Этот возрастной период можно охарактеризовать как период
роста. Усиленно растет костно-связочный аппарат (особенно длинные трубчатые
кости рук и ног), что несколько нарушает координацию движений подростка.
Значительно увеличивается жизненная емкость легких. Потребность организма в
кислороде велика, но дыхательный аппарат еще недостаточно развит, вследствие
этого дыхание у подростков часто бывает поверхностным, в силу чего большое
значение приобретают игры с различными энергичными действиями, способствующими
выработке более глубокого и экономичного дыхания.
Сердце подростков отличается повышенной возбудимостью,
поэтому игры, требующие большой подвижности, могут вызывать у них быстрое
учащение сокращений сердечной мышцы и повышение кровяного давления. Однако из
этого не следует делать выводы о «неполноценности» сердца здорового и тренированного
подростка. Работы многих ученых свидетельствуют о том, что сердечно-сосудистая
система у детей этого возраста хорошо приспосабливается к упражнениям на
скорость и выносливость. Это позволяет использовать подвижные игры с длительным
бегом, с сопротивлением и борьбой, игры на выносливость. Необходимо избегать
лишь слишком высоких нагрузок, острых перенапряжений и перетренировки,
отрицательно сказывающихся на деятельности сердечнососудистой системы.
Если в младших классах подвижные игры не разграничивали
на игры преимущественно для мальчиков или для девочек, то теперь в играх
мальчиков и девочек появляются некоторые особенности. Благодаря значительному
увеличению объема мышц и возрастанию их силы разница между силовыми и
скоростными возможностями мальчиков и девочек становится существенной.
Девочки-подростки играют почти во все те же игры, что и мальчики, но в
совместных играх они избирают такие роли и действия, которые им интересны,
отвечают их потребностям в движении и физическим возможностям. Мальчики обычно
имеют некоторые преимущества перед девочками в играх с бегом на скорость, с
элементами борьбы (сопротивлений), а также в игpax с метанием малых мячей
или других предметов в цель и на дальность. Девочек больше привлекают
хороводные игры, а игры с ритмичными движениями им лучше удаются. Им полезны
игры, укрепляющие организм в целом, требующие ловких, точных движений рук,
гибких движений всего тела (игры, в которых перебрасывание и ловля мяча
сочетаются с перебежками, подпрыгиваниями). Большое значение для физического
развития девочек приобретают игры с упражнениями для туловища и с элементами
равновесия. Учитывая различия в физических возможностях мальчиков и девочек,
руководитель должен следить, чтобы в командных играх с бегом было равное
количество детей обоего пола. В играх на выносливость с сопротивлением надо
делить команды на мальчиков и девочек и проводить игры раздельно. В парных
играх с сопротивлением пары должны состоять из игроков одного пола. Игры,
способствующие совершенствованию точных, координированных движений, одинаково
полезны как девочкам, так и мальчикам.
Сюжетные игры для подростков уже неприемлемы, основное
место занимают игры с характерным соревновательным началом. Многие игры с мячом
являются переходной ступенью к играм спортивным и содержат в себе целый ряд
элементов спортивной техники и тактики. В командных играх дифференцируются роли
отдельных игроков или групп («защитники», «нападающие»). Подростки
предпочитают составлять постоянные команды, в подвижных играх их привлекает
возможность решать некоторые тактические задачи и совершенствовать игровую
технику. Они стараются четко соблюдать правила игры, замечания и объяснения
преподавателя становятся лаконичнее, а замечания в процессе игры — строже, чем
в младших классах.
Подростки с интересом участвуют в соревнованиях по подвижным
играм. Их можно проводить в виде эстафет с преодолением полосы препятствий, с
борьбой, метанием, прыжками, лазаньем и перелезанием.
|