Обязанность руководителя — не только правильно выбрать и
начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка
в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников.
Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки
можно использовать следующие приемы:
1. Изменять продолжительность и
количество повторений элементов игры.
2. Увеличить или уменьшить размеры
площадки.
3. Усложнить или упростить правила игры.
4. Использовать инвентарь
большего или меньшего веса и размера.
5. Ввести короткие перерывы, организовать
«дома отдыха» для детей в играх с непрерывными действиями и т.д.
Конечно же, при проведении подвижных игр руководителю
сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого
участника в данное время. Поэтому следует исходить из выбора оптимальных
нагрузок. Руководитель должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения,
которые вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в начале
игры. Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом.
Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры —
это характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра
проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру
малоподвижную, исключив приемы, требующие больших напряжений.
Интенсивные игры следует чередовать с малоинтенсивными. С
повышением эмоционального состояния играющих возрастает и нагрузка. Увлеченные
игрой, дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают
своих возможностей и переутомляются. Они могут не почувствовать наступающего
утомления. Поэтому руководитель не должен полагаться на их самочувствие.
Необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся, их подготовленность
и состояние здоровья. Иногда целесообразно прекращать игру, хотя играющие еще
не почувствовали потребности в отдыхе. Желательно, чтобы все играющие получали
приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому нельзя допускать, чтобы водящие
долгое время находились в движении без отдыха. Водящего рекомендуется время от
времени менять, даже в том случае, если ему не удалось «отыграться». Удалять из
игры проигравших (если это требуется правилами игры) можно только на очень
короткое время, а лучше всего просто записывать им штрафные очки.
Особое внимание должно уделяться физически слабым детям.
Им необходима индивидуальная дозировка: сокращенные дистанции, облегченные
задания, меньшее время пребывания в игре.
Если игра проводится на открытом воздухе, следует
обращать внимание на состояние погоды. Физиологическое воздействие движений на
организм увеличивается во время занятий на воздухе. В зимних играх на открытом
воздухе занимающиеся должны выполнять движения интенсивно, без перерывов.
Нельзя давать играющим большие кратковременные нагрузки с последующим отдыхом,
чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры на воздухе
должны быть кратковременными.
Если участники легко одеты, игру надо проводить в быстром
темпе, если же они в теплых костюмах, — интенсивность должна быть меньшей,
чтобы не простудить детей. Таким образом, подвижная игра должна оптимально
соответствовать объему и интенсивности нагрузки занятия в целом.
|