С 5 класса
диапазон способов ходьбы значительно расширяется. Учащихся учат
ходить: походным и строевым шагом в темпе 90 и 120 шагов в мин., с
длиной шага 75-80 см; ускоренным походным шагом, примерно 135 шагов в
мин., походным шагом, увеличивая длину шага до возможного предела; с
акцентированным маховым движением прямой ноги вперед и назад; выпадами; с
дополнительным покачиванием; пригибным шагом (доводить длину шага до
100 см); пригнувшись с наклоненным вперед туловищем; с грузом;
крадучись; по пересеченной местности, по кочкам, песку, снегу,
подниматься и спускаться по наклонной плоскости, в гору и с горы.
Ходьбу
с успехом применяем и для решения других задач; например, когда
обучаем школьников ориентироваться в пространственно-временных
координатах. Для этого используем ходьбу: с закрытыми глазами; с
закрытыми глазами с перешагиванием через простейшие препятствия
(набивные, баскетбольные, волейбольные мячи; барьеры, изготовленные из
раскладушек; гимнастические маты, сложенные пополам вдоль; пирамиды,
сложенные из пенопласта, и др.); с акцентом на заданный счет и с
сохранением темпа при прекращении счета (музыкального сопровождения);
вдвое, втрое медленнее или быстрее заданного темпа; с дополнительным
подсчетом «и» (синкопами).
В
структуру всех частей уроков физической культуры включаем упражнения,
которые помогают учащимся овладевать более сложными движениями во время
ходьбы. Предварительно эти упражнения учащиеся разучивают на месте.
Овладение согласованием различных движений развивает у школьников
внимание. Способствуют этому такие упражнения:
1. Ходьба с изменением положений рук.
2. Ходьба
с хлопками (перед грудью, за спиной, над головой и др.). Хлопки можно
выполнять на каждый шаг, чередуя их на определенный счет в различных
сочетаниях и комбинациях. Эти упражнения содействуют также воспитанию у
ребят чувства ритма.
3. Во
время ходьбы движения одной и двумя руками советуем осуществлять
поочередно и одновременно на различный счет в разных вариантах, меняя
ритм, темп и скорость ходьбы и движений. Старшим школьникам предлагаем
такую последовательность: движение начинает одна рука, а другая,
включаясь на счет позже, продолжает те же движения, опаздывая на один
счет. В этой группе упражнений особое внимание обращаем на так
называемую тактировку — движения руками, отображающие командный подсчет
или музыкальный размер. Упражнения на тактировку достаточно сложны и
требуют совершенствования на каждом уроке, причем все движения руками
вначале изучаем на месте, а уж затем при ходьбе.
4. Ходьба
с метанием. Вначале учим ребят метанию различных (безопасных)
предметов с места в вертикальную, горизонтальную, подвижную цель, а
затем сочетаем метание с ходьбой. Приведем примерные упражнения с
мячом: а) подбросить мяч вверх и поймать обеими или одной рукой; б)
бросить мяч в пол и поймать после отскока; в) бросить мяч в пол и после
отскока ударить его ладонью, вновь бросить в пол и т. д.; выполнять
каждый бросок одновременно с шагом; г) перебрасывать мяч с ладони на
ладонь; д) двигаясь парами нэ-расстоянии 2— 3 м, перебрасывать мяч (или
два мяча) друг другу; е) метание мяча в цель. Все эти упражнения легко
выполнять с баскетбольными, волейбольными, футбольными мячами;
несколько труднее -— с малыми (теннисными) мячами: например, такие
упражнения, как подбрасывание, перекидка и пр.
5. Ходьба,
чередуемая с различными движениями, когда каждое упражнение выполняют
несколько раз подряд до команды «Строевым марш!».
Примеры:
а)
1-2 -— два шага вперед; 3 — с шагом поворот направо на 90°; 4—
приставить правую; 5-6 — стойка «Смирно!»; 7-8 — поворот налево;
б) 1-4 — четыре шага вперед; 5 — поворот налево кругом в стойке ноги врозь; 6 -— шаг левой назад; 7 - поворот налево кругом в стойке ноги врозь; 8 — приставить правую;
в)
то же, но учащиеся построены в колонну по три или по четыре. По
команде «Шагом марш!» 1-я шеренга выполняет движения в указанной
последовательности; 2- я включается в ходьбу на счет 5, начиная
выполнять движения сначала; на счет 9 так же начинает ходьбу 3-я
шеренга. Таким образом включаются в ходьбу все шеренги, последовательно
выполняя движения и повторяя их. |