13.1. Общие основы специальной физической подготовки в спортивной борьбе
Методы развития специальных физических качеств
не отличаются от методов развития общефизических качеств. Поэтому в
дальнейшем материал, касающийся развития специальных физических качеств,
будет касаться только содержания и методик.
Специальная физическая подготовка борца
направлена на развитие физических качеств, проявляемых в выполнении
специфических для борьбы действий. Она используется как составная часть
всего учебно-тренировочного процесса на всех этапах учебной и
тренировочной работы, включая соревновательный.
Средствами специальной подготовки являются
упражнения в выполнении фрагментов борьбы, направленные на повышение
возможностей занимающихся в проведении отдельных специальных действий
борца.
Внешнее сходство упражнений специальной
подготовки с элементами борьбы еще не гарантирует успешного их
применения. Правильность использования упражнений проверяется при
проведении приемов в тренировке и особенно в соревнованиях. Поэтому
специальную подготовку лучше осуществлять в непосредственной связи с
результатами занимающихся, показанными в тренировках и соревнованиях.
Участие в соревнованиях способствует выбору
правильного направления в применении средств специальной подготовки.
Специальная подготовка в непосредственной методической связи с
соревнованиями на определенных этапах становится соревновательной
подготовкой. Она способствует лучшему решению задач тактической и
морально-волевой подготовки занимающихся.
Участие в соревнованиях является действенным
средством повышения спортивного мастерства спортсменов. Однако
необходимо помнить, что частые старты утомляют нервную систему, у
спортсмена пропадает желание состязаться. Поэтому соревновательная
подготовка должна быть спланирована в интересах всего тренировочного
процесса и нацелена на основное соревнование сезона.
Незначительного улучшения отдельных видов
реакции можно добиться путем специальной тренировки. Но это не может
оказать существенного влияния на результативность в борьбе. Очень важно,
чтобы борец овладел всеми формами проявления готовности действовать.
Спортивная ценность действий борца определяется не только по принципу
«чем быстрее, тем лучше». Гораздо ценнее своевременность применения
нужного приема. В этом проявляется специфическая форма быстроты,
необходимая борцу.
Поэтому, когда мы говорим о развитии быстроты
борца, мы прежде всего имеем в виду широкий комплекс учебных тренировок,
воспитывающих готовность борца к различным действиям. Такая готовность
позволяет ему выполнять приемы так, чтобы противник не успевал принять
нужную защиту. Готовность к действию в значительной мере определяется
временем различных реакций борца, проявляемых при непрерывном слежении
за действиями противника. Поэтому в борьбе отдельные виды реакций в
чистом виде проявляются довольно редко.
Воспитание быстроты одиночного движения. Одной
из форм проявления быстроты является скорость выполнения отдельного
движения. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо использовать
наиболее рациональную технику, развить до нужного уровня соответствующие
группы мышц и многократными повторениями добиться наилучшей координации
в выполнении движения.
Для развития быстроты необходимы также
достаточная эластичность мышц и подвижность в суставах. Важно, чтобы
борец умел вовремя расслаблять мышцы: закрепощенные мышцы не
способствуют проявлению скоростных качеств.
Метод усложнения условий. С целью
воспитания быстроты применяют усложненные условия, максимально
приближенные к соревновательным или более трудные (например, выполнение
упражнений с партнером более высокой квалификации, более тяжелой весовой
категории).
С этой же целью для развития необходимых групп
мышц применяют отягощения в упражнениях, воспроизводящих точную
структуру необходимого движения, выполняемого с определенной скоростью.
Быстрота борца проявляется в конкретных
технических действиях, которые необходимо выполнять в определенной
последовательности, своевременно и с большой скоростью, ибо этого
требует тактическая задача. Конкретные условия проявления быстроты
создаются только во взаимодействии с партнером. С целью развить
быстроту, специфическую для борьбы, борцы упражняются в выполнении
приемов, защит, контрприемов и их комбинаций.
Не все элементы борьбы выполняются с
максимальной скоростью. Такие действия, как переворот захватом руки на
ключ, дожим противника в опасном положении, перевороты разгибанием,
болевые и удушающие приемы, требуют от борца своевременности и точности
действий, отличающихся структурой.
Выполнение упражнений по внезапно подаваемым командам также является хорошим методом воспитания быстроты.
Индивидуальная особенность спортивной
подготовленности борцов характеризуется наличием «коронных» приемов
техники, тактики и выносливости при выполнении отдельных действий в
борьбе. Борец, обладающий выносливостью к физическим напряжениям, может
длительное время стоять на мосту в опасном положении; борец, обладающий
силовой выносливостью, может длительное время держать в захвате
противника; борец, обладающий специальной выносливостью, может проводить
все схватки с любым противником в высоком темпе.
Подготовка борцов к соревнованиям совмещается с
развитием специальной выносливости. Действительно, на уровне высшего
спортивного мастерства при наличии достаточной технической и тактической
подготовленности одной из главных задач тренировки является повышение
работоспособности борцов. Работоспособность спортсменов обеспечивается с
помощью увеличения количества и повышения качества тренировочных
занятий, на которых создается определенная нагрузка.
По мнению ведущих специалистов спорта, резервы
дальнейшего повышения тренировочных нагрузок почти исчерпаны.
Подготовленность борца в будущем, по-видимому, будет осуществляться за
счет более совершенного использования различных средств тренировки,
создания более рациональных соотношений объема и интенсивности нагрузки
за счет использования различных форм восстановления и др.
В этих условиях резко возрастает необходимость более точно использовать различные средства тренировки.
В предыдущих учебниках рассматривается вопрос о
специальной технической подготовке, что вряд ли можно оценить
положительно, поскольку техническая подготовка – это уже специальная
подготовка.
13.2. Проблемы организации специальной физической подготовки
13.2.1. Специальная скоростно-силовая подготовка в спортивной борьбе
Зачастую в специальной литературе к
упражнениям, направленным на повышение специальных физических качеств
борца, причисляются упражнения, выполняемые в условиях непосредственного
контакта с соперником (партнером), в результате чего трудно
разграничить принадлежность упражнений к специальным или основным.
Думается, что любые упражнения с партнером, направленные на совершенствование основных приемов, относятся к основным.
Специальные упражнения, выполняемые в контакте с партнером (например, учи-коми в дзюдо), не вызывают серьезных вопросов.
Зато достаточную сложность представляет вопрос использования тренажеров в целях развития специальных качеств борцов.
Проблема
В спортивной борьбе с ее трехплоскостными
движениями разработать тренажер, позволяющий отрабатывать специальные
силовые качества для большого числа различных приемов, используя при
этом сложные управляющие механизмы, будет достаточно затруднительно и
неэффективно, поскольку тренер при этом должен будет переключать эти
механизмы в связи со сменой весовых категорий борцов и изменением
структуры предстоящих действий.
Упражнения на развитие специальных скоростно-силовых качеств:
• упражнения с борцовским манекеном:
на развитие специальных скоростно-силовых
качества и специальной выносливости до сих пор массированно используются
борцовские манекены, однако с их помощью можно совершенствовать
действия только с усилиями направленными вверх. В горизонтальном
направлении усилия к манекену приложить невозможно, в то время как
кинематические схемы бросков предполагают, кроме вертикального отрыва
противника от ковра, горизонтальное выведение противника из равновесия и
одновременное выведение из равновесия по верхней составляющей пары сил с
противонаправленным воздействием по нижней составляющей (рис. 13.1);
• упражнения с резиной и пружиной (о перевернутом рисунке зависимости сила – скорость):
с целью расширения возможности
скоростно-силового воздействия на конечности противника предложен
тренажер «Резиновый самбист» (С. Ф. Ионов, 1978). Однако решение этой
проблемы осуществлялось за счет использования сопротивления резиновых
жгутов, закрепленных в специальной четырехопорной раме, что позволяло
прикладывать усилия по верхней составляющей пары сил к плечевому поясу и
по нижней составляющей пары сил к воображаемым опорам противника.
Рис. 13.1. Векторные схемы приложения усилий при проведении бросков
Для совершенствования скоростно-силовых
воздействий на плечевой пояс противника при сложных выходах на старт
бросков проворотом был предложен тренажер, в котором резиновые жгуты
(пружины), закреплялись к специальной стойке (В. А. Ким и др., 1974).
Однако использование такой, к сожалению,
закрепившейся методики не может обеспечить формирования необходимых при
реальной борьбе сенсомоторных структур, поскольку использование в них
резины искажает организацию скоростно-силовой структуры движений.
Прикладывая усилия в горизонтальном направлении
при проведении броска через спину, атакующий вначале испытывает
значительное противодействие противника. При продолжении усилия
сопротивление противника (любого тела) уменьшается, поскольку часть
энергии, затраченной атакующим на выведение тела противника из состояния
покоя, перешла в инерцию движения. В этом случае атакующему приходится
прикладывать к сопротивляющемуся телу меньшее усилие при текущей
возрастающей скорости взаимного передвижения (рис. 13.2).
При использовании резиновых жгутов происходит
совершенно другое, неосознанное взаимодействие. Вначале при малом
сопротивлении резины атакующий прикладывает незначительное усилие при
большой скорости движения. По мере растяжения резины ее сопротивление
увеличивается, а скорость движения обоих уменьшается (рис. 13.3);
упражнения с противовесами горизонтального закрепления (о негативном
эффекте крепления троса к неподвижной вертикальной опоре):
Рис. 13.2. График зависимости «сила – скорость»
при воздействии на предмет, находящийся в состоянии покоя, в условиях
земного тяготения и возможного статического сопротивления противоборца
Рис. 13.3. График зависимости: «сила –
скорость» при воздействии на растягивающийся предмет, закрепленный к
неподвижной опоре кроме, высказанных замечаний по поводу
целесообразности использования тренажеров на пружинной или резиновой
основе, существует еще одна проблема.
При использовании резиновых жгутов (пружин), противовесов, соединенных через тросы на блоках, закрепленных к жесткой опоре, силовое
воздействие на пружину (резину, трос с противовесом) при проворачивании
всегда направлено вдоль троса (рис. 13.4). При этом противоусилия с
троса, как правило, не копируют противоусилий, которые возникают при
воздействии на тело противника в каждой фазе броска проворотом. Особенно
это несоответствие проявляется при приложении усилий через
горизонтально натянутый трос (рис. 13.5).
Многократное проведение такого неправильного
действия неизбежно приведет к разрушению оптимальной структуры приема и,
в конечном итоге, к снижению качества проведения броска (сваливания).
Рис. 13.4. Направление горизонтального
противодействия троса, закрепленного к жесткой опоре, при имитации
броска проворотом (пофазно)
Рис. 13.5. Направление горизонтального противодействия массы тела противника при проведени броска проворотом (пофазно)
Таким образом, использование резины и пружин в
качестве динамической модели возможных сопротивлений, как уже говорилось
выше, приводит к разрушению координационной регуляции
мышц-синергис-тов.
В работе Г. Пархомовича (1993) описывается
способ использования японскими дзюдоистами резины в противоположном
направлении, за счет ее крепления к самому атакующему. Резина вначале не
оказывает противодействия и только при выходе в околостартовую позицию
начинает оказывать значительное сопротивление, чем затрудняет атакующему
действия по собственному перемещению относительно противника на старте
броска (рис. 13.6, рис. 13.7).
Этот способ достаточно эффективен в плане
создания физического сопротивления и реальных для поединка
координационных помех. Однако особенно увлекаться им не следует,
поскольку сопротивление возникает в тот момент, когда действия
атакующего должны иметь наибольшую скорость. Сенсомоторные механизмы
могут привыкнуть к искаженной временной структуре.
Рис. 13.6. Способы затруднения выхода на старт бросков противника вперед
Рис. 13.7. Способы затруднения выхода на старт бросков противника назад
Чемпион мира и Олимпийских игр В. М. Невзоров
предложил новацию, заключающуюся в том, чтобы вместо крепления резины
(пружин) к твердой основе она закреплялась к поясу противника, а
атакующий приладывал усилия к противнику. Благодаря этому движения
атакующего были более реальны, поскольку смещение центров масс тела
противника происходило без сбивающих помех со стороны резины, и только
после передачи силового воздействия атакующего на тазобедренный сустав
возникало парадоксальное противодействие со стороны резины, что играло
незначительную негативную роль в формировании атакующего движения.
Наименьшее сбивающее воздействие формировала
резина при отработке специального движения при проведении называемого в
то время подхвата изнутри, где наиболее ценным было достижение фактора
гибкости в условиях возможного сопротивления противника.
Идея неплохая, но в данном случае не учтено
негативное влияние этих действий на ритмовую структуру броска, что
формируется на спинальном уровне и поэтому в будущем неистребимо и
вредно.
В том и другом случае использование при
собственном занятии борца, пассивно тратящего время на исполнение роли
манекена, нерационально и далеко не всякий борец захочет выполнять такую
роль.
Эти организационные препятствия побуждают к
созданию более удобного скоростно-силового тренажера для
совершенствования горизонтальных усилий во всех видах спортивной борьбы.
В связи с вышеизложенным, целесообразно
обратиться к конструированию такого скоростно-силового тренажера,
использование которого позволяло бы в большей степени учесть реальные
пространственные и динамические параметры срединной структуры приема с
преимущественным воздействием на противника в горизонтальном
направлении.
13.2.2. Проблемы специальной выносливости в спортивной борьбе
В ходе непосредственной подготовки к
соревнованиям тренеры, как правило, решают проблему снятия у борцов
эффекта нарастающего утомления, а попросту – повышения качества
специальной выносливости за счет противодействия «сбивающим факторам»
соревновательного поединка. В данных комплексной научной группы сборной
команды России по греко-римской борьбе приводится процентное соотношение
влияния различных факторов на эффективность соревновательных
результатов (табл.13.1), что приводит к мысли о различных ипостасях
одного и того же фактора, отрицательно влияющего на это качество, –
фактора психологического.
В данном случае 77,4 % всех сбивающих факторов
так или иначе имеют психофизиологическую основу, а 22,6 % формально
относящиеся к утомлению, также могут иметь различную причину, и в первую
очередь – пессимальные (астенические) реакции или неадекватную
технико-тактическую подготовленность, поскольку четкого определения
усталости в процессе соревнования в единоборствах пока нет.
Таблица 13.1
Процентная доля сбивающих факторов,
отрицательно влияющих на результативность соревновательного поединка (по
данным опроса ведущих тренеров)
Зачастую бывает так, что человек, будучи
физически сильным и технически обученным, не может эффективно
реализовать умения, попав в социально ответственную или биологически
опасную ситуацию.
При все чаще поднимающемся вопросе о
необходимости превалирования соревновательных упражнений в ходе
подготовки к соревнованиям имеется в виду не столько их биомеханическое
подобие, сколько подобие по психологическому напряжению.
При решении вопроса о повышении специальной
выносливости борцов и при контроле ее становления, как правило,
используют многократные повторения бросков манекена на скорость с
последующим определением ЧСС. Но во-первых, эти броски далеки по технике
исполнения от реальных условий. Во-вторых, не имитируются условия
психостресса реального поединка.
Ведь известно, что сообщение о досрочном выходе на ковер без разминки значительно повышает частоту сердечных сокращений.
В связи с тенденцией эксплуатировать
функциональные резервы единоборцев в ущерб качеству технико-тактической
подготовки, необходимо рассмотреть этот вопрос в нетрадиционном аспекте,
поскольку ряд представлений о физической и психологической подготовке,
на наш взгляд, несколько устарел.
К чисто физическим качествам относятся
двигательные проявления, которые можно измерить по силе, быстроте и
длительности выполнения.
К координационным качествам относят способность
сенсорных и моторных нервных проводящих путей обеспечивать
согласованность сокращения мышц-синергистов и расслабления
мышц-антагонистов для осуществления произвольного движения.
Под сенсомоторными качествами следует понимать
способность высших отделов коры головного мозга полноценно управлять
действиями человека в сложных, быстро меняющихся ситуациях статического,
кинематического и динамического состава.
Обыкновенно тренеры пытаются развить ловкость
единоборца за счет игр. На наш взгляд, ловкость, в конечном итоге, надо
развивать специальную, а содержание специальной ловкости есть содержание
техники и тактики ее исполнения. Однако можно быть великолепным
тактиком, но с повышением ранга соревнований терять эти качества, что
вынуждает обратиться к понятию «психомоторика».
Под психомоторными качествами в данном аспекте
следует понимать способность высших отделов коры головного мозга
сдерживать или не сдерживать разрушающее влияние пессимальных эмоций в
психо-стрессорных условиях.
У одних индивидов в случаях опасности
формируется активно-оборонительная реакция, а у других –
пассивно-защитная. Зависит это от генетически обусловленных
физиологических реакций и от множества преходящих психофизиологических
причин, которые практически трудно прогнозировать в действительно
опасных для жизни ситуациях.
В отличие от сенсомоторных механизмов интеллект
отвечает за уравновешивание себя с окружающим миром не путем движений, а
путем предварительного логического определения: «делать или не делать;
если делать, то что и как делать?»
Поскольку интеллект связан с работой высших
отделов коры головного мозга, его деятельность может быть подвержена
многочисленным сбивающим факторам в процессе получения и обработки
многочисленной внешней и внутренней информации. В связи с этим качество
его деятельности зависит от уровня экстремальности (стрессовости)
ситуации.
Спортивное единоборство является игрой в
экстремальность, когда имеется оптимальная модель деятельности в
конфликтных условиях и эту деятельность можно путем многократного
вариативного повторения тренировать, с тем чтобы наработать привычные
действия адекватно меняющейся ситуации.
Однако, помимо решения вопросов тактики
реализации произвольных движений, мозг одновременно решает и задачи
социального плана, связанные с личными амбициями, желанием занять
определенную социальную нишу в обществе и т. д. В этом случае психика,
ориентированная на достижение какого-либо результата (особенно в
социальном плане), может негативно влиять на успешность организации
движения, слишко заинтересованно следя за обстановкой, внося в работу
нервных проводящих путей избыточное возбуждение и нарушая отлаженное
взаимодействие координационных структур.
Если учитывать зависимость различных конечных
психологических проявлений от сложнейших взаимосвязей в многоликом
биологическом базисе живого организма, то оптимальным путем вычленения
интересов психологии было бы определение ее как науки, изучающей
поведение людей и животных в социальных условиях.
Учитывая особенности сенсомоторных и
психологических проявлений при выполнении различных движений в условиях
одиночной демонстрации; проведения приемов самозащиты и рукопашного боя в
условно-контактном режиме; реализации приемов боя в равных спортивных
условиях противоборства с большими психострессорными нагрузками;
реализации приемов боя в условиях реального боя, целесообразно дифференцировать понятие о психомоторике и определить четыре уровня управления движениями:
а) локомоции – способность к простейшим движениям;
б) координированность – способность к произвольным согласованным движениям в заранее запрограммированных условиях;
в) сенсомоторика – способность объективно
воспринимать информацию и организовывать адекватные ей движения в
условиях меняющихся ситуаций (качество ловкости);
г) психомоторика – способность к реализации двигательных умений и навыков (ловкости) в психострессорных ситуациях.
Если понятия координированности и сенсомоторики смело можно отнести к физиологическим качествам, то понятие психомоторики безусловно
относится к психологическому компоненту, поскольку в большинстве
случаев эффективность деятельности субъекта зависит от восприятия
действительности в социальном аспекте и может регулироваться за счет
установки, сформированной человеческим сообществом.
Поэтому не следует отождествлять содержание
методики развития ситуативной координированности с методикой развития
психострессорной координированности.
Поскольку психология имеет дело с субъективным
восприятием социально значимых для индивида внешних условий, влияющим на
вегетативную регуляцию, воспитание психологической устойчивости в
значительной мере зависит от того, как индивид оценивает свою роль в
определенной деятельности, какова самооценка его деятельности.
Одни психические проявления перестраиваются за
счет привыкания в процессе тренировки и соревнований, а другие – за счет
снижения уровня притязаний при выступлении на соревнованиях.
Развивая эту мысль, можно снизить
психологический прессинг за счет автоматизации комплексов деятельности,
сведя его рефлекторные проводящие пути на нижние уровни «готических
сводов». В этом случае необходима логичность технико-тактических моделей
деятельности при организации подготовки единоборцев, поскольку в ходе
схватки (боя) формирование новых и, главное, оптимальных моделей весьма
энергоемко, что и предопределяет фактор снижения специальной
выносливости.
Учитывая, что на сегодня методика определения
специальной выносливости в борьбе при выполнении бросков манекена
является эфемерной, предлагается определять ее, используя формулы
психолого-педагогического контроля (табл. 13.2).
Таблица 13.2
Формулы определения уровней нарушения в управлении движениями
Таким образом, если утомление начинается с коры головного мозга, специальная выносливость – это способность:
• не столько долго выполнять простую работу;
• не столько длительно выполнять работу без искажений;
• не столько длительно сохранять способность к адекватным действиям в ситуациях;
• сколько формировать стратегию и тактику
использования различных двигательных действий в психострессорных
условиях. Поскольку последнее качество зависит от работы ассоциативных
полей
высших отделов КГМ, на функционирование которых
влияет масса избыточной информации, неспособность адекватно решать
задачи, что зачастую оценивается как усталость, может вызываться
факторами биологического страха или социальной тревожности. Поэтому
наиболее оптимальными путями повышения «абсолютной» выносливости должны
быть:
• обучение технике и тактике в соответствии с оптимальной моделью пространственно-смысловой деятельности в единоборстве;
• доведение технико-тактических умений до
уровня автоматизма (при условии соответствия девизу единоборств «о
минимуме технических действий для максимума возможных в бою ситуаций»);
• многократное участие в соревнованиях с постепенным повышением уровня стрессовости.
13.2.3. Обеспечение специальной ловкости в спортивной борьбе
Так же, как и в проблеме обеспечения
специальной выносливости, специальная ловкость – это, по большому счету,
добротная технико-тактическая подготовка. Следует помнить, что мера
ловкости – это мера обученности.
В главе 10.2 в значительной мере описаны
принципы и методы развития различных физических качеств борца, в том
числе и по вопросу специальной выносливости.
Однако есть методологическая неувязка по
вопросу некорректности классифицирования физических качеств, в
особенности выведения качества ловкости на один уровень с качествами
чисто физическими (кондиционными).
Качество «ловкость» обеспечивает способность
реагировать целесообразными движениями в ответ на изменение ситуации.
Качества, обеспечивающие ловкость, различны по своему составу (табл.
13.3) так же, как и качества чисто физические: сила, быстрота и
выносливость.
Таблица 13.3
Поскольку все перечисленные в таблице качества
тестируются с помощью инструментальных методов, тренеру сложно его
организовать. Поэтому целесообразно с этой целью использовать пусть
менее точные, но более простые педагогические тесты, определяемые по
отношению числа выполненных действий к заданному числу. К таким
качествам можно отнести:
а) программированную координированность:
• степень устойчивости;
• предрасположенность к виду устойчивости (статической – динамической);
• скорость разнонаправленного движения;
• согласованность движений;
б) ситуативную координированность, определяемую по показателям:
• перехвата мяча по фронту;
• приема мяча от разных игроков с разных точек по команде;
• точности приземления в прыжках с изменением дальности;
• скорости защитной реакции по отношению числа удавшейся защиты к числу нападений.
Специальная подготовка на гибкость
В традиционном дзюдо используются упражнения с
акцентом на силу и гибкость (растянутость в суставах). Особое внимание
уделено совершенствованию так называемых подхватов.
Если учитывать положения, изложенные в главе 4
(классификация технических действий), то это не подхват, а буквально
проворот подсадом бедра бедром изнутри с переходом на отбив бедром
изнутри (рис. 13.8).
Рис. 13.8. Варианты приемов для увеличения
растянутости в суставах при выполнении проворота подсадом изнутри
(отбивом), по данным Г. Пархомовича (1993)
О развитии специальной ловкости дзюдоиста
Если учитывать факт того, что проявление
специальной ловкости связано с реализацией технических умений в
меняющихся ситуациях поединка борцов, что количество специфических для
борьбы ситуаций в поединке неисчерпаемо, было бы малопродуктивным для
развития специальной ловкости борца использовать спортивные игры и
другие спортивные упражнения.
Причем чем менее спортсмен обладает
сенсомоторными качествами, тем менее он должен отвлекать энергию и время
на овладение неспецифической для его излюбленного спорта деятельности.
Все время необходимо направить на овладение специфическими действиями в
типовых ситуациях. Таким образом постепенно ситуативные этюды
превратятся в программированные.
Двигательная деятельность за счет общепринятых
(базовых) видов спорта может быть использована только на этапе начальной
подготовки, когда тренер по борьбе вынужден брать на себя функции
средней общеобразовательной школы по формированию общей двигательной
грамотности учащихся. |