Подведение итогов игры, определение ее результатов,
выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением
результатов игры руководитель создает спокойную обстановку, если нужно,
собирает сведения у помощников и счетчиков очков и громко объявляет
результаты. Ни в коем случае нельзя допускать пререканий и споров игроков с
судьей. Решение судьи не поддается обсуждению. Объявлять результат игры надо
кратко, никому не делая поблажек, чтобы приучать детей к правильной оценке их
действий и поступков. Объективный разбор игры приучает занимающихся к
правильной самооценке. Если игра проводится впервые, можно разобрать ее
подробнее, чтобы при повторном проведении было меньше ошибок.
При определении результатов игры учитывается не только
быстрота, но и качество выполнения того или другого задания, о чем участники
должны быть предупреждены заранее. Руководителем также оцениваются знание
правил и их соблюдение, умение целесообразно и согласованно действовать в
игре, использовать знакомые двигательные действия в определенных игровых
ситуациях.
При оценке действий учеников руководитель учитывает допускаемые
ими ошибки, которые могут быть условно поделены на мелкие и существенные. К
мелким можно отнести ошибки, связанные с незначительными отклонениями от
правильного использования игровых приемов, но не оказывающие решающего влияния
на ход игры (неточные передачи мяча, выход за границы площадки и т.д.).
Существенной ошибкой может считаться нецелесообразное применение разученных
ранее двигательных действий, которые влияют на ход игры или не соответствуют
требованиям игровой этики. В силовых играх — это чрезмерно резкие толчки,
вызывающие падения, в играх с мячом — неправомерное задерживание мяча у себя в
ущерб коллективной игре, а также незнание или нарушение основных правил.
В этом случае можно применить «правило трех ошибок» (если
команда закончила игру первой, но разница штрафных очков у нее по сравнению с
другой командой составляет больше трех, этой команде засчитывается поражение).
Подведение итогов игры имеет педагогическую ценность и
для самого руководителя: наблюдения и выводы, сделанные в процессе игры,
которыми учитель может не делиться с детьми, имеют важное значение для работы
с детским коллективом и каждым учеником в отдельности.
Помимо непосредственной оценки выполнения приемов и правил
игры, о которой говорилось ранее, в процессе проведения разноплановых игр
руководитель может осуществить следующие наблюдения за поведением учащихся,
чтобы уточнить особенности их физического развития, темперамента и характера:
а) оценить общее физическое развитие ребенка; б) степень развития отдельных
физических качеств; в) способность сочетать в игре эти двигательные качества;
г) способность концентрировать внимание (при наличии посторонних раздражителей);
д) проявление ребенком инициативы и настойчивости; е) проявление трусости и
нерешительности; ж) отношение к соперникам по игре; з) отношение к партнерам
по команде (терпимость, взаимовыручка); и) отношение к собственным ошибкам и их
исправление во время повторной игры; к) общую дисциплинированность, требовательность
к себе; л) отношение к победе, поражению.
В современных детях достаточно развит соревновательный
дух, и их не надо подталкивать к успеху. Соревновательность лежит и в основе
игр. Но нельзя допускать, чтобы выигрыш стал единственным смыслом игры. Во
избежание подобных ситуаций руководитель может не награждать команду, которая
победила, и не штрафовать и не наказывать тех, кто проиграл. Справедливо
одержанная победа должна быть достойной наградой, а проигрыш не должен
приводить к развитию чувства поражения. Напротив, он должен стимулировать
стремление к выигрышу в последующей игре.
ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ
При объявлении результатов необходимо обсудить игру совместно
с участниками, выявить их ошибки и указать на положительные моменты, отметить
участников, хорошо исполнявших отдельные роли, а также тех, кто соблюдал
правила игры и проявлял творческую инициативу.
При подобном обсуждении лучше усваиваются правила, уточняются
детали игры, улаживаются конфликты. Разбор помогает руководителю уяснить,
насколько усвоена игра, что игравшим понравилось и над чем надо работать в
дальнейшем.
В заключение следует отметить, что сам процесс проведения
игры очень сложен, зависит не только от возрастных особенностей детей, условий
работы, но и от подготовленности детей к коллективным играм, от их настроения,
от мастерства руководителя игры. Проведение игры — педагогический процесс, не
всегда поддающийся прогнозированию.
Практический опыт работы с детьми, умение наблюдать и анализировать
действия играющих в процессе игры, умение правильно анализировать и оценивать
свое поведение как руководителя игры способствуют совершенствованию мастерства
руководства играми.
|