Воскресенье, 14.07.2024, 05:15
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА

Основы многолетней психологической подготовки
   Психологическая подготовка спортсменов имеет общую для всех видов спорта основу с той лишь разницей, что в единоборствах психологические нагрузки являются избыточно стрессорными и значительно снижают эффективность адекватного реагирования на ситуацию.
   Общую для всех информацию по психологической подготовке, можно почерпнуть из работ по психологии спортивной деятельности (Г.Б. Горская, 1995; Т.Т. Джамгаров, 1979; Л.А. Китаев-Смык, 1983).
   В настоящей работе будут приведены только те фрагменты по психологической подготовке, которые еще не освещались в аспекте запросов методологии единоборств.
   Поскольку психологические качества являются составной частью функциональных возможностей, следует рассмотреть их именно в этом контексте.
   Функциональные качества обеспечивают:
   – прочность и скорость обучения в координационном аспекте;
   – волевые проявления при обучении и тренировке;
   – физические кондиции для реализации полученных умений;
   – сенсомоторные коррекции в ходе ситуативной деятельности;
   – надежность действий в психострессорных ситуациях.
   Они включают в себя физиологическую триаду, состоящую из блоков:
   – энергетических;
   – физических;
   – сенсомоторных качеств и психологической составляющей.
   Тренеры, интересующиеся вопросам и психологической подготовки, зачастую сложно воспринимают смысл многих публикаций по причине затянувшихся споров физиологов с психологами.
   Если психологию рассматривать как науку, изучающую поведение людей и животных в социальных условиях, то тогда споры прекратятся и будет известно, что психология – наука, использующая данные биологии, физиологии и социологии.
   Как же отличить психологические проявления от физиологических?

   Примеры:
   1. Человек с ружьем идет по лесу, и на него нападают волки. Он стреляет. Это физиологическое проявление.
   2. Человек с ружьем идет по лесу и видит семью волков с играющими щенками. Он стреляет. Это психологическое проявление, свидетельствующее о его отношении к природе как части социума.
   3. Человек с ружьем идет по лесу и видит семью волков с играющими щенками. Он не стреляет, а, улыбаясь, проходит мимо. Это тоже психологическое проявление, свидетельствующее о его уважении к жизни вообще.
   Обыкновенно под термином «психологическая подготовка» тренеры и спортсмены подразумевают воспитание способности преодолевать чувство страха и неуверенности на соревнованиях. Это основная задача психологической подготовки спортсмена, но не следует забывать и о двух немаловажных разделах психологической подготовки: морально-этической и волевой.

13.1. Психология как базисный компонент спортивной педагогики

   При рассмотрении психологии как действенного средства спортивной педагогики следует иметь представление о составе тех функциональных качеств, которые предопределяют особенности тех или иных умственных и двигательных действий, реализуемых в процессе адаптации человека к воздействующей на него окружающей среде (включая контактирование с людьми, осуществляющими положительное или отрицательное воздействие).
   Ниже представлена матрица модельных, функциональных качеств, прямо или косвенно относящихся к психической сфере и влияющей на ее проявления (табл. 13.1.).

   Таблица 13.1.
   Матрица модельного блока нервно-психологических качеств специалиста


   Учет влияния перечисленных индивидуальных качеств на эффективность обучения и воспитания принесет значительную пользу тренеру при организации многолетней спортивной подготовки.
   При рассмотрении вопросов о психологической подготовке, отнесем сенсомоторные качества к физиологическим, а нервную типологию, интеллектуальные и психодинамические свойства темперамента – к психологическим, поскольку они физиологически обеспечивают помехоустойчивость умственных и, соответственно, адаптирующих двигательных действий.
   Все перечисленные качества предопределяют эффективность и надежность произвольных движений, направленных на приспособление к окружающей среде в сложных психострессорных условиях.
   Чем выше нервно-типологические качества и чем устойчивей эмоциональная сфера, тем большим техническим арсеналом может владеть борец.
   При высоких нервно-типологических качествах, но при отсутствии устойчивой работы интеллекта, борец не может владеть широким набором технических и тактических действий.

