В литературе по спортивной борьбе вопросы
тактики рассматриваются в основном с позиций осуществления сложных
технико-тактических действий (СТТД), (А.Н Ленц, 1963; 1967), в которые
включены только подготовки к проведению приема, комбинации и
контрприемы. В работе Е.М. Чумакова (1976) делается попытка
классифицировать тактику в более широком понятии. Однако эта тактика
ограничивается методами воздействия путем подавления, маскировки,
маневрирования силой выносливостью, быстротой, техникой, тактикой и т.д.
В совместных работах с психологами тренеры
спортивной борьбы развили понятие об ее тактике путем введения понятия о
стилях борьбы, к которым относят комбинационные, темповые, силовые
стили (К.З. Олзоев, В.А. Геселевич, 1983); игровые, силовые, темповые
стили (В.Г Оленик и др., 1983). Стили борьбы, как правило, связывают со
свойствами нервной системы (О.А. Сиротин и др., 1996; В.А. Толочек и
др., 1981). Есть работы о тактической подготовке борцов путем
моделирования тактического мышления (С.В. Малиновский, 1981).
В главе 5 описаны классификационные блоки
тактики спортивной борьбы, которые являются матрицей для составления
программы по базовой тактической подготовке. В ее основе лежат блоки
методов воздействия на противника, стилей борьбы и классификации
тактических действий в схватке.
На основании содержания классификационных
блоков тактики спортивной борьбы предлагается программа базовой
тактической подготовки применительно к условиям греко-римской борьбы
(таблица 7.15.).
Таблица 7.15.
Программа изучения тактики методов
воздействия на противника, стилей борьбы и тактики схватки для
учебно-тренировочного этапа подготовки в греко-римской борьбе (базовая тактическая подготовка)
7.10. Индивидуально-групповая подготовка
Значительный объем сложно-координационных
технических действий, содержащихся в пяти разделах спортивной борьбы
(Ю.А. Шулика, 1988; 1993), не может быть весь использован одним
человеком, поскольку психострессорные условия борцовского поединка
затрудняют процесс выбора действий, адекватных мгновенно меняющимся
ситуациям.
Очевидно, именно этот фактор заставляет
тренеров склоняться к целесообразности формирования коронного приема
(А.Г. Станков и др, 1984).
Большинство борцов высокой квалификации имеют
один коронный прием, который приходится аранжировать большим числом
вспомогательных технических действий и выжидать подходящего момента для
его успешного проведения (Я.К. Коблев, 1990; М.Н. Рубанов, 1981 и др.).
На наш взгляд, этот путь не является
оптимальным. Тем не менее, по мере продвижения к высшему спортивному
мастерству сужать технический арсенал необходимо. Основным направлением
сокращения числа приемов для индивидуального комплекса, на наш взгляд,
является избавление от тактически однотипных приемов с оставлением хотя
бы по одному из каждого раздела борьбы.
По мнению Ю.А. Шулики (1988), А.С. Кузнецова
(2002) и И.И. Иванова (2002), при подготовке в спортивной борьбе (так
же, как и в других видах единоборств) должен доминировать девиз:
«выигрывать минимумом технических действий в максимуме возможных в бою
ситуаций».
Идеальным примером соответствия этому девизу
является четырехнаправленный, диагональный технико-тактический арсенал
олимпийского чемпиона и чемпиона мира по борьбе дзюдо Владимира
Невзорова.
Начинать процесс оптимального сужения
индивидуальных технических арсеналов на ранних этапах подготовки
нецелесообразно, поскольку в этот период изменяется расположение центров
масс тела, и сформировавшиеся координационные структуры могут
впоследствии оказаться не оптимальными.
Процесс индивидуальной подготовки целесообразно
начинать на этапе спортивного совершенствования (СС), когда в этом
возрасте, как правило, уже сформировались индивидуальные пропорции тела и
проявилась предрасположенность к двигательной асимметрии.
Таким образом, можно считать, что весь период
базовой технической и видов базовой технико-тактической подготовки
является общеобразовательным, необходимым как в интересах стратегической
спортивной подготовки, так и в интересах всестороннего физического
развития.
Этап спортивного совершенствования, в
соответствии с рекомендациями Ю.А. Шулики (1988; 1993), А.С. Кузнецова
(2002), включает в себя индивидуально-групповую технико-тактическую,
индивидуально-групповую тактико-техническую и индивидуально-групповую
тактическую подготовку.
В этот период на тренировке все должны
проходить одну тему, но каждый решает проблему своим путем. Содержание
всех возможных путей было пройдено на этапах базовой подготовки, когда
каждый независимо от своих особенностей должен был овладевать
обязательной программой.
Причем, индивидуальность будет проявляться, прежде всего, в:
– асимметричности технико-тактического арсенала;
– привязанности технико-тактического арсенала к собственным соматическим особенностям, в особенности к пропорциям тела;
– привязанности тактики борьбы к морфофункциональным задаткам.
7.10.1. Индивидуально-групповая технико-тактическая подготовка
(Оптимизация технико-тактического арсенала в условиях смены соотношений длины и пропорций тела противоборцев)
В работе Г.С. Туманяна и Э.Г. Мартиросова
(1976) констатируется факт естественного отбора спортсменов со
специфическим для данного вида спорта телосложением. Установлено, что
наиболее характерной для борцов высокого класса является фигура с
относительно короткими ногами, длинным туловищем, короткими руками
(кроме вольной борьбы), широкими плечами и средним тазом. Замечена
разница в телосложении борцов различных весовых категорий (борцы более
тяжелого веса имеют более длинные, массивные ноги и более широкий таз).
Естественно, что различные виды борьбы накладывают свой отпечаток на
телосложение (борцы вольно стиля должны иметь более длинные руки,
самбисты и дзюдоисты могут иметь более длинные ноги).
В ряде работ по этой проблеме (Э.Г. Мартиросов,
А.А. Новиков, 1972; Ю.А. Моргунов, В.И. Харламов, Х.И. Юсупов, 1975;
Ю.А. Моргунов. Ю.А., И.В. Шинелев, Р.С. Потратий, 1975 и др.) дается
анализ технико-тактического мастерства борцов в зависимости от пропорций
тела (имелись в виду длина туловища, длина ног). В работах по вольной
борьбе пропорции даны более дифференцировано. Но рекомендации,
основанные на данных педагогических наблюдений, еще носят фрагментарный
характер и не имеют методической системы, поскольку авторы этих работ
вынуждены были пользоваться существующими субъективными классификациями
технических действий.
До сих пор в программах и методических
рекомендациях по греко-римской борьбе нет алгоритмов для проведения
технических действий в условиях смены взаимных длин и пропорций тела и
его конечностей.
Так, например, при встрече с противником с
более длинным туловищем возникает проблема: как захватывать для
проведения прогиба и как проводить сам прогиб? Такая же проблема
возникает и для борца с более длинным телом.
Теоретические константы планирования учебного процесса с учетом взаимных пропорций тела.
Анализ классификаций телосложения в
вышеприведенных работах и собственные исследования дают основание
обобщить все подходы и привести в более удобную систему для планирования
индивидуализированной технической подготовки.
На вышестоящем уровне (после взаимных стоек в
проекции на горизонтальную плоскость) учитывается рост: средний,
длинный, короткий. При определении предпочтительных технических действий
целесообразно ограничиваться понятиями: выше противника (l), ниже
противника (n): На нижележащем уровне располагаются две равнозначные
категории признаков (схема 7.1.). С одной стороны, это уже знакомые
стойки в проекции на сагиттальную плоскость, с другой – особенности
строения тела атакующего и противника (ширина плеч, таза, длина
туловища, длина ног). Всего может быть 144 сочетания.
Схема 7.1.
Подчиненность признаков, влияющих на технико-тактические предпочтения в спортивной борьбе (по Ю.А. Шулике, 1988)
С целью сокращения количества возможных
сочетаний было принято три типа, характеризующих пропорции тела борцов
среднего роста (в своей весовой категории).
1. Широкоплечие (С) с несколько
уплощенной грудной клеткой, тазом средней ширины, с ногами средней
длины. ОЦТ располагается в пределах нормы. Такие признаки позволяют при
относительно свободном выходе со стартовой позиции (при разгоне)
создавать большое количество движения («живую силу снаряда»). Это
обеспечивается:
– выгодным приложением мышечных усилий при относительно коротких ногах (по сравнению с легкоатлетами, игровиками);
– выгодным приложением мышечных усилий при относительно широком тазе (по сравнению с гимнастами);
– большим радиусом при вращении плечевой оси.
Высокорослые борцы с таким сложением имеют, как
правило, относительно длинные ноги и более высокорасположенный ОЦТ. Это
дает определенные преимущества, но ставит проблему повышения
устойчивости в атаке и защите.
Низкорослые этого же типа имеют более короткие
ноги и более широкие плечи. Это позволяет вести более «силовую» борьбу с
приложением усилий в основном к плечевому поясу противника.
2. Среднеплечие (●) имеют длинное
цилиндрическое туловище, средней ширины таз, короткие и сильные ноги.
Несмотря на сравнительно узкие плечи, плечевые суставы таких борцов
обеспечены мощными дельтовидными мышцами. ОЦТ расположен в пределах
нормы. При таком сложении эффективны приемы с разгибанием в коленном и
тазобедренном суставах, вращательные движения в проекции на сагиттальную
плоскость (за счет мышц сгибателей, разгибателей туловища).
Сравнительно узкие плечи позволяют достаточно легко прорываться на
ближнюю дистанцию (особенно с отворачиванием от противника).
Высокорослые борцы с таким сложением встречаются сравнительно редко.
Низкорослых борцов с такой фигурой тяжело выводить из равновесия.
3. Узкоплечие (?) имеют широкий таз,
массивные и сравнительно длинные ноги. ОЦТ расположен ниже нормы.
Встречаются борцы с широкими плечами, но в этом случае они имеют очень
короткое туловище. Низкорослые борцы такую фигуру имеют довольно редко.
При таком сложении эффективны приемы с
разгибанием в коленном и тазобедренном суставах без глубокого подхода к
противнику с преимущественным элементом перетягивания. Таких борцов
тяжело вывести из равновесия.
На данном этапе подготовки снова приходится
обращаться к феномену двигательной асимметрии с более детальной
расшифровкой собственных возможностей (Е.К. Аганянц, Г.Б. Горская, 2003;
В.Н. Лебедев, 1975; К.Д. Чермит, 1992).
Следует иметь в виду, что «моторная асимметрия
проявляется в управлении движениями и включает неравенство функции рук,
ног, мышц правой и левой половины туловища. Такая конструкция асимметрии
компонентов тела сказывается на формировании общедвигательного
поведения человека. В 75 % случаев правая рука является ведущей, ее
левое полушарие – доминантным. Среди представителей homo sapiens от 5 до
10 % левшей и от 15 до 20 % – равноруких» (что не всегда, особенно в
ситуативных видах спорта, является преимуществом).
«Признаками ведущей конечности являются
предпочтения при выполнении действия, высокая эффективность усилий,
быстрота, точность доминирование при совместной деятельности. Ведущей
руке принадлежит основная роль в сознательном действии при эмоциях.
Неведущая рука более вынослива к статическим усилиям, она служит опорой.
У 70 % левшей доминирует левая нога, у 20 % –
правая. У левшей преобладает одноименное доминирование (у 90 % – левая, у
7 % – правая нога)».
Все вышесказанное должно нацеливать на
углубленный анализ врожденных двигательных асимметрий в целях
максимально эффективного использования при формировании индивидуального
технико-тактического арсенала и при учете индивидуальных возможностей
вероятных противников.
7.10.2. Индивидуально-групповая тактико-техническая подготовка
(Оптимизация технико-тактического арсенала при смене противником захватов)
На занятиях в соответствии с перечнем возможных
в греко-римской борьбе захватов как в положении стоя, так и в положении
партера, группе «противников» дается задание бороться с использованием
запланированного на данную неделю (двухнедельный цикл) захвата.
«Атакующий» использует любые усвоенные им в
период базовой подготовки захваты. При этом он может построить свою
тактику на срыве неудобного для него захвата, может согласиться с
захватом противника и продолжать борьбу, может навязать в ответ свой
захват, нейтрализующий атакующие функции захвата противника.
Конечно, тренировка не проходит только в этом
ключе. Она состоит из раздела индивидуальной работы над техникой, из
раздела совершенствования специальных физических качеств и, в случае
приближения промежуточных соревнований, включает подготовку к встречам с
наиболее вероятными противниками.
7.10.3. Индивидуально-групповая тактическая подготовка
(Оптимизация технико-тактического арсенала при смене противником стилей борьбы)
В соответствии с учебным планом на тренировке
стабилизируются умения и навыки реализации своих методов воздействия на
противника и собственных стилей борьбы.
Группе «противников» дается задание бороться с
использованием запланированного на данную неделю (двухнедельный цикл)
метода воздействия на противника или стиля борьбы.
«Атакующий» использует любые усвоенные им в
период базовой подготовки методы воздействия на противника и стили
борьбы. При этом он может построить свою тактику на срыве попыток
противника навязать ему свой метод или стиль, а может согласиться с ним,
если уверен в том, что может переиграть противника в единообразном
противоборстве.
Как и в предыдущем разделе, эти задания
отрабатываются только в части урока. Остальное время отводится на
индивидуальную подготовку в соответствии с индивидуальными планами
подготовки к предстоящим соревнованиям.
7.11. Автономная технико-тактическая подготовка
Наиболее удобным методом подготовки борца на
автономном этапе является метод круговой технико-тактической тренировки.
Она является содержательной и эмоциональной основой в организации
региональной (децентрализованной) подготовки борцов (И.И. Иванов, 2002).
Во всех видах спорта используется метод
круговой тренировки. Мода на этот метод подготовки в спорте пришла с
появлением в СССР работы Д. Харре (Учение о тренировке, 1971). Однако он
используется в основном для развития физических качеств. В спортивной
борьбе для достижения соревновательного результата главенствующее
значение имеет качество технико-тактической подготовленности (И. И.
Алиханов 1986; А.С. Кузнецов, 2002; А.Н. Ленц, 1967; Г.А. Сапунов 1970;
Ю.А. Шулика, 1993; В.Я. Шумилин, 1954) и психологическое обеспечение
способности реализовать технико-тактические умения (В.М. Игуменов, 1971;
Л.А.Китаев-Смык, 1983), что в итоге и оценивается, а физиологические
качества только обеспечивают энергетику ведения поединка. Это тоже
немаловажно, но не первостепенно, поскольку физически здоровый и
энергетически обеспеченный человек, имея слабую технико-тактическую
подготовку, затратит безрезультатно массу энергии, и мы оценим его как
не выносливого в спортивной борьбе.
Не обладая достаточной психологической
готовностью к единоборствам, обученный борец может также не реализовать
технико-тактические умения в соревновательной схватке, будет вести ее
скованно, также потратит массу энергии на закрепощение своих мышц и
будет оценен как невыносливый.
Таким образом, диагнозов причин отсутствия
специальной выносливости может быть много, и не обязательно доминирующим
будет диагноз вегетативной необеспеченности.
Большая часть борцов высшей квалификации
согласна с тем, что чрезмерное увлечение физической подготовкой в
спортивной борьбе является попыткой компенсировать недостатки в
технико-тактической подготовленности и следствием психологической
неуверенности в своих силах.
При том условии, что борец высокого класса по
своим функциональным показателям соответствует элементарным модельным
требованиям, основная его задача – быть технико-тактически
подготовленным к встрече не только с вероятными противниками, но к
встрече с любым незапланированным борцом.
Индивидуальная подготовка против наиболее
вероятных противников может пройти впустую в связи с отсутствием на
будущих соревнованиях ожидаемого соперника, а появление нового окажется
неприятной неожиданностью.
Как правило, в секции имеется «набор»
спарринг-партнеров, владеющих привычными для членов коллектива приемами и
тактическими предпочтениями. Этот факт зачастую приводит к тому, что
привыкшие к этим особенностям спарринг-партнеры подсознательно, на
уровне «мышечного чутья» (Е.Н. Сурков, 1982) невольно противопоставляют
эффективную защиту, а это, в конечном счете, приводит атакующего борца к
неуверенности в эффективности атакующего приема и к исчезновению
коронных приемов.
