Обучение техническим приемам баскетболиста начинается с изучения основных
приемов, используемых в нападении, а затем в защите. Приемы техники нападения
изучаются в такой последовательности: перемещении, ловля, передачи, броски,
ведение мяча. Эта последовательность, характерна только для начального этапа
обучения. В дальнейшем перемещения изучаются параллельно с приемами техники
владения мячом
Упражнения в передвижении
Бег в среднем темпе до указанного ориентира, дальше
выполняется рывок до конца площадки; то же, но бег по дугам, «восьмерке».
Прыжки на месте толчком одной, двумя ногами; то же с
доставанием подвешенных предметов или касанием щита одной, двумя руками.
Поочередное добивание мяча в щит левой и правой рукой.
Бег и остановка в обусловленном месте и указанным
способом; то же, но по неожиданному сигналу.
Построение парами. Игрок, владеющий мячом, выполняет
повороты, стