Пятница, 19.04.2024, 04:40
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА

Педагогический контроль и коррекция технико-тактической подготовленности в греко-римской борьбе
   Важнейшую роль в обеспечении эффективного становления технико-тактического мастерства играет правильно поставленный педагогический контроль.
   Если на «входе», при планировании технико-тактической подготовки борца необходимо учитывать содержание модели его пространственно-смысловой деятельности, то на «выходе» учебно-тренировочной деятельности необходимо предполагать соответствие контрольных требований по всем запланированным параметрам. В соответствии с этим требованием, содержание педагогического контроля должно копировать планирование.

   Виды и содержание педагогического контроля:
   – визуальный экспресс-контроль техники в момент ее исполнения с экспресс-коррекцией;
   – инструментальный экспресс-контроль (тензодинамометрический) с экспресс-коррекцией;
   – оперативный контроль с использованием киносъемки и видеосъемки с отставленной коррекцией техники;
   – текущий контроль технико-тактической оснащенности в ходе соревнования и отставленная коррекция технического арсенала;
   – итоговый контроль технико-тактической оснащенности в сумме соревнований и отставленная коррекция технического арсенала.
   Визуальный экспресс-контроль техники в момент исполнения и её экспресс-коррекция могут успешно осуществляться только при хорошем знании срединных пространственных моделей приемов на основе знания классификации технических действий по биомеханическим признакам.
   На этапе базовой технической подготовки вначале тренер, используя упражнения в строю – попарно, имеет возможность визуально определять правильность выполнения основных двигательных структур по направлению падения противника.
   Пример: Необходимо освоить бросок проворотом через таз с выходом на старт «входом». Вначале тренер добивается, чтобы по первому счету атакующий подставил впереди расположенную ногу к одноименной ноге противника, пяткой изнутри. После этого, на второй счет, атакующий, поворачиваясь на пятке к противнику спиной, подставляет сзади расположенную ногу к своей впереди расположенной ноге. Добившись визуально единообразного выхода атакующих на стартовую позицию, тренер дает команду на выполнение самого броска, указывая на траекторию полета противника.
   Если противники, после выполнения команды на проведение броска проворотом упадут в одном направлении, на модельное место приземления – бросок в общих чертах усвоен.
   Далее следует дифференцирование требований на уровне группы броска.
   Если запланировано изучение броска проворотом с вертикальным подъемом, то тренер обращает внимание на подъем противника за счет предварительного подседа атакующего и последующего выпрямления в коленном, тазобедренном суставах с подниманием на носки.
   Если запланировано изучение броска этого же типа, но путем сваливания, то основным требованием будет горизонтальное продвижение плечевой оси атакующего в направлении броска с увлечением за собой тела противника.
   Если не помогает изучение пространственных двигательных ориентиров, то может использоваться лидирование, в ходе которого тренер проводит нужную часть тела учащегося по траектории движения. Так, для лучшего усвоения броска прогибом, прежде всего необходимо разрушить эффект шейно-тонического рефлекса, когда при запрокидывании назад ученик прижимает подбородок к груди. При этом сокращаются мышцы живота, нейтрализующие действие мышц спины. При разрушении этого рефлекса в данном движении необходимо воздействовать на лобную часть или на подбородок так, чтобы учащийся не успел сократить мышцы – сгибатели шеи. При изучении бросков наклоном необходимо давить на затылок так, чтобы учащийся не успел сократить мышцы – разгибатели шеи. Тот же метод используется при обучении броскам проворотом, когда, воздействуя на подбородок или на локтевой сгиб тяговой руки, тренер проводит данную точку тела по модельной траектории движения.
   Инструментальный экспресс-контроль техники в момент исполнения и ее экспресс-коррекция могут осуществляться на основе данных, полученных с тензометрической платформы или с тензометрических стелек (Ю.А. Шулика, 1993).
   Так, при выполнении бросков за счет вертикального отрыва противника от ковра должны превалировать показания по оси Z, а при проведении бросков за счет горизонтального выведения из равновесия – по осям X и Y.
   При использовании тензодинамометрических стелек с разделением давления на пятки и носки можно контролировать правильность распределения веса тела не только на опорах, но и на пятке или носке каждой опоры. В этом случае срочно фиксируется ошибка, которую можно заметить только на соревнованиях, когда уже поздно.
   Так, при проведении броска проворотом, атакующий должен при отворачивании от противника осуществлять тягу вперед, сосредоточившись на всей передней опоре и отталкиваясь от носка задней опоры (в данном случае задней считается та нога, которая была выставлена вперед до поворота). Ошибка может заключаться в том, что нагрузка будет зафиксирована не на носке задней ноги, а на ее пятке, что будет свидетельствовать о «заваливании» атакующего на заднюю ногу, а это чревато успешным контпрогибом.
   Фиксация тензограмм с тензометрических стелек противника может контролировать правильность рывковых действий атакующего.
   Фиксация тензометрических данных с тензостелек, разделяющих давления на внутренний и внешний край опоры, позволяет найти глубинные ошибки в распределении веса тела атакующего при выходе из исходного положения в стартовое. Исправление таких ошибок на ранней стадии позволит избежать заваливания атакующего при проведении бросков проворотом.
   В условиях соревновательной схватки, когда нет возможности корректировать технику приемов, используется видеосъемка.
   Оперативный контроль с использованием кино– и видеосъемки позволяет документально запечатлеть технику выполнения приемов, досконально разобраться в степени ее соответствия срединным моделям, но не обеспечивает экспресс-коррекции, поскольку требует времени на расшифровку. Тем не менее, такая форма иллюстрации ошибок создает активное и осмысленное отношение учащихся к формированию собственной техники. Однако при этом необходимо пользоваться моделями, соответствующими биомеханической сути приемов, что требует глубокого знания классификации технических действий по биомеханическим признакам.
   Текущий контроль технико-тактической оснащенности в ходе соревнования и отставленная коррекция технического арсенала осуществляются за счет стенографирования технико-тактических действий и последующей обработки полученного материала. Этот метод имеет отставленный эффект и, соответственно, позволяет проводить отставленную коррекцию техники и тактики ее реализации.
   а) стенографирование техники;
   Для регистрации технических действий могут использоваться знаковые и буквенные символы (табл. 9.1, 9.2.).