Таким образом, произвольное формирование
индивидуальных технико-тактических комплексов не может обеспечить
надежности соревновательной деятельности.
В связи с выше изложенным целесообразно
организовывать технико-тактическую подготовку таким образом, чтобы
каждый борец вынужден был побывать в течение тренировки во всех
возможных в соревновательной схватке ситуациях.
Кроме того, учитывая возможность возникновения
монотонии, в связи с длительным пребыванием на борцовском ковре, а также
для более глубокого закрепления полученных навыков, необходимо чаще
менять задания с тем, чтобы повысить эмоциональный фон занятия.
В специальной литературе по спортивной борьбе
имеются рекомендации по использованию различных упражнений для
стабилизации технико-тактического арсенала борцов. При моделировании
тренировочных заданий (Б.А. Подливаев, 1999) за основу берется
классификация, представленная в работе В.М. Игуменова, Б.А. Подливаева
(1993), однако в ней используется субъективная классификация техники по
А.П. Купцову (1975), приводящая к артефактам при использовании ее в
педагогическом контроле (Ю.А. Шулика, 1993).
С целью более эффективной реализации идеи
круговой технико-тактической тренировки наиболее удобной, на наш взгляд,
оказалась классификационная система Ю.А. Шулики (1988; 1993; 1994), в
которой за основу приняты взаимные положения, характерные для пяти
разделов борьбы.
В греко-римской борьбе к таким положениям относятся (см. главу 3):
– борьба стоя;
– борьба полустоя (с дифференцировкой действий находящегося в положении стоя и находящегося на коленях);
– борьба в партере (с дифференцировкой действий находящегося сверху и находящегося в положении нижнего);
– борьба лежа (с дифференцировкой действий находящегося сверху и находящегося в положении нижнего).
Если в ходе круговой технико-тактической
тренировки, копирующей по составу учебных мест состав модели
пространственно-смысловой деятельности в классификационных разделах
спортивной борьбы, организовать технико-тактический тренинг со сменой
всех взаимных положений независимо от индивидуальной предрасположенности
борцов, можно будет добиться более высокой помехоустойчивости их
соревновательной деятельности.
Такая методика должна обеспечить быструю
приспособляемость при попадании в условия технико-тактических
особенностей каждого классификационного раздела борьбы и способность к
плавному переходу от одного взаимного положения к другому, что
обеспечивает высокую надежность борьбы (схема 7.2.).
Схема 7.2.
Учебные места круговой технико-тактической
тренировки по греко-римской борьбе на основе модели технико-тактической
деятельности в спортивной борьбе*
* – необходимо на учебных местах борьбы стоя
включать задания с противопоставлением противников, навязывающих
нестандартные захваты и имеющих различную длину тела и его пропорции.
Контрольные вопросы:
1. Общее и разное в понятиях об учении и тренировке.
2. Что представляют собой понятия: знания, умения, навыки.
3. Физиологическое обоснование этапов формирования навыка.
4. Принципы построения учебного процесса.
5. Средства и методы сообщения знаний.
6. Средства и методы совершенствования умственных умений.
7. Средства и методы овладения движением.
8. Средства и методы совершенствования двигательных умений.
9. Средства и методы совершенствования функциональных возможностей.
10. Средства и методы совершенствования деятельности в программированных видах спорта.
11. Средства и методы совершенствования деятельности в ситуационных видах спорта.
12. Принципы планирования программного содержания на этапе базовой технической подготовки.
13. Принципы планирования программного содержания на этапе базовой техническо-тактической подготовки.
14. Принципы планирования программного содержания на этапе базовой тактико-технической подготовки.
15. Принципы планирования программного содержания на этапе базовой тактической подготовки.
16. Принципы планирования программного содержания на этапе индивидуально-групповой техническо-тактической подготовки.
17. Принципы планирования программного содержания на этапе индивидуально-групповой тактико-технической подготовки.
18. Принципы планирования программного содержания на этапе индивидуально-групповой тактической подготовки.
19. Принципы планирования программного содержания на этапе автономной подготовки. |