В 4 классе продолжается обучение технике скользящего шага
(шесть уроков) и попеременного двухшажного хода (восемь уроков),
повороту переступанием, спускам в разных стойках, в том числе и
в низкой, подъемам елочкой, лесенкой.
Значительно увеличено количество игр личного и командного характера.
Распределение учебного материала представлено в таблице 6.
Таблица 6
График прохождения учебного материала для учащихся 4 класса на третью четверть
№
п/п |
Содержание учебного материала |
Номер урока |
Место проведения занятий X |
1 |
2—3 |
4 |
5—6 |
7 |
8 |
9—10 |
11 |
12 |
13—14 |
15—16 |
17—18 |
19—20 |
33 |
34—35 |
36 |
37—38 |
39 |
40 |
41—42 |
43 |
44 |
45—46 |
47—48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
1 |
Команды лыжнику. Выполнение команд |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
• |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
2 |
Подъем лесенкой |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
3 |
Скользящий шаг. Смазка лыж |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
4 |
Попеременный двухшажный ход |
|
|
|
|
+ |
+ |
• |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
5 |
Спуск в основной стойке |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Подъем полуелочкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
7 |
Спуск в низкой стойке |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
8 |
Подъем елочкой |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Поворот переступанием с продвижением вперед |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Игры на лыжах |
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
11 |
Передвижение на лыжах на дистанцию до 1,5 км за урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
• |
• |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения: + — материал уроков; • — проверочные занятия; X — место проведения занятий. Скользящий шаг. Техника овладения им описана в 1 классе.
Попеременный двухшажный ход — основа передвижения на лыжах. Техника
этого хода будет показана на уроках в третьей четверти.
В 4 классе повторяются спуски в различных ранее освоенных
положениях. Изучается спуск в низкой стойке и поворот переступанием
с продвижением вперед (семь уроков).
Спуск в низкой стойке используется при недостаточной
устойчивости во время спуска со склонов разной длины и крутизны. Одним
из важных условий, обеспечивающих устойчивость при спуске в низкой
стойке, является понижение центра тяжести тела. Это приводит
к увеличению угла устойчивости.
Требования к позе в низкой стойке:
1) ноги в коленях сильно согнуты;
2) туловище как бы опущено на бедра;
3) туловище и бедра должны быть параллельными склону;
4) руки согнуты в локтях;
5) палки под мышками прижаты к туловищу, обращены кольцами назад.
Подъем лесенкой прямо (рис. 67, 1). Техника
выполнения этого способа передвижения полностью совпадает с техникой
подъема лесенкой наискось. Разница состоит лишь в том, что приставные
шаги делаются прямо по склону без продвижения вперед, лыжи ставятся
поперек склона на ребра.

Рис. 67. Подъем: 1 — лесенкой; 2 — елочкой; 3 — полуелочкой.
Попеременный двухшажный ход. Техника выполнения этого
хода: каждый шаг сопровождается одним толчком палки. Один цикл состоит
из двух скользящих шагов и двух попеременных отталкиваний палками.
Поворот переступанием с продвижением вперед по технике
выполнения похож на поворот на месте. Но при повороте переступанием
с продвижением вперед надо отвести лыжу не в сторону, а в сторону и
вперед. Требования те же: перемещение массы тела с одной лыжи на
другую, поднятие переднего конца свободной лыжи, параллельное положение
лыж. Повторить 5—6 раз (восемь уроков).
Учащиеся 4 класса любят выполнять команды «Лыжи на плечо!»,
«Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!». Выполнение этих команд дисциплинирует
учащихся.
Увеличивается количество игр на лыжах. Если в 3 классе игры
проводились на пяти уроках, то в 4 классе их можно использовать на
восьми уроках.
Передвижение на лыжах на дистанцию до 1,5 км за урок хорошо повторять чаще.
В 4 классе учащимся можно показать подъем полуелочкой (рис. 67, 3).
Этот подъем применяется на лыжне, идущей по склону наискось. Верхняя
лыжа по отношению к склону (верх, низ склона; в гору и вниз) ставится
прямо, а нижняя — на внутреннее ребро под углом в зависимости от
крутизны склона. Требование: чем круче склон, тем больше угол
постановки лыж. Движения рук и ног, как в попеременном двухшажном ходе.
Палки ставятся на снег под острым углом по направлению движения.
Уроки в зале (их семь: 3, 4, 8, 17, 18, 19, 20) спланированы
таким образом, что при изучении элементов гимнастики, акробатики,
разучивании подвижных игр, выполнении прыжков в длину, высоту и
построений учитель уделяет особое внимание качеству выполнения
движений. |