   Таблица 9.1.
   Знаковые и буквенные символы для стенографирования технических действий в разделе борьбы стоя и полустоя

   Таблица 9.2.
   Знаковые и буквенные символы для стенографирования технических действий в разделе борьбы в партере и лежа

   Регистрация технических действий производится линейно. В верхней строке записываются все исходные положения захваты, используемые борцом в красном трико, а в нижней строке – синим (рис. 9.1.).

   Рис. 9.1. Линейная запись схватки. Вверху – красный (К), внизу – синий (С)

   Результаты стенографирования суммируются и математически обрабатываются на предмет определения с помощью нижеследующих формул:
   б) показателя активности (ПА);
...
   ПА = (число реальных атакующих попыток / сумма минут в схватках) / 10 (число реально возможных попыток за минуту);
   в) количественного показателя эффективности (КОПЭ);
...
   КОПЭ = (число оцененных приемов) / число реальных попыток;
   г) качественного показателя эффективности (КАПЭ);
...
   КАПЭ = (n полученных баллов) / m оцененных приемов х на высшую оценку приема;
   д) выигрышности (В);
...
   В = сумма выигранных баллов / сумма выигранных и проигранных баллов;
   Однако перечисленных показателей оказывается недостаточным.
   В практике педагогического контроля использовался показатель совмещения, или разносторонности. В числителе формулы проставлялось число используемых в схватках приемов, представляющих различные классификационные группы, а в знаменателе – число всех классификационных групп. Если использовать данную формулу по классификации А.П. Купцова, то в педагогических заключениях возможны артефакты.
   Как видно на рисунке 9.2., обеспечено бросками только одно технико-тактическое направление, но если использовать классификацию А.П. Купцова в формуле определения технического разнообразия, то получается, что борец, направляющий все свои броски в одном технико-тактическом направлении, может получить 100% оценку по разнообразию, поскольку для максимальной оценки достаточно просто использовать броски из трех классификационных групп по классификации А.П. Купцова. (А.И. Колесов и др., 1977).
   В то же время, при проведении борцом бросков в двух направлениях, но с использованием бросков одной классификационной группы по А.П. Купцову, по этой же формуле он будет оценен как односторонний.
   Для того, чтобы избежать подобных ошибок, предлагается использовать формулу определения технической разнонаправленности.
   Рис. 9.2

   е) определение показателя технической разнонаправленности:
   Техническая разнонаправленность (Р) определяется по индивидуальной технико-тактической карте, в которой учитывается число баллов, заработанных в четырех технико-тактических направлениях (схема 9.1.).

