Соревнования
по подвижным играм, проводимые среди учащихся, должны прежде всего
содействовать укреплению их здоровья и закаливанию организма, воспитанию
привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и повышению физической
подготовленности. В доступной форме ребята знакомятся с основами техники
различных видов спорта.
Наиболее
простые соревнования по подвижным играм — это конкурсы и аттракционы,
устраиваемые во время праздников или вне зависимости от них. Более сложный вид
соревнований — это первенства между несколькими командами по одной из подвижных
игр, таких, к примеру, как «Перестрелка», «Русская лапта». Наиболее ценными в
педагогическом отношении являются соревнования по целому комплексу подвижных
игр, организовать которые значительно сложнее, чем соревнования по отдельным
играм. В комплексы подбираются подвижные игры с разнообразной двигательной
деятельностью, различными тактическими приемами, требующими проявления разных
физических качеств. Подобные соревнования требуют от участников всесторонней
двигательной подготовленности и способствуют их физическому развитию.
Для
проведения соревнований можно использовать игры-эстафеты, в которых участники
выполняют разнообразные задания, соответствующие их физическим возможностям.
Задания могут быть различными: пробежать, проскакать, проползти дистанцию, преодолеть
препятствия на дистанции (перелезть через бревно, залезть на канат, на
гимнастическую стенку, пролезть через обруч, трубу) и т.п. В игры-соревнования
включаются гимнастические, акробатические, легкоатлетические и другие
упражнения, входящие в программу по физической культуре для общеобразовательных
школ, или упражнения, подводящие к отдельным видам спорта. В соревнования также
подбирают игры из программ по физической культуре для разных классов,
сборников игр, рекомендованных для школьников, игры, бытующие среди учащихся.
Если в соревнованиях участвуют ребята разных возрастов, то задания и игры
должны соответствовать их возрастным особенностям и физическому развитию.
Учитываются также различные интересы и физические возможности мальчиков и
девочек, особенно подросткового возраста. Можно использовать разные игры (их в
комплексе может быть 6—10) для мальчиков и девочек или объединить их в одной
команде, которая обычно состоит из 10 человек, но давать им разные задания.
Так, мальчики в эстафете ведут, к примеру, мяч ногой, а девочки ударяют его
рукой о землю. Если в эстафете участвуют ребята разных возрастов, то младшим
даются облегченные задания. В одной и той же эстафете (на этапах) могут быть
разные задания, но они должны быть одинаковыми для каждой команды. Например,
если участники младших классов в эстафете могут добежать до гимнастической
стенки, коснуться ее рукой и вернуться обратно, то для учащихся среднего
школьного возраста задание иное: на этой же дистанции сделать кувырок, добежав
до стенки, подняться по ней, спрыгнуть вниз и, возвращаясь обратно, проскакать
на одной ноге, а старшим школьникам можно предложить проползти по-пластунски,
забраться по лестнице на руках и так же спуститься. Соревнования проводятся по
круговой системе, где, к примеру, каждая из четырех команд играет друг с
другом, стараясь набрать больше очков. Могут проходить соревнования и по
олимпийской системе, где проигравшая команда выбывает. С выбывшими командами
можно провести «утешительные» игры.
За
победу в каждой игре команда получает установленное положением количество
очков. Например, 3 очка за выигрыш, 2 очка за игру вничью и 1 очко за проигрыш.
Если дополнительно проводятся конкурсы среди болельщиков или капитанов, то
очки, полученные ими, прибавляются к очкам соревнующихся команд. Обычно
программа комплексных соревнований занимает 1 —1,5 ч. Заблаговременно, до
соревнований, нужно составить соответствующее положение, где указывается
время, место соревнований, количество игроков в команде и, конечно, перечень
игр, входящих в комплекс, чтобы дети могли заранее познакомиться с этими
играми, потренироваться. Обычно каждая команда имеет свою эмблему.
Соревнования
могут проводиться внутри классов (между командами), между классами и на
первенство школы. В одних играх определяются личные первенства, в других —
командные. Личные первенства могут проводиться в играх, где участники
поочередно (или одновременно, небольшими группами) выполняют одинаковые для
всех задания на ловкость, быстроту, силу, равновесие и т.д. Достижения каждого
оцениваются сравнением показанных результатов (например, выигрывает тот, кто
первым без ошибок закончит игру) или же сопоставлением полученных очков (например,
победителем считается игрок, который получит большее число очков в эстафете).
Командные первенства определяются в коллективных подвижных играх с разделением
на команды. Команды могут быть раздельными или смешанными по полу. В последнем
случае в команду следует включать одинаковое число мальчиков и девочек. Состав
игроков в командах не должен превышать 6—8 человек. В
каждой команде выбирается капитан.
При
организации соревнований по подвижным играм основная задача заключается в том,
чтобы:
1.
По мере возможности создать для всех участников
и команд одинаковые условия и возможности в спортивной борьбе за победу (это
одно из главных условий).
2.
Соревнования должны быть организованы так, чтобы
в результате спортивной борьбы выявить действительно сильнейших участников и
команды, определяя победителей в розыгрыше первенства только по итогам,
отражающим истинное соотношение сил участников в ходе всего соревнования.
За один или
за два дня до проведения соревнования команды- участницы подают судьям
письменные заявки по следующей форме.
ЗАЯВКА
На
участие в соревнованиях по игре ___________________________
команды (такой-то школы, класса, оздоровительного лагеря и т.п.)
№ п/п
|
Фамилия и имя участника
|
Примечание
|
|
Капитан команды (подпись)
|
Отмечается, кто капитан, какие
игроки считаются запасными; здесь же делается отметка врача о допуске к
соревнованиям
|
При большом числе заявок составляется
расписание (календарь) соревнований с точным указанием дней, времени и места
проведения игр, фамилий судей. При проведении соревнований с небольшим
количеством команд встречи лучше организовать по так называемой круговой
системе, при которой все команды играют друг с другом. В том случае, если
число команд четное (например, четыре), в каждый игровой день встречаются
следующие команды:
1-4 1-3 1-2
2-3 4-2 3-4
При нечетном количестве команд (например, при
трех) в каждом туре одна из команд выходная (в таблице под цифрой 0):
0-
3 0-2 0-1
1-2 3-1 2-3
Побеждает
команда, выигравшая наибольшее количество игр. Если команд много, то по жребию
устанавливается, какие из них будут встречаться первыми. Побежденные команды
выбывают, оставшиеся же соединяются вновь по парам и продолжают соревнование и
т.д. (розыгрыш по олимпийской системе или с выбыванием команд).
Если число
команд нечетное, то последняя по порядку жеребьевки команда играет во втором
круге. Если же и во втором круге количество команд остается нечетным, то
выходной остается одна из игравших в первом круге команд. Недопустимо, чтобы
одна и та же команда оставалась выходной два круга подряд. Побеждает команда,
выигравшая финальную игру. Результаты каждой игры записываются в протоколе.
ПРОТОКОЛ
соревнований по игре___________________
между командами ______________________
Число, месяц, год_______________________
Команда____________________ Команда
№ п/п
|
Фамилия и имя участника
|
№ п/п
|
Фамилия и имя участника
|
|
|
|
|
Результат соревнований (количество очков) в
пользу команды
|
Замечания
судьи о поведении играющих (предупреждения, случаи
неорганизованных поступков,
удаление с поля)_____________________
Судья (подпись)____________________________________________
Командам
засчитываются: за выигрыш 3 очка, за проигрыш 1 очко, за ничью по 2 очка.
Соответственно
данным протоколов составляется таблица результатов игры примерно по следующей
форме:
Результаты соревнований по игре между командами
Наименование команд (А, Б, В, Г)
|
А
|
Б
|
В
|
г
|
Число очков
|
Места
|
А
|
-
|
1
|
3
|
3
|
7
|
II
|
Б
|
3
|
|
3
|
2
|
8
|
I
|
В
|
1
|
1
|
-
|
1
|
3
|
IV
|
Г
|
1
|
2
|
3
|
-
|
6
|
III
|
При
проведении соревнований следует не только устанавливать точные правила
подвижных игр, но и определять соответственно возрасту детей условия их
организации (размер площадки, дистанции, время, число повторений). |