Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию
физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что
немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это
игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные,
тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением
движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход
участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления
умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Игры с многократными повторениями напряженных движений, с
постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и
энергии, способствуют развитию выносливости.
Совершенствование гибкости происходит в играх,
связанных с частым изменением направления движений.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные
эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью
многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые
качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое
значение имеет путь к достижению игровой цели — характер и степень трудности
препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата,
для удовлетворения игрой.
Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет
интересной и привлекательной для ее участников.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр также
может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности,
мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что
острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной
игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных
усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели.
Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной
подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует учащихся.
Руководитель должен уметь правильно распределять игровые
роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время
совместного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки.
Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников,
как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В
зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры
может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются
к деятельности в коллективе.
Игре свойственны противодействия одного игрока другому,
одной команды — другой, когда перед играющими возникают самые разнообразные
задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший
срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и
выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.
Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные,
экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в
нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные
задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в
жизни.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи
надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет
эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и
подростков.
|