Одной
из основных задач на уроках физической культуры в X классе является
развитие выносливости. При этом чем старше возраст учащихся, тем большее
место в занятиях с ними отводится кроссовой подготовке.
Она способствует комплексному развитию мышц, улучшению деятельности
органов кровообращения и дыхания, укреплению нервной системы. Расширяя
теоретические познания десятиклассников, уместно дать им более подробные
сведения о кроссе, о ценности этого вида физических упражнений, о
тактике кроссового бега. Надо обратить внимание учащихся на то, что
помимо общего укрепления организма и развития выносливости кроссы
прививают навыки, необходимые в трудовой деятельности и воинской службе,
например развивают сообразительность, способность к ориентировке,
умение преодолевать различные препятствия и правильно распределять свои
силы на дистанции, быстро проходить значительные расстояния без дорог,
при необходимости ориентируясь по карте, компасу, на видимый ориентир и
т. д.
Большой объем бега на выносливость у старшеклассников вызывает необходимость более дифференцированно организовывать занятия с юношами и девушками.
У девушек старшей возрастной группы (16— 18 лет) рост и развитие еще
продолжаются, но существенно отличаясь от предшествующих периодов. Рост
тела в длину замедляется, и наступает явное преобладание роста в ширину.
У 67 % 16-летних и 82 % 17-летних девушек рост тела в длину
заканчивается. Кости становятся более толстыми и прочными. Позвоночный
столб менее подвержен деформации и способен выдерживать значительные
нагрузки, хотя процесс окостенения еще полностью не прекращается. Мышцы
приобретают хорошую эластичность и нервную регуляцию, их сократительная
способность и расслабление достаточно велики. По своему химическому
составу, строению и сократительным свойствам мышцы 16—18-летних девушек
приближаются к мышцам взрослых женщин. Весь опорно-двигательный аппарат
может выдерживать значительные напряжения и способен к довольно
длительной работе. Завершается развитие центральной нервной системы,
значительно совершенствуется анализаторно-синте-тическая деятельность
коры головного мозга. Нервные процессы отличаются большой подвижностью,
хотя возбуждение все еще продолжает несколько преобладать над
торможением. Усиленная дифференцировка сердечной мышцы заканчивается к 1
8 — 20 годам. Происходит увеличение объема сердца, вместе с ним
скачкообразное повышение артериального давления, значительно расширяется
диапазон адаптационных возможностей системы кровообращения. Жизненная
емкость легких и резервные возможности легочного дыхания достигают
уровня взрослых. На этом фоне повышается работоспособность девушек,
способность к выполнению длительной работы, возрастает и мощность
выполняемой работы. При этом отмечается повышение выносливости к работе
большой и умеренной интенсивности, более экономичными становятся
кислородные режимы организма при физических нагрузках.
Исследования, проведенные в последние годы в ряде стран, показали, что
максимального роста работоспособности девушки достигают к 16 годам. В
этот период заметно увеличивается возможность организма работать «в
долг», т. е. повышается анаэробная производительность. Частота дыхания у
16—18-летних девушек при напряженной работе приближается к показателям
взрослых женщин, причем достигается это в основном путем углубления
дыхания. Более экономичной становится реакция системы кровообращения на
физические напряжения.
Таким образом, девушки-десятиклассницы располагают достаточно большими
возможностями для выполнения тренировочной работы, направленной на
развитие выносливости. По продолжительности, без применения интенсивных
нагрузок, такая работа, чередуемая с достаточным отдыхом, не уступает
выполняемой юношами. И все же уровень и динамика работоспособности
женского организма имеют свою специфику. Девушки располагают меньшими
функциональными резервами для интенсивной и длительной работы, чем
юноши. Физическая нагрузка у них вызывает большее учащение пульса, но
меньшее повышение кровяного давления, а период восстановления этих
.показателей до исходного уровня длится несколько дольше, чем у юношей.
Специалисты в области легкой атлетики отмечают у девушек 16—17 лет
снижение выносливости в беге. У них также наблюдается стабилизация
показателей кислородного обеспечения и величины физической
работоспособности. Учитывая это, в кроссовой подготовке десятиклассниц
следует использовать больше всего длительный равномерный бег по
относительно ровной трассе при пульсе 130— 140 уд,/мин., а также
чередование бега с ходьбой по пересеченной местности с небольшими
подъемами при частоте пульса 120—130 уд./мин. Более физически
подготовленным девушкам один раз в неделю можно давать кросс по
пересеченной местности с изменением скорости бега на дистанции, что
ведет обычно к большим перепадам частоты пульса.
В работе с девушками следует учитывать периодичность и характер
функциональных изменений, происходящих у них в период менструальных
циклов, которые сопровождаются значительной перестройкой деятельности
важнейших систем организма и серьезно воздействуют на общее состояние и
работоспособность (при этом изменяется и реакция организма на физические
нагрузки).
Вопрос о занятиях бегом и другими физическими упражнениями в
менструальную фазу должен решаться сугубо индивидуально, в зави- симости
от самочувствия девушек. При благоприятном течении менструации занятия
бегом возможны, однако нагрузки не должны быть большими, ограничивается
также использование упражнений, выполняемых с высокой интенсивностью,
увеличиваются интервалы отдыха между нагрузками. Нужно исключить из
занятий и упражнения, связанные с сильными сотрясениями тела.
Повышению результатов в кроссовом беге как у девушек, так и у юношей
способствует совершенствование в технике преодоления вертикальных и
горизонтальных препятствий. Занятия с включением в них заданий по
преодолению таких препятствий используются одновременно и для
комплексного развития двигательных качеств, специальной выносливости.
Основная направленность в совершенствовании преодоления препятствий —
большая скорость подбегания к препятствию, меньшие потери ее при
переходе препятствий и рациональное преодоление их на фоне наступающего
утомления.
|