Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека,
использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего
поколения.
По сравнению с учебными дисциплинами, представляющими
такие области общего образования, как математика, естествознание, гуманитарные
дисциплины, искусство, технология и др., физическая культура прошла довольно
длинный и трудный путь проникновения в структуру содержания общего образования
на правах самостоятельного учебного предмета.
Известно, что еще на ранних стадиях становления человечества
занятия физическими упражнениями занимали значительное место в передаче
социального опыта одних поколений другим. В родовом обществе физическое
воспитание имело большое значение и являлось одной из главных общественных
функций. Оно также оставалось существенной составляющей в формировании личности
ребенка, подростка, молодого человека.
Физические упражнения в первобытном обществе были самым
тесным образом связаны с трудовыми процессами, культовыми обрядами, с
воспитанием, искусством и военным делом.
Физическая культура начала складываться на определенном
уровне экономического и общественного развития в эпоху верхнего палеолита,
т.е. около 50 тысяч лет назад.
Более совершенные орудия труда, а также возникновение родовых
объединений дали людям возможность не ограничивать свою деятельность
изготовлением предметов, служащих удовлетворению самых примитивных жизненных
потребностей. Людям этой эпохи уже были известны музыка и культовые танцы. Но
вряд ли эти танцы можно считать первыми физическими упражнениями. С еще меньшей
вероятностью они были началом всех других форм физических упражнений. Однако
решающее значение имело понимание людьми того обстоятельства, что охотник
должен уметь быстро бегать, осторожно подкрадываться к пугливой дичи, быть
сильным в борьбе с крупным зверем, а при встрече с быстрым животным должен
ловко и без промаха поразить цель. Поэтому охотнику необходимо было постоянно
тренироваться, развивать силу, ловкость, меткость. При изготовлении снарядов
для метания приходилось совершать пробные броски. Такого рода упражнения
стали неотъемлемой частью подготовки подрастающего поколения к выполнению тех
задач, которые ставила перед ним жизнь в орде, роду, племени. Таким образом, в
первобытном обществе и дети и взрослые принимали участие в подвижных играх с
мячом и палками. Победа в состязании приносила племени славу, а победителей
награждали призами.
Рабовладельческий строй — первая историческая форма классового
общества. Физические упражнения в этот период носили классовый характер и были
прикладными по назначению. Рабы не имели права заниматься физическими
упражнениями. Свободные граждане (средние слои и бедняки) лишь в небольшой
степени могли приобщаться к физической культуре.
Развитие специализации в области физического воспитания,
совершенствование техники и методики выполнения физических упражнений,
крупномасштабные игры и празднества, купания и лечебная гимнастика — все это
свидетельствует о более высокой ступени физического развития. Постепенно
наибольшее распространение наряду с танцами получили стрельба из лука, фехтование,
борьба, кулачные бои, плавание, конные состязания.
Люди того времени воплощали в играх те битвы, которые
казались им наиболее серьезными.
В Средние века в странах Востока содержание образования
отражало господствующие там религиозные идеологии и мировоззрение (индуизм,
буддизм, ислам). По ряду причин учебные предметы физкультурной ориентации были
вытеснены из содержания общего образования; процесс становления физической
культуры в качестве самостоятельного элемента структуры содержания общего
образования, начатый в античных цивилизациях Греции, Рима и других
рабовладельческих государств, был прерван.
Становление физической культуры в содержании образования
на правах одной из единиц его структуры потребовало многовековых усилий
мыслителей-гуманистов, педагогов и энтузиастов физической культуры эпохи
Возрождения, социалистов-утопистов, русских социал-демократов и других
представителей прогрессивной педагогической мысли. Наиболее сложным этот
процесс был в России, несмотря на создание и внедрение научно обоснованной
системы физического воспитания. Более того, здесь одновременно использовались
теоретико-методологические положения немецкой, шведской и «сокольской»
гимнастических систем, подвижных игр по Фребелю. На национальных окраинах
России, на Кавказе, в Сибири, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке физическое
воспитание осуществлялось с использованием элементов народно-национальных
систем.
В 50—60-х годах предмет «Физическая культура» трансформировался
в системообразующую форму организации физического воспитания в учреждениях
общего образования и объединил вокруг себя внепредметные (внеурочные) формы
организации занятий физическими упражнениями: физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкультурные минуты
и паузы на уроках, игры и физкультурные забавы на переменах), внеклассная и
внешкольная спортивно- массовая работа.
Таким образом, игра может быть приблизительно определена как
активная деятельность, в которой дети исполняют роль нападающего или
защитника, и как отражение реальной жизни. Общий смысл игры и участия в ней
можно определить как «делать дело ради самого дела».
Прежде чем ребенок сможет извлечь пользу из формального
обучения, ему необходимо развитие самовыражения, внутреннего контроля,
координации и способности быть настойчивым, шутливым, любознательным и
предусмотрительным. Он должен научиться достигать цели и проигрывать. Ему
необходимо получать удовольствие от физической и умственной деятельности. Игры
могут помочь детям обрести эти качества и ловкость. Неформальные игры
позволяют каждому, невзирая на его таланты и недостатки, на равных участвовать
в них вместе с другими детьми и получать весьма существенный опыт для будущего
обучения.
Кроме того что в игре проявляется изобретательность и
демонстрируются физические усилия, она служит делу подготовки детей к
социальной жизни. Это способствует формированию умственных и нравственных
понятий, создает потребность в правилах. И игры и жизнь нуждаются в движении, в
планировании направления и в предвосхищении возможных действий соперника. Игры
помогают учить этим приемам.
Для маленького ребенка правило игры священно, так как оно
традиционно; для детей старшего возраста оно зависит от взаимного согласия.
Например, игра с шариками, в которую играют мальчики, содержит чрезвычайно
сложную систему правил, так называемый свод законов, свое собственное
законодательство. Маленькие мальчики, которые начинают играть, постепенно приучаются
к дисциплине и уважению закона. Игры же символизируют и демонстрируют
необходимость правил в реальной жизни. Дети узнают, что игра может быть
успешной лишь при условии, что все ее участники добровольно соблюдают правила.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, играют
в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм.
Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и
более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность
активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм,
они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
|