13.2. Виды психологической подготовки

   Как было сказано в предыдущем параграфе, большинство тренеров понимает под психологической подготовкой формирование у бойцов состояния, позволяющего реализовать все внутренние резервы для достижения высокого результата (победы).
   В последние десятилетия ХХ века в моду вошел психотренинг, позволяющий мобилизовать себя на достижение высокого результата, а также релаксационная медитация, снимающая избыточное предстартовое напряжение, снижающее впоследствии функциональные возможности.
   Однако под психологической подготовкой следует понимать три составляющие, которые обеспечивают становление психологических качеств, необходимых для формирования законопослушной, целеустремленной, волевой личности, способной мобилизовать все резервы для достижения победы. К ним относятся:
   – морально-этическая;
   – волевая;
   – эмоциональная.
   В каждом из этих понятийных блоков имеется набор психолого-педагогических терминов, характеризующих то или иное качество в педагогическом аспекте и не измеряемых количественными показателями (табл. 13.2.).

   Таблица 13.2.
   Психолого-педагогические термины психологических качеств

13.2.1. Морально-этическая подготовка

   Понятия:
   а) мораль – правила нравственности, а нравственность – правила определенного поведения, душевные (духовные) качества, необходимые человеку в обществе;
   б) совесть – чувство нравственности, ответственность за свое поведение перед обществом, вне зависимости от того, наблюдает ли оно за его поступками;
   в) этика – одна из форм идеологии, учение о морали, принципах норм поведения в обществе;
   г) этикет – установленный порядок поведения в обществе.
   В задачу морально-этической подготовки входит воспитание у детей, подростков, юношей, взрослых таких нравственных качеств, как:
   – коммуникативность в конфликтных ситуациях;
   – дисциплинированность в общественных контактах;
   – дисциплинированность в работе и быту;
   – порядочность в индивидуальных контактах;
   – экологическая нравственность;
   – общественная активность;
   – уважение к старшим;
   – уважение к товарищам;
   – уважение к более слабым;
   – трудолюбие;
   – благородство поступков;
   – уважение интересов общества;
   – честность;
   – чувство совести (ответственности перед самим собой и обществом за свое поведение).
   Морально-этически воспитанный человек должен уметь удерживать такие разрушительные чувства, как агрессивность, жадность, безмерное самоутверждение и направлять их в безопасное для общества русло.
   Воспитание морально-этических качеств начинается с регулярных дежурств по обеспечению чистоты в спортивном зале, проходит через разборы внутренних конфликтов, через участие в коллективных работах по благоустройству территорий, через обсуждение случаев бытовых конфликтов и т.д.
   Особенно удобным местом для воспитательной работы является спортивно-оздоровительный лагерь, где учащийся непрерывно находится под наблюдением тренера, где коллектив воспитывает человека, а он является его членом и сам принимает участие в процессе воспитания.
   Воспитывая других, воспитываешь себя.
   Следует всегда помнить о глобальных аспектах, влияющих на формирование личности, и по возможности комментировать те или иные ситуации с коллективным разбором предпочтительных действий в них.
   Следует помнить (в том числе и в своих интересах) о существовании таких социально-биологических категорий, как:
   – уровень потребностей и уровень возможностей (необходимость и желание потреблять);
   – уровень притязаний и уровень возможностей (желание потреблять и возможность это иметь).
   К сожалению, средства массовой информации развращающе влияют на общество, увеличивая уровень притязаний на высоту социальной иерархии, на владение жизненными благами, не заботясь о развитии способностей к достижению высокого уровня созидательных возможностей. Ругают фильмы эпохи социализма, в которых славился труд. А чем хороши (в воспитательном отношении) фильмы, показывающие пользование роскошью без анализа средств ее достижения?! Ведь таким образом воспитывается племя иванушек-дурачков, не понимающих, откуда берутся блага.
   Поэтому в процессе реализации психологической составляющей воспитательной работы, следует как можно чаще обращать молодежь к мысли о будущей специальности как средстве будущего существования и удовлетворения потребностей в деятельности, ибо безделие – это смерть (в качестве примера можно привести бомжизм как следствие разгульной и бездельной жизни в молодости).
   Необходимо в наших условиях всегда помнить об угрозе наркомании. Наркобизнес стал опасно активным и зачастую насильственно вовлекает детей в свою трясину.
   Самым лучшим способом противостояния этому страшному злу является создание дружного коллектива вне зависимости от возраста и спортивных регалий. Только дружная спортивная семья, способная встать на защиту любого ее члена, может обеспечить безопасность наших детей. Дети должны быть уверены, что секция их защитит от давления наркоторговцев, подстерегающих у школ и на дискотеках.

13.2.2. Волевая подготовка

   Воля – это способность преодолевать витальные (жизненные, биологические) потребности в интересах стратегических соображений. Например, юноша определенное время ограничивает себя в еде для того, чтобы выступить в более легком весе и выиграть соревнование.
   При организации волевой подготовки необходимо учитывать период биологического развития с тем, чтобы не перенапрячь витальные инстинкты.
   Весь процесс учебно-тренировочной работы сам по себе является процессом волевой подготовки, особенно в период подготовки к соревнованиям и участия в них.
   Большое значение в формировании базиса противостояния наркобизнесу является развитие общих волевых качеств. Необходимо привить чувство гордости каждого за свою способность противостоять сиюминутным прихотям и даже витально социально значимым потребностям.

13.2.3. Эмоциональная подготовка

   Основными задачами эмоциональной подготовки являются повышение толерантности и избавление от фрустрации.
...
   Э = П (Н-С),
   где Э – величина эмоции;
   П – побуждение;
   Н – необходимая информированность;
   С – имеющаяся информированность.

   Эмоция – реакция на степень удовлетворения потребности.
   Эмоция может быть излишней, если человек полностью информирован.
   Девиз: через технико-тактическую информированность – к уменьшению эмоций.
   Автоматизация действий снимает генерализацию возбуждения.
   Как правило, страх и неуверенность овладевают человеком тогда, когда он видит угрозу, но не знает ее меры и не видит путей, как ее избежать.
   Положительные эмоции для избежания опасности нужны тогда, когда не хватает умения.
   В спортивном и боевом аспекте эмоциональная подготовка заключается в том, чтобы снять астенические, предстартовые эмоции.
   Необученный мозг во время стрессовой ситуации вынужден лихорадочно перерабатывать информацию, что влечет за собой выработку ацетилхолина в медитаторах и неспособность определенное время реагировать на поступающую информацию.
   Отрицательные эмоции приводят к:
   – расстройству вегетативных функций вплоть до феномена доминанты Ухтомского (например, расстройство кишечника или моченедержание при возникновении страха);
   – предстартовой лихорадке, приводящей к иссяканию ацетилхолина и возникновению ступора (шока);
   – возникновению ригидности мышц (эффект циклопа).
   Положительные эмоции необходимо вырабатывать для обретения уверенности в своих силах, поднятия боевого духа. Девиз: «Учитесь властвовать собой»
   Основную роль в снятии отрицательных и приобретении положительных эмоций играет правильно поставленная технико-тактическая подготовка.
   Именно она решает вопрос приобретения психологической выносливости.
   Хорошо обученный мозг не тратит много энергии на переработку информации. Она проходит по заранее наработанным путям вместо лихорадочных поисков нужных путей.
   Таким образом, автоматизация технических и тактических действий снимает генерализацию (иррадиацию) возбуждения.
   Для срочного снятия отрицательных психических эмоций производят:
   – электростимуляцию;
   – массаж.
   При организации долгосрочной эмоциональной подготовки используются:
   – внушение, направленное на снятие ответственности за результат соревнований;
   – привыкание к поражениям без «посыпания головы пеплом» с последующей психотерапией на оправдание объективными причинами и задачами на перспективу;
   – коллективное внушение;
   – самовнушение (медитация);
   – предстартовые успокоительные аутотренинги;
   – предстартовые настраивающие аутотренинги;
   – психорелаксация после схватки (боя);
   – самовнушение по методу Станиславского (через представление своих действий и своего внутреннего состояния необходимо войти в образ спортсмена, являющийся образцом умения и мужества).
   При организации индивидуализированной эмоциональной подготовки проводятся:
   – специальные встречи с наиболее вероятными противниками в условиях пониженной ответственности;
   – смена различных внешних эффектов, характерных для соревновательной обстановки;
   – долговременная активирующая и релаксационная психотерапия.
   Самое главное, необходимо воспитывать в каждом философское отношение к своей социальной нише:
   – оценивать ее объективность;
   – не пытаться прыгнуть выше себя;
   – не «посыпать голову пеплом» по поводу чьего-либо преимущества;
   – жить так, чтобы при оптимальной нагрузке не перенапрягаться.
   Говоря об эмоциональной подготовке с прикладных позиций, необходимо отметить ее значимость и в воспитании устойчивости наркоопасности. Дело в том, что значительная часть втянутых в наркоманию является личностями, имеющими высокий уровень притязаний, но низкий уровень возможностей.
   Желание «красиво» жить, не имея возможности заработать на такую жизнь, толкает одних на преступления, а других – на уход от действительности и «плавание» в своих наркотических мечтах.
   Поэтому надо с детства путем систематических коротких бесед внушать детям, юношам, подросткам и взрослым смысл биологической жизни, опасность и бессмысленность излишеств как в области питания, так и в области мира удовольствий. Необходимо на бытовом уровне объяснить смысл поговорки: «делу время – потехе час». Только тогда потеха будет удовольствием. Иначе неминуемо придет пресыщение имеющимся, и появится тяга к различного рода излишествам и извращениям (пусть даже к преступному безделию).

13.3. Этапы психологической подготовки

   При планировании учебно-тренировочного процесса во всех его разновидностях необходимо учитывать время «созревания» психических функций детского и юношеского организма.
   Необходимо всегда помнить, что нервно-психические функции развиваются в следующей последовательности:
   1. Формируется произвольное внимание.
   2. Формируется способность к согласованным движениям (координированность).
   3. Развивается механизм сенсорных коррекций как способность проявлять согласованные движения в условиях смены ситуаций.
   4. Формируется способность к согласованным движениям в меняющихся ситуациях, реализуемых в повышенном психострессорном режиме.

13.3.1. Морально-этическая подготовка

   На начальном этапе подготовки единоборцев целесообразно больше уделять внимания морально-этическому разделу психологической подготовки применительно к проблемам детей и проблемам взрослых по их воспитанию. Практически тренер должен брать на себя основную роль воспитателя, поскольку именно он является наиболее значимой личностью.
   На 1-м учебно-тренировочном полуэтапе основное внимание уделяется:
   – отвлечению ребят от «тусовок»;
   – внушению им чувства превосходства над ними;
   – обеспечению устойчивости против влияния распространителей наркотиков;
   – внушению необходимости корректного поведения в школе и обществе;
   – приучению к общественно полезному труду;
   – приучению к соблюдению порядка;
   – приучению к ответственности за соблюдение порядка.
   На 2-м учебно-тренировочном полуэтапе, когда подходит пубертатный период (период полового созревания), в задачу морально-этической подготовки входит половое воспитание:
   – отношение к женщине;
   – отношения с половыми конкурентами;
   – целесообразное поведение на массовках;
   – целесообразное поведение на тусовках;
   – этика поведения в различных слоях общества.
   Далее морально-этическая подготовка ведется или индивидуально, по мере необходимости, или в процессе массовых мероприятий коллектива. Особенно эффективно морально-этическое воспитание можно осуществлять в летних специализированых лагерях.

13.3.2. Волевая подготовка

   На начальном этапе в состав волевой подготовки включаются:
   – развитие способности выполнять строевые команды;
   – развитие способности самостоятельно развивать физические качества.
   На 1-м учебно-тренировочном полуэтапе в состав волевой подготовки должны входить:
   – выполнение строевых команд;
   – развитие способности самостоятельно развивать физические качества;
   – развитие способности преодолевать нежелание участвовать в соревнованиях.
   На остальных этапах волевая подготовка осуществляется в процессе подготовки к участию в соревнованиях.

13.3.3. Эмоциональная подготовка (обеспечение координированности и оптимальной сенсомоторики в психострессорных ситуациях (психомоторики)

   Эмоциональная подготовка начинает осуществляться с момента подготовки к первым соревнованиям и носит, в основном, индивидуальный характер.
   Возможно использование групповой психотерапии по внушению коллективной уверенности в своих силах или в целях снятия напряжения и усталости.
   Лучшими способами эмоциональной подготовки являются:
   – проведение показательных выступлений;
   – постепенное усложнение соревновательных заданий;
   – посещение других коллективов физкультуры и проведение там схваток;
   – проведение непрестижных схваток с более квалифицированными спортсменами;
   – участие в учебно-тренировочных сборах совместно с представителями других коллективов физкультуры;
   – большее участие в выездных соревнованиях без заданий на результат;
   – участие в командных соревнованиях.

13.3.4. Психолого-педагогический контроль

   Любое педагогическое воздействие требует организации педагогического контроля с целью отслеживания степени эффективности педагогического (психологического) воздействия и введения соответствующих корректив в ход подготовки (табл. 13.3.).

   Таблица 13.3.
   Перечень методик определения интеллектуальных качеств

   Однако перечисленные выше методы для тренера не удобны в связи с их трудоемкостью и, как правило, отсутствием вспомогательного персонала.
   Более удобным в интересах спортивной борьбы является использование косвенных психолого-педагогических тестов путем математической обработки материалов педагогических наблюдений за ходом соревновательных поединков (табл. 13.4.).

   Таблица 13.4.
   Формулы, позволяющие путем педагогического контроля установить и интерпретировать уровень и природу специальной выносливости (психологической устойчивости)

   Такой же принцип используется и для определения социально-психологического статуса как базиса психологической дееспособности (табл. 13.5.).

   Таблица 13.5.
   Формулы определения базисной психологической дееспособности

   Развивая данное положение, необходимо вновь обратиться к теоретическим предпосылкам теории функциональных систем (П.К. Анохин, 1978) и теории происхождения движений (Н.А. Бернштейн, 1991).
   Основой жизни является клетка, в которой заложен генетический код развития, функционирования и смерти. Когда-то клетки начали объединяться с целью повышения надежности своего функционирования путем разделения обязанностей. Одни клетки взяли на себя функцию «ограждения», другие – средства передвижения, а третьи – организации «общественного питания». Далее функции еще более разграничились вплоть до формирования единого центра управления.
   В итоге, верховенство в управлении всем этим живым конгломератом взял на себя мозг, деятельность которого зачастую направлена на разрушение этого организма, делегировавшего ему такие права. Примеры, самосожжение фанатиков, наркомания, террористы-смертники.
 
Категория: ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА | Добавил: uchitel (15.08.2014)
Просмотров: 712 | Теги: спортивная борьба, приемы в греко-римской борьбе, спорт, греко-римская борьба, тактика в греко-римской борьбе, методика обучения греко-римской бор | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru