятия с
новичками с интенсивной общей физической подготовки, ориентируясь на
официальное наименование: «группа начальной подготовки». Однако эффекта
от такой системы мало, поскольку дети, пришедшие в секцию борьбы не
получают в ходе такой подготовки образовательного материала, касающегося
непосредственно техники борьбы. К сожалению, многие тренеры, имея
высокий отсев в результате такого подхода, упорно продолжают заявлять,
что без предварительной общей физической подготовки, ребенок не сможет
выполнять приемы борьбы.
Проблема пересмотра ряда традиционных позиций в
теории и практике спорта актуальна в связи с постоянным омоложением
начала подготовки в спортивных специализациях.
С одной стороны, в теории спорта существуют традиционные представления о:
– целесообразности максимизации функций
спортсмена (когда тренеры сборных команд считают необходимым
круглогодично нагружать спортсменов за исключением кратковременного
отдыха не более 2-х месяцев в году);
– периодизации спортивной тренировки (с
обязательным соблюдением нагрузок в зависимости от календарного плана
соревнований, и вне зависимости от индивидуальных биологических ритмов);
– целесообразности тренировочных нагрузок с частотой сердечных сокращений (ЧСС) свыше 200 ударов в мин.
Такие нагрузки зачастую разрушают организм, что приводит к раннему старению, сокращению продолжительности спортивной жизни.
1. Биологические принципы адаптации к физическим нагрузкам.
В соответствии с теорией «Опережающее отражение
действительности» (П.К. Анохин, 1978), повышение физических качеств
происходит за счет приспособительной физиологической реакции организма в
ответ на нагрузки интенсивного или объемного характера на структуры
сердечно-сосудистой системы, мышечной системы, периферийной и
центральной нервной системы. После физической нагрузки, в период
восстановления, после фазы его завершения, наступает фаза
гиперкомпенсации. Воздействие на функциональные системы в этот период
позволяет получить прибавку в качестве, а наложение нагрузки до полного
восстановления приводит к эффекту дистресса, разрушающего функциональные
структуры.
Однако этих знаний недостаточно при организации ранней специализации.
2. Возрастной аспект развития физических
качеств в связи с сенситивностью развития физических способностей детей и
подростков.
Сенситивными называются периоды, когда нагрузка
тех или иных функциональных систем организма приносит максимальный
результат в адаптации к ним и, соответственно, приводит к их
максимальному развитию. Согласно данным В.К. Бальсевича (1996), А.А.
Гужаловского (1977) и др., сенситивными периодами развития являются:
– для развития силы по становому тесту – возраст 16–17 лет (противопоказаны возрасты – 8–9, 10–11, 14–16 лет);
– для развития силовой выносливости по тесту в
подтягивании на перекладине – возраст 14–15 и 16–17 лет, а по тесту
«угол в висе» – 11–12 лет;
– для развития быстроты по тесту «смена мест из
упора» наиболее сенситивен возраст 7-9 лет (противопоказаны годы 9–10 и
15–16 лет), противопоказаны для развития скоростно-силовых качеств по
тесту на прыжки в длину с места возрасты 10–11 и 13–14 лет;
– для развития выносливости по тесту в беге на 500 м наиболее сенситивен возраст 8–9, 10–11, 12–13 лет;
– для развития гибкости чувствительны возрасты 9–10, 13–14 и 15–16 лет.
Следует учитывать, что эти данные получены в
определенном регионе и свидетельствуют только о том, что бездумно
нагружать детей, вопреки их собственному желанию, нельзя, что перенос
методических подходов для взрослых на организацию физического развития
детей и подростков недопустим.
Однако только этот факт не решает всей
проблемы. Формирование детского организма характеризуется процессами
морфогенеза и одной из важнейших задач является учет индивидуальных
особенностей его созревания в ходе формирования физических качеств и
двигательных умений.
В процессе физического развития детского организма важно учитывать основные закономерности:
– неравномерность темпов роста и развития физических качеств;
– гетерохронность роста и развития отдельных систем;
– обусловленность роста и развития отдельных систем;
– обусловленность роста и развития половыми особенностями;
– обусловленность процессов роста и развития генетическими и средовыми факторами;
– акселерация и диспропорциональность физического и физиологического развития организма в период полового созревания.
В школьные годы скачок роста наблюдается у
детей 6–7 лет и в период полового созревания (11–13 лет для девочек) и
14–16 лет для мальчиков).
В процессе физического воспитания необходимо
учитывать тот факт, что в одной возрастной группе есть дети, которые
опережают своих сверстников и свой паспортный возраст. Может наблюдаться
и противоположное явление, когда у отдельных детей темпы физического
развития замедленны. Такие дети составляют в каждой возрастной группе
10–20 %.
Анализ данных современной научно-методической и
популярной литературы, связанной с физическим воспитанием школьников,
показывает, что факт неравномерного развития детей и подростков не
находит своего отражения в методологии составления программ обучения ни в
общеобразовательных (Г.П. Шиянов, 1998), ни в детских спортивных школах
(Классическая борьба, 1977 и др.)
По мнению Б.А. Никитюка (1994; 1995), факт
неравномерного развития детей и подростков требует изменения основного
принципа их физического развития, заключающегося в соответствии
двигательных заданий и физических нагрузок уровню биологического
развития.
Многие тренеры из-за «наполеоновских» претензий
пытаются выставлять детей на соревнования по единоборствам в то время,
когда их сенсомоторные возможности еще не созрели. На соревнованиях они
что-то пытаются делать, иногда удачно, но через год или даже через
полгода им придется перестраивать свои координационные структуры в связи
с изменениями масс тела и центров их масс.
Кроме того, большая часть неудавшихся
технико-тактических действий ляжет тяжелым психологическим и
сенсомоторным грузом, что задержит формирование их технико-тактического
арсенала и рост спортивного мастерства.
Несмотря на то, что данная глава посвящена
вопросу многолетней физической подготовки, обойти вопрос о сенсомоторном
развитии невозможно, поскольку все физические проявления зависят от
качества управляющих систем.
Сенситивность развития сенсомоторных способностей.
Термин «сенситивность» в нашем случае
правомерно используется при формировании качеств силы, быстроты,
выносливости и гибкости. При оперировании понятиями, связанными с
управлением произвольными движениями, этот термин будет не совсем
корректным, поскольку мы имеем дело с поступательно возрастающей
способностью овладевать управляющими функциями, а это качество зависит
не только от природных задатков, не столько от генетически заложенных
периодов ускоренного развития, сколько от усредненных сроков
биологического созревания управляющих систем и, приобретаемого годами
опыта в осуществлении различных двигательных актов.
Например: есть просто периоды, к которым мозг
ребенка должен развиться до способности управлять завязыванием шнурков,
карандашом для рисования, самостоятельным наливанием чая, открыванием
крышки консервной банки, собиранием школьного ранца и т.д.
По мнению ряда авторов, в успешном овладении
движениями определяющее значение имеет состояние психики, которая может
положительно или отрицательно влиять на способность организовывать
адекватные обстановке движения. Такие способности именуются
«психомоторными».
Под психомоторными способностями эти авторы
понимают: «… способности овладения двигательными умениями для решения
двигательных практических задач, т.е. степень произвольного управления
своими движениями в новых условиях» (Н.И. Александрова и др., 1989;.Б.Б.
Коссов и др , 1989; В.И. Лях, 1975; 1990 ).
Учитывая особенности условий при выполнении
различных движений, как уже говорилось выше, целесообразно
дифференцировать понятие о психомоторике и определить три уровня
управления движениями:
– координированность – т.е. способность к произвольным согласованным движениям в заранее запрограммированных условиях;
– сенсомоторика – способность объективно
воспринимать информацию и организовывать адекватные ей движения в
условиях меняющихся ситуаций (ловкость);
– психомоторика – способность к реализации двигательных умений и навыков (ловкости) в психострессорных ситуациях.
Такое деление для методики обучения и
тренировки целесообразно и необходимо в связи с тем, что зачастую
тренеры, гонясь за спортивными достижениями в условиях ранней
специализации, требуют от учащихся выполнения заданий непосильных для
данного возраста, что и приводит к насильственному или добровольному
отсеву.
Кроме того, если понятия координированности и сенсомоторики смело можно отнести и к физиологическим качествам, то понятие психомоторки, безусловно, относится только к психологическому компоненту.
А. «Сенситивность» развития произвольности движений.
Базовым качеством, необходимым для проявления
вышеназванных способностей, является степень произвольности управления
движениями. По данным ряда исследований, это качество «созревает» с
возрастом. Так, по данным Н.И. Александровой и др. (1989), переключение
координации при ходьбе составило: у детей 2-го класса – 67%, детей 6-го
класса – 71%, у подростков 9 класса – 100%., а переключение координации в
прыжках составило: у детей 2-го класса – 10%, у детей 6-го класса – 29%
и у подростков 9-го класса – только 45%. Отсюда следует, что даже
простое требование к произвольности движений может явиться для ряда
детей непосильными по причине возрастной неготовности.
Б. «Сенситивность» развития координированности.
Составные понятия термина «координированность»
до сих пор точно не определены, в особенности тесты, характеризующие
задатки и способности к ней.
В.И. Лях (1987) предложил классификацию
координационных способностей, основанную на использовании системного
подхода Н.А. Бернштейна (1991), согласно которой координационные
способности делятся на два класса: «телесной ловкости» и «предметной
ловкости».
Однако и здесь имеют место неточности при
оперировании понятиями координированность и ловкость, как, например, в
вышеприведенном абзаце.
В качестве примера можно привести публикацию о
приборе для исследования психомоторных способностей футболистов (М.С.
Бриль, В.Н. Прозоров, 1987). Тестирование проводится в лабораторных
условиях, и поэтому в лучшем случае можно говорить об исследовании
сенсомоторных способностей, но никак не психомоторных, которые связаны с
реализацией сенсомоторных возможностей в условиях психостресса.
В. Сенситивность развития ситуативной координированности.
Если до сих пор нет точных констант в
определении понятий координированности и ловкости, то вопрос о
сенситивности их развития оказывается на порядок сложнее.
По данным В.И. Ляха (1984), координированность
понимается как составная часть ловкости, и поэтому необходимо учитывать в
этом плане устойчивость к сбивающим факторам и способность к поиску
(антиципациии).
Г. Сенситивность развития психострессорной координированности.
Проявление сенсомоторных качеств в
психострессорных условиях целесообразно именовать термином «стрессорная
психомоторика». Не следует отождествлять понятие о методике развития
ситуативной координированности с методикой развития психострессорной
координированности.
Обыкновенно тренеры пытаются развить ловкость
единоборца за счет игр. Такие же рекомендации даются и в учебниках по
спортивной борьбе (1968; 1978).
Во-первых, ситуативная координированность в
игре далеко не ситуативная координированность в единоборстве. В игре
одни движения, в бою – другие.
Во-вторых, если боец не ловок, то не следует
отвлекать его время и энергию на усвоение тех упражнений, которые он не
будет реализовывать в соревновательном бою.
Ловкость надо развивать специальную.
Координационные и координацонно-ситуативные
действия, не относящиеся к единоборствам, надо осваивать в качестве
общего физического развития и расширения двигательного диапазона. Это
делается, как правило, в период летних лагерей и в подготовительной
части уроков.
Существует сложная проблема, связанная с ранней специализацией в спорте и, в частности, в спортивной борьбе.
Как правило, при рассмотрении вопросов общей
физической подготовки в спортивной борьбе предполагают развитие
физических качеств, являющихся базисом для развития специальных
физических качеств.
К сожалению, в связи с ранней специализацией,
тренеры на уроках по спортивной борьбе вынуждены затрачивать
значительное время не на упражнения общей физической подготовки борца, а
на общеразвивающие физические упражнения, которые дети должны осваивать
на школьных уроках физической культуры.
Во-первых, эти дети еще не прошли элементарной
общей двигательной подготовки, которой, по большому счету, в школьной
программе нет.
Во-вторых, до сих пор в средней
общеобразовательной школе занятия проводятся только два раза в неделю.
Естественно, что тренеры вынуждены брать на себя эту дополнительную
нагрузку.
Таким образом, в состав видов подготовки
дополнительно необходимо включать общеразвивающие упражнения не на
достижение физических качеств, а на приобретение широкого круга
двигательных умений.
11.2. Педагогический контроль развития физических качеств
Тестирование физических качеств в ДЮСШ является средством стимулирования, мотивации к самосовершенствованию.
В нынешних экологических условиях
нецелесообразно проводить тестирование на предмет поступления в секцию.
Однако оно должно проводиться позже для получения исходных данных с
целью организации оптимальных требований и рекомендаций учащимся.
В дальнейшем тестирование должно регулярно
проводиться для отслеживания динамики роста физических показателей и
оптимальной коррекции величины предлагаемых нагрузок, но ни в коем
случае не для отсеивания или непереведения в старшую группу.
Сам факт непереведения учащегося в старшую
группу провоцирует появления переростков в младших группах, что ничего
хорошего ни для воспитания, ни для спортивного роста не дает.
В ДЮСШ должен главенствовать принцип
переведения в старшую группу по годам обучения с непременной аттестацией
по техническому мастерству исполнения программной техники. Все
остальные показатели учитываются только в виде информации для
размышления. Учитывая неравномерную скорость соматического развития,
тренер и директор ДЮСШ не должны спешить срывать незрелый плод.
Официальные требования к физической
подготовленности представлены в программе для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ (1977)
с учетом возраста и весовых категорий, что по всей вероятности, уже не
соответствует реалиям времени и не полно в связи с более ранним
поступлением детей на специализацию борьбы.
Однако их можно использовать в качестве
ориентиров по составу упражнений (табл. 11.2.) для составления своих
требований в масштабах школы.
Таблица 11.2.
Перечень упражнений для оценки физической подготовленности поступающих в ДЮСШ по греко-римской борьбе (возраст 10 лет)*
В соответствии с программой, на каждом
этапе контрольные нормативы ужесточаются и увеличивается их перечень в
строну усложнения заданий и с акцентом на специальные упражнения.
Кроме вышеперечисленных упражнений, для
использования на ранних этапах подготовки целесообразно включить еще ряд
легко оцениваемых упражнений, более детально расшифровывающих
сенсомоторные задатки и степень их развития (табл. 11.2.).
Таблица 11.2.
Перечень упражнений для оценки физической подготовленности поступающих в ДЮСШ по греко-римской борьбе (возраст 10 лет)*
11.2.2. Методика организации щадящего контроля как средства мотивации и стимулирования к самосовершенствованию
Учитывая опасность вышедшей за всякие рамки
целесообразности и дозволенности ранней специализации и последствия
экологического кризиса (алкоголизм и др.), необходимо учитывать тот
факт, что дети в большинстве своем еще имеют слабое здоровье и его надо с
помощью щадящих режимов нагрузки развивать преимущественно путем
положительной мотивации, а не насильственной стимуляции.
Говоря о слабой физической подготовленности
детей вообще и особенно в связи с ранним возрастом, следует помнить, что
в функциональные качества входят и психологические показатели. Это
значит, что на желание и положительные эмоции детей влияет методика
оценки их деятельности, методика формирования их социального статуса.
Поэтому тестирование физической
подготовленности целесообразно проводить не всенародно, а индивидуально
(в процессе выполнения группой общего задания). Результаты фиксировать с
совместным добровольным планированием собственного обязательства.
Для достижения наилучших показателей
индивидуального тестирования целесообразно объявлять месячный срок сдачи
тестов и принимать их в сроки по желанию каждого. Благодаря такой
системе, дети (и взрослые) будут сдавать тесты в период верхнего пика
индивидуального физического биоритма.
Заключение
Необходимо распределение во времени физических,
координационных, ситуативных и психострессорных заданий на этапах
спортивной подготовки вообще и распределение этих нагрузок в зависимости
от биологического возраста. В связи с этим необходима индивидуализация
заданий, особенно в секциях единоборств.
На ранних этапах подготовки не следует нагружать детей общефизическими нагрузками в ущерб расширению двигательной культуры.
Имеющий место в настоящее время учет
календарного возраста при организации соревнований по единоборствам
среди детей и юношей (особенно в регионе Северного Кавказа) оказывается
губительным для детей славянских и прибалтийских национальностей,
поскольку они морфологически и психомоторно развиваются на 2-3 года
позже.
Проигрывая длительное время раньше развившимся
представителям юга, многие ребята надолго ощущают в себе робость перед
теми, у которых они уже могут и выиграть.
Поэтому тренерам необходимо учитывать этот
фактор и, до тех пор пока не разработана система учета на соревнованиях
биологического, а не календарного возраста, необходимо организовывать
для «ретордантов» щадящие режимы соревнований и не выбрасывать их на
«съедение» почти взрослым противникам.
В возрасте до 12 лет желательно организовывать
соревнования с демонстрационной основой. Оцениваться должно качество
выполнения приемов на несопротивляющемся партнере.
Контрольные вопросы:
1. Методология развития силы в аспекте сенситивных периодов ее развития.
2. Методология развития быстроты в аспекте сенситивных периодов ее развития.
3. Методология развития выносливости в аспекте сенситивных периодов ее развития.
4. Методология развития гибкости в аспекте сенситивных периодов ее развития.
5. Методология развития координированности в аспекте сенситивных периодов ее развития.
6. Методология развития сенсомоторных качеств в аспекте сенситивных периодов их развития.
7. Методология развития психомоторных качеств в аспекте сенситивных периодов их развития.
8. Средства и методы педагогического контроля развития физических качеств.
9. Средства и методы педагогического контроля развития координированности.
10. Средства и методы педагогического контроля развития сенсомоторных качеств.
11. Средства и методы педагогического контроля развития психомоторных качеств. |