   Схема 9.1.
   Карты учета индивидуальной соревновательной технико-тактической разнонаправленности борца греко-римского стиля при борьбе стоя

   где ∑ – сумма R, не превышающая значения -R;
   R – сумма баллов в одном из четырёх направлений;
   –R – среднее арифметическое баллов для любого направления;
   R – сумма баллов по четырём тактическим направлениям.
   Результирующая модель соревновательной деятельности в спортивной борьбе
   Содержание показателей и формул их количественного определения в блоке результирующих показателей позволяет практически осуществлять не только итоговый контроль, но и логическую корректировку становления технико-тактического мастерства за счет наличия аргументирующих показателей. Так, количественные и качественные показатели эффективности (КОПЭ и КАПЭ) и выигрышности (В) могут изменяться в зависимости от значения показателя технической разнонаправленности (Ртех), показателя технического разнообразия по горизонтали (Ргориз.), показателя технического разнообразия по вертикали (Рверт.). Причем все эти показатели представлены в относительных числах, в отличие от предлагавшихся ранее (В.П. Волков и др., 1971; Г.С. Туманян и др., 1986), что позволяет определять интегральный технико-тактический потенциал борца простым суммированием этих показателей и делением суммы на число показателей.
   Контроль становления технико-тактического мастерства

   а) определение способности к динамической защите;
   – показатель динамической защищенности (ПДЗ)
...
   ПДЗ = сумма удавшихся защит и контрприемов / сумма реальных атакующих попыток противника;
   б) определение способности использовать динамические подготовки;
   – показатель вспомогательной эффективности (ПВЭ),
...
   ПВЭ = сумма оцененных приемов от динамических подготовок / сумма всех оцененных приемов;
   в) определение способности использовать комбинации;
   – показатель комбинационной эффективности (ПКЭ),
...
   ПКЭ = сумма оцененных комбинаций / сумма оцененных атакующих действий;
   г) определение способности использовать контрприемы;
   – показатель эффективности защиты (ПЭЗ),
...
   ПЭЗ = сумма оцененных контрприемов / сумма реальных атак противника;
   д) определение способности выигрывать в различных стойках по вертикали;
   – показатель результативности борьбы с согнутыми противниками,
   где ∑ – сумма R, не превышающая значения -R;
   R – сумма выигранных баллов в одном из положений;
   –R – среднее арифметическое баллов для любого положения;
   R – сумма всех баллов.

   Контроль становления тактико-технического мастерства
   Определение способности выигрывать с использованием разных захватов;
   – показатель тактико-технического разнообразия (Р),
   где ∑ – сумма R, не превышающая значения -R;
   R – сумма выигранных баллов в одном из положений;
   –R – среднее арифметическое баллов для любого положения;
   R – сумма всех баллов.

   Контроль становления тактического мастерства
   Определение способности выигрывать с использованием разных стилей.
   – показатель тактического разнообразия (Р),

   где ∑ – сумма R, не превышающая значения -R;
   R – сумма выигранных баллов с использованием к.л. стиля;
   –R – среднее арифметическое баллов для любого стиля;
   R – сумма всех баллов.

   Контроль становления индивидуального мастерства на этапе спортивного совершенствования
   а) определение способности выигрывать у противников различной длины тела,
   – показатель технического разнообразия с противниками различной длины тела (Р),

   где ∑ – сумма R, не превышающая значения -R;
   R – сумма выигранных баллов при борьбе с противниками различной длины тела;
   –R – среднее арифметическое баллов для трех условий;
   R – сумма всех баллов.

   б) определение способности выигрывать у противников использующих различные захваты;
   – показатель тактико-технического разнообразия (Р),
   где ∑ – сумма В, не превышающая значения -В;
   Вi – выигрышность в условиях к.л. захвата противника;
   –В – средняя выигрышность;
   n – число контролируемых захватов (со стороны противников).

   в) определение способности выигрывать у противников, использующих различные стили борьбы;
   – показатель тактического разнообразия (Р),
   где ∑ – сумма В, не превышающая значения -В;
   В – выигрышность в условиях к.л. стиля со стороны противника;
   –В – средняя выигрышность;
   n – число контролируемых стилей со стороны противников.

   Контроль надежности технико-тактического арсенала на этапе автономной подготовки
   На этапе высшего спортивного мастерства (автономная подготовка) основным ориентиром является модель результирующих показателей (табл. 6.).
Категория: ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА | Добавил: uchitel (15.08.2014)
Просмотров: 576 | Теги: спортивная борьба, приемы в греко-римской борьбе, спорт, греко-римская борьба, тактика в греко-римской борьбе, методика обучения греко-римской бор | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru