Пятница, 29.03.2024, 13:31
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА

Мероприятия по обеспечению массовости и сохранению контингента учащихся

1. Объективность обеспечения щадящих функциональных нагрузок

   Ранняя специализация в спорте и особенно в единоборствах выдвинула пока не решаемую проблему возрастной непосильности функциональных нагрузок. Единоборства – боевой вид, требующий высоких волевых качеств и адекватной помехозащищенности эмоциональной сферы. Эти качества еще не успевают созреть в том возрасте, в котором сейчас берут детей в секции. Далеко не все дети без предварительной подготовки готовы заниматься единоборствами, хотя многие желают этого в связи с высокой социальной значимостью данных видов. Поэтому нужна длительная подготовка в щадящих режимах.
   В предыдущих главах описан официальный подход к вопросам организации различных видов спортивной подготовки. Однако время идет, общество получает новую информацию, зачастую диаметрально противоположную прошлым представлениям, но феномен консервативности общественных представлений продолжает тормозить развитие физической культуры как фактора биологического и социального развития.
   В качестве примера можно привести ряд высказываний специалистов спорта о проблеме оптимизации спортивной подготовки, которые звучали еще в 50-х годах ХХ столетия:
   1. «Дети оказались объектом политики насильственного воспитания и обучения. Господствующая доктрина отечественной педагогики (имеющая хождение и за рубежом) – развивающее обучение. Возникнув на ниве школьного образования, она распространила свое действие на все этапы детства, включая пренатальный… Известны тенденции обучения детей плаванию в младенчестве до овладения ими навыками ходьбы. Если это не более, чем курьезы, то попытки активизации двигательного развития детей в дошкольном возрасте при переносе на них основных приемов и принципов школьного физического воспитания – явление достаточно распространенное. Оправданность или ложность этих попыток зависят от выяснения вопроса, что первично – научение или созревание (Т. Байер). На многих примерах младенческого периода жизни он доказывает первичность фактора созревания. Стимулируя функцию, материальный субстрат которой еще не созрел, мы насильственно удерживаем её на достаточно высоком уровне. Однако, при устранении воспитательного воздействия, достигнутый эффект исчезает, функция возвращается к исходному уровню своей интенсивности, соответствующему возможностям материального субстрата. Силы детского организма оказались затраченными впустую, а их расход был избыточным из-за биологической неподготовленности организма воспринять и рационально реализовать тренировочное воздействие. Поэтому насильственная стимуляция развития неготовых органов и систем наносит ущерб растущему организму».
   «Результатами насильственной политики воспитания и обучения в периоде детства могут явиться: преждевременное изнашивание органов иммунной защиты, ведущее к «омолаживанию» ряда заболеваний; активизации роста усиленно нагружаемых органов при задержке роста и развития сопредельных, приводящая к явлениям дисгармоничной акселерации развития организма» (Б.А. Никитюк, 1994).
   2. Соматопсихическая целостность индивида и личности человека – живая система, элементы которой сбалансированы, связаны друг с другом не очень жесткими связями, что позволяет им претерпевать приспособительные изменения, однако лишь в определенных пределах. Адаптация к условиям природного и социального окружения достигается при экономии физических сил и энергетических затрат, синхронно и гармонично на разных уровнях соматопсихической целостности. При этом, социальные механизмы адаптации приоритетны над биологическими….Требование экономизации рациональных адаптивных изменений выполняется при замедленном их протекании в условиях постепенного наращивания интенсивности внешнего воздействия» (В.А. Никитюк, В.В. Кузин, 1995).
   3. «Спортивная борьба является одним из сложнейших видов, имеющих большой набор технических действий и большую степень неопределенности предстоящих действий. Наша страна богата одаренными людьми, что позволяет в ряде случаев добиваться больших спортивных достижений за счет природных качеств. Но достижение их требует полной отдачи сил на ковре. Намного легче и долговечнее был бы спортивный путь борцов, если бы они приобрели в юношеские годы навыки основ техники борьбы» (А.А. Колмановский, 1963).
   4. «Массированным использованием средств тренировки мы стремимся возместить их недостаточную направленность, что ведет к неоправданному разрастанию количественной стороны тренировки в ущерб ее качеству» (Л.П. Матвеев, 1969).
   5. «Увлечение многих тренеров общефизическими нагрузками не может быть оправдано, поскольку на соревнованиях оцениваются не общефизические качества, а специфические действия» (А.Н. Ленц, 1972; Г.И. Торопин, 1984).
   6. «Посредственный уровень задатков и способностей не должен служить препятствием для зачисления в ДЮСШ. Ведь одаренность человека обнаруживается только через деятельность и по преимуществу в том виде деятельности, к которой он имеет задатки и способности» (Учение о тренировке, 1971).
   К сожалению, период, когда всеобъемлющим требованием в СССР была сдача норм комплекса ГТО (Готов к труду и обороне) прошел давно. Уже с 60-х годов началась необузданная гонка с США по всем военным, экономически и социальным аспектам, могущим свидетельствовать о преимуществе социально-экономической системы.
   В ход пошел обман мирового общественного мнения. Необходимо было доказать преимущество нашего социально-экономического строя, показателем чего, в особенности, являлись спортивные достижения. Ранее доминировавшее требование к организации всеобъемлющего физкультурно-спортивного движения было заменено системой уменьшения расходов на массовый спорт и переливанием средств на спорт высших достижений.
   Мы пришли к «патовой» ситуации, когда есть чем «кормить» чемпионов, но неизвестно откуда они должны браться, в то время как известно, что массовый спорт является базисом высших спортивных достижений. Высшие спортивные достижения не должны быть самоцелью общества. Они должны только свидетельствовать о полном экономическом и социальном благополучии в стране. Спад наших результатов на мировой спортивной арене свидетельствует не только об уменьшении энергетически одаренных людей из бывших южных республик. Главной причиной этому является исчезновение массового спорта. Кроме этого, значительное разрушающее воздействие на результаты оказывает «детская болезнь левизны» в российском спорте (когда-то В.И. Ленин написал статью с подобным заголовком, в которой критиковалась тенденция российских большевиков получать результат любыми методами, но «сейчас и полностью»).
   Можно как-то оправдать тренеров наших традиционных единоборств (виды спортивной борьбы и бокс), но удивительно, что многие российские тренеры восточных единоборств, преклоняясь перед восточной системой, не выполняют ее основного принципа – щадящих режимов подготовки, безнаказанно бросают чужих детей с 6-ти летнего возраста на соревнования в режиме противоборства, разрушая их физическое здоровье и психику.
   Насмотревшись фильмов о китайских ушу, где демонстрируются методы развития воли у монахов путем самоистязания, наши экзальтированные тренеры, не испытав этого на себе, переносят подобную «методику» не на своих детей (а некоторые и на своих, даже теряя их по этой причине), о пагубности чего уже говорилось выше.
   К великому сожалению, в нашей школе среди детей и так только 15 % здоровых. Зачем же калечить этих оставшихся непосильными нагрузками и ранним выставлением на поединки с жестким контактом?
   По данным результатов опроса детей, прошедших через раннее соревновательное единоборство, большая часть из них в спорт не возвращается, а по данным опроса учителей, эти ребята (уже подростки) впоследствии склонны к приему различных транквилизаторов, поскольку их адаптивные физиологические и психологические системы оказались надломленными.
   Налицо абсолютная безграмотность родителей, позволяющих выпускать их ребенка на соревнования по единоборствам с 7 лет. Ими, в данном случае, движет чувство собственного достоинства за чемпионство своего «чада». Инстинкт самовыражения работает против их ребенка.
   Тренер, имеющий физкультурное образование, не должен допускать такого положения и его задача – способами удерживать хвастливых родителей от форсирования спортивных результатов.
   Только организация подготовки со скрупулезным соблюдением педагогических принципов обучения (постепенность, доступность и т.д.), уважение личности и здоровья каждого ученика позволят сохранить коллектив.

15.2. Организационные принципы функционирования школы и секции

   Модная тема 50-х годов о необходимости предварительного отбора и последующей селекции борцов, вызванная тогдашней политикой, должна быть забыта.
   Нельзя осуществлять «отбор» в секции единоборств, поскольку в коллективе должно быть как можно больше спарринг-партнеров, и не обязательно все они должны быть чемпионами. Наоборот, в каждой секции должны быть чемпионы, спарринг-партнеры для чемпионов, судьи, болельщики. Только тогда это будет здоровый коллектив.
   При этом, ориентируясь на психологическую предрасположенность каждого учащегося к выполнению той или иной социальной функции, необходимо обеспечить оправдательную базу для тех ребят, которые по различным причинам не могут быть чемпионами, но должны гордиться тем, что они выполняют свою, нужную коллективу функцию.

15.3. Вопросы рекламы избранного вида единоборств

   Поскольку значительная часть детей не способна генетически заниматься единоборствами, а другая часть детей еще не готова ими заниматься, тренеру необходимо предпринимать значительные усилия по организации рекламы своего вида единоборств. База для этого имеется в виде общего стремления каждого мальчишки приобрести личную защищенность.
   К сожалению, восточные боевые искусства для всей массы населения более притягательны, поскольку феномен «нет пророка в своем отчестве» имеет место во всем мире.
   Для каждого обывателя чарующим является название вида боевых искусств не на своем языке, обещание овладеть им как можно быстрее, способность после этого защищаться от любого противника, не затратив при этом много сил.
   В этом аспекте тренерам греко-римской борьбы есть что сказать в качестве рекламы.
   Данные педагогических наблюдений за ходом соревнований по различным видам современного рукопашного боя свидетельствуют о том, что борцы греко-римского стиля в них преобладают. Связано это с рядом недостатков, имеющихся в видах борьбы с использованием одежды:
   – захваты за одежду и возможность длительно их использовать без атакующих приемов не вырабатывают способности мгновенно использовать «пусковую» ситуацию для проведения броска;
   – в рукопашном бою нет возможности длительно находиться в захвате на дальней дистанции, поскольку в это время противником наносятся удары;
   – при образовании в рукопашном бою захватов вплотную («клинчей») борцы, привыкшие к захватам, не умеют проводить броски из ближней дистанции;
   – борцы греко-римского стиля привыкли работать именно в условиях обхвата и любой «клинч» является для них пусковой ситуацией для проведения броска;
   – борцы вольного стиля с привычкой захватывать ноги подвергают себя опасности получить удар локтем по позвоночнику или попасть на захват головы под плечо, что чревато разрывом шейных позвонков, а в соревнованиях приводит к пассивному положению.
   Учитывая вышесказанное, греко-римская борьба является не такой уж ограниченной, по сравнению с другими, более разнообразными видами.
   Поэтому с полным сознанием правоты своего дела в составе рекламных мероприятий необходимо организовывать показательные выступления, в ходе которых обязательно демонстрировать пути использования греко-римской борьбы в целях самозащиты и дееспособность в условиях соревнований по различным видам рукопашного боя.

15.4. Обеспечение мотивации и стимулирования к продолжению занятий в секции

   Для того, чтобы из секций греко-римской борьбы не уходили дети, необходим щадящий режим подготовки как технико-тактической, так и физической. Положительное мнение детей, занимающихся в секции, на следующий год обеспечит приход еще большего числа детей.
   Для того, чтобы удовлетворить социальные амбиции детей, желающих скорей получить какое-нибудь свидетельство о мере его достижений, но не имеющих на данном этапе таких возможностей, необходимо ввести (особенно на этапе базовой подготовки) сдачу нормативов на технические категории. Для того, чтобы регулярно заинтересовывать детей, успешно борющихся на соревнованиях, к продолжению занятий борьбой, необходимо увеличить число спортивных разрядов.

15.4.1. Введение технических категорий

   Значительная часть желающих заниматься физкультурно-спортивной деятельностью мотивирована не на достижение спортивных результатов, не на занятие призовых мест (т.е. удовлетворение инстинкта самоутверждения), а на овладение определенными умениями как «деятельностным», образовательным компонентом (Г.Г Наталов, 1994).
   На ранних этапах развития значительным стимулом к продолжению занятиями определенного рода деятельности является потребность в явном и косвенном социальном поощрении (Б.Б. Коссов, 1989).
   Кроме того, именно за счет «деятельностного» компонента, за счет познавательной мотивации возможно обеспечение массовости и долголетия функционирования в данной области деятельности с постепенно меняющимися личностными и общественными функциями (С. Доничев, 1985; Р. Тесетер, 1985; В. Тюшев, 1985).
   Учитывая факт неравномерного соматического развития и неспособность всех детей и подростков к равноценной спортивной деятельности, на наш взгляд, целесообразно использовать систему поощрения за качество усвоения учебного материала в нестрессорных условиях и за трудолюбие.
   В этом случае будет возможно поддержать и развить мотивацию к роду деятельности за счет использования психологических механизмов срочного и отставленного эффектов.
   Это необходимо тем более, что, по данным социологических исследований (М.Е. Кутепова, 1980; А.Я. Свиридова, 1974), отмечается с возрастом снижение спектра спортивных и физкультурных интересов школьников.
   Объясняется это, по видимому, отвлечением избыточной адаптационной энергии на решение появившихся сексуальных интересов (по З. Фрейду). Поэтому необходимо к этому времени завладеть сердцами детей, выработать в них стереотипную потребность в занятиях физической культурой, найти в ней свой социальный статус, вместо безжалостного официального и неофициального выталкивания из спортивных секций.
   Как показали результаты опроса детей и подростков, занимающихся в секциях спортивной борьбы и бросивших их, значительное число учащихся, увлеченных образовательным компонентом, ушло из секций в тех случаях, когда содержание занятий их не устраивало.
   Кроме физиологической потребности в занятиях спортивной деятельностью, имеются социальная и психологическая потребности, которые при решении проблемы выбора вида деятельности могут быть осознаваемыми и неосознанными (Г.Б. Горская, 1991; Б.Б. Коссов, 1989). По Мюррею, в противоположность физиологическим и социальным потребностям, имеется ряд потребностей «психогенного» порядка (Б.Б. Коссов, 1989; Г.Г. Наталов,1976; Ю.А. Шулика, 1996).
   К ним относятся потребности:
   – престижа;
   – социального статуса;
   – доминирования (власти);
   – общения, содружества, сотрудничества;
   – участия в познавательном процессе.
   Еще одно высказывание в пользу прекращения жесткого отбора в секции спортивной борьбы: «Основной путь поиска юных спортсменов – организация тренировки для возможно большего числа детей и подростков. Такие исходные теоретические предпосылки обусловливают новые уровни требований на первой ступени отбора, не ограничивающего прием в ДЮСШ детей со средними физическими возможностями» (А.А. Гужаловский, 1979).
   Чем более сложен технически и тактически вид избранного спорта, тем дольше будет «скрытый» период проявления необходимых специфических способностей. В циклических и скоростно-силовых видах преодолевающих упражнений с ограниченным техническим содержанием задатки и способности обнаруживаются уже на ранних этапах подготовки и даже при наборе. В сложнокоординационных видах с ситуативными условиями, на наш взгляд, ведущим критерием для набора будет являться не столько текущие физические способности и даже не столько исходная координированность, ибо она имеет свои сензитивные периоды развития (Г.К. Федякина, 1998), сколько мотивация к занятиям данным родом деятельности.
   На наш взгляд, крайняя ограниченность числа запланированных на 1-м году обучения атакующих приемов борьбы (4 приема для борьбы стоя и 7 приемов для борьбы в партере), согласно программе для ДЮСШ (Классическая борьба, 1977), не способствует мотивации к занятиям в секциях спортивной борьбы. Кроме того, параллельное изучение защиты вносит значительные помехи при формировании срединной структуры приема (А.П. Купцов, 1980), что затрудняет его усвоение и вселяет в детей неуверенность и отрицательные эмоции.
   В этой связи целесообразно было бы на начальном этапе подготовки в спортивной борьбе не перегружать неподготовленных детей психомоторными нагрузками, но стимулировать их к познавательной деятельности и своевременно ее поощрять.
   Наилучшим способом в данном случае является введение технических категорий, которое успешно было опробировано в греко-римской борьбе (Ю.В. Болтиков, 2002) (табл. 15.1).

   Таблица 15.1.
   Содержание квалификационных нормативов для присвоения технических «поясов», «повязок» в греко-римской борьбе

15.4.2. Увеличение числа спортивных разрядов

   Если ребенок пришел в секцию спортивной борьбы в возрасте 10 лет, то с 11 лет он, как правило, уже выступает на соревнованиях и к окончанию 2-го года обучения может получить 2-й юношеский разряд. При средней соревновательной нагрузке к концу 3-го года обучения в возрасте 12 лет он может получить 1-й юношеский разряд. А что дальше? Дальше присвоение взрослых разрядов будет нарушением положений Единой спортивной классификации (1985) и нарушением положений спортивной медицины, что может повлечь за собой наказание тренера. Мы не говорим о том, к чему может привести выставление юношей на соревнования с взрослыми борцами, что делается в возрасте 15-16 лет повсеместно. После этого мы удивляемся, почему подростки рано бросают спорт?
   Данные результатов опроса детей и подростков, бросивших секции спортивной борьбы, свидетельствуют о том, что, кроме таких причин, как тяжесть физических нагрузок или боязнь соревнований, значительная часть из них бросила секцию по причине большого перерыва между присвоением спортивного разряда.
   Естественно, что ребенок, не будучи мотивированным каким-либо поощрением, потеряет интерес к данному виду деятельности.
   С целью обеспечения длительной мотивации к спортивной деятельности целесообразно ввести дополнительные спортивные разряды, что уже с успехом внедрено (Ю.В. Болтиков, 2002) (табл. 15.2.).

   Таблица 15.2.
   Таблица разрядных требований в спортивной борьбе

15.4.3. Обеспечение взаимозависимости между присвоением разрядов и категорий

   В секциях, как правило, встречаются борцы, тяготеющие только к образованию (изучению техники и тактики) и пытающиеся избегать участия в соревнованиях. С другой стороны, есть борцы, желающие только бороться и относящиеся несерьезно к отработке техники и тактики борьбы.
   Трудно сказать, кто из них перспективнее для тренера.
   В любом случае необходимо использовать такую систему квалификационной оценки деятельности, которая стимулировала бы одних – к участию в соревнованиях, а других – к повседневной работе над техникой.
   С этой целью можно использовать систему взаимной обусловленности присвоения спортивных разрядов и технических категорий (табл. 15.3.).

   Таблица 15.3.
   Принцип совмещения спортивных разрядных и технических категорий

15.4.4. Щадящая система стимулирования роста физических качеств детей

   Как уже говорилось выше, в настоящее время значительное число детей в связи с все ухудшающейся экологической обстановкой (воздух, вода, питание), курением будущих матерей, пьянством родителей и отсутствием необходимой физической нагрузки относятся к группе больных. По данным медицинских обследований, только 15% детей 5-7-х классов можно считать практически здоровыми. Если учитывать еще и наличие в секции детей с различным уровнем соматической зрелости, то перед тренером, кроме проблемы доступной для всех технико-тактической подготовки, возникает сложная проблема организации щадящей, но результативной физической подготовки.
   Для того, чтобы не ранить души детей, чтобы дать всем возможность не быть социально униженным (иначе дети уходят из секций), необходимо организовывать тестирование физических качеств в индивидуальном порядке.
   Всем детям объявляется перечень тестовых требований и сроки их сдачи. Каждый в течение трех месяцев может на любой тренировке пройти тестирование.
   Во время выполнения всей группой какого-либо группового задания делается объявление: «Кто желает сдать норматив по физической подготовленности?»
   После проведения индивидуального тестирования совместно с учащимся устанавливается ориентировочный срок следующего тестирования с прогнозом на определенное увеличение показателей.
   Сдача нормативов по физической подготовке не должна проводиться перед всем коллективом.
   Заключение. Очень важно следить за соблюдением в группе взаимного уважения. Без окриков, за счет разъяснения этических норм пресекать любые попытки детей насмехаться друг над другом по любому поводу, тем более попытки насилия над более слабыми. Следует учитывать тот факт, что дети рождаются маленькими животными со всеми присущими животным инстинктами и становятся они людьми только за счет воспитания. В условиях ранней специализации эта роль воспитателя ложится на тренера.

Контрольные вопросы:

   1. Сенситивные периоды развития функциональных качеств и проблема сохранения контингента обучаемых.
   2. Методология соревновательного метода в детских единоборствах.
   3. Методология соревновательного метода развития физических качеств в детских единоборствах.
   4. Методология соревновательного метода развития координационных качеств в детских единоборствах.
   5. Методология соревновательного метода развития сенсомоторных качеств в детских единоборствах.
   6. Методология соревновательного метода развития психомоторных качеств в детских единоборствах.
   7. Мероприятия по мотивации к учебной деятельности юных борцов.
   8. Мероприятия по мотивации к спортивной деятельности юных борцов.
Категория: ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА | Добавил: uchitel (15.08.2014)
Просмотров: 718 | Теги: спортивная борьба, приемы в греко-римской борьбе, спорт, греко-римская борьба, тактика в греко-римской борьбе, методика обучения греко-римской бор | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru