Под финишированием подразумевается окончание бегуном дистанции, которое фиксируется в момент касания им воображаемой плоскости финиша какой-либо частью туловища, исключая голову, шею, руки и ноги.
Уже на первом уроке при изучении финиширования учитель объясняет десятиклассникам, что наиболее эффективным способом финиширования при завершении бега на короткие дистанции является резкий наклон туловища вперед на последнем шаге или наклон вперед с одновременным поворотом плеча в сторону плоскости финиша.
Педагог и наиболее подготовленные его помощники показывают, за счет чего на последних метрах дистанции бегун должен стремиться сохранить скорость (а это и частота, и длина беговых шагов), достигнутую на дистанции, и на этой же скорости пересечь линию финиша. Снижение скорости и прекращение бега начинаются после пробегания 5—10 м за линией финиша.
Финишированием в беге на средние и длинные дистанции, в кроссовом беге принято считать не только пересечение бегуном линии финиша, но и ускоренную часть бега на последнем отрезке дистанции, длина которого зависит от подготовленности и тактического плана бегуна. Умелые действия бегуна при финишировании дают преимущество в борьбе за победу с равным по силе соперником.
Методические указания. Общие представления о финишировании в беге на различные дистанции у учащихся выпускного класса уже имеются. Они сталкивались с этим понятием при прохождении учебного материала на уроках начиная со 11 класса, когда в ходе подготовки к сдаче учебных нормативов впервые участвовали в забегах на 30 м с учетом времени, и позднее, участвуя в различных школьных соревнованиях по бегу. В X классе учащиеся должны овладеть техникой более совершенных движений при финишировании на коротких дистанциях, получить представление о тактических действиях в различных ситуациях при финишировании в беге на средние и длинные дистанции, в кроссе.
Изучение финиширования начинается выполнением упражнений с имитационными движениями при финишном броске вначале, на месте, затем — в ходьбе. После первоначального усвоения этих движений можно переходить к обучению финишированию в беге. Скорость бега постепенно повышается.
При обучении финишированию надо прежде всего добиваться, чтобы учащиеся могли пробегать последнюю часть любого заданного отрезка дистанции и пересекать при этом линию финиша без снижения скорости бега. Только после этого переходят к изучению отдельных вариантов финиширования.
Во время пробегания любых отрезков с разной скоростью, применяемого для развития выносливости, можно одновременно решать и задачи по обучению финишированию. Для более успешного обучения можно выполнять упражнения в парах или группами, подбирая учащихся, примерно равных по силам, или применяя фору при комплектовании групп из разных по подготовленности занимающихся. |