Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на
ее успех. Как уже говорилось, прежде чем начать игру, руководитель обязан ясно
представить себе ее содержание, предварительно проанализировать ее и только
после этого приступать к объяснению.
Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может
помешать восприятию игры. Исключение составляют игры в младших классах,
которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме. Рассказ должен быть
логичным, последовательным. Любую игру следует объяснять примерно по такой
схеме:
название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
роли играющих и их расположение на площадке;
содержание игры;
цель игры;
правила игры.
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих.
Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем. Рассказывая о ходе игры,
руководитель, бесспорно, коснется правил, но в конце рассказа необходимо еще
раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили. Рассказ не должен
быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты. В рассказе
не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять.
Если содержание игры позволяет использовать метод сочетания
показа с рассказом, то его обязательно надо использовать.
Руководитель должен обращать внимание на настроение учащихся:
если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его.
Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда
учащиеся играют в нее впервые. В этом случае, для того чтобы убедиться,
понятна ли игра, руководитель спрашивает у одного-двух учащихся о ее содержании
и правилах, после чего начинает игру. При повторениях игры следует только
напомнить основное содержание и пояснить дополнительные правила и приемы. К
восстановлению игры в памяти лучше всего привлекать самих учащихся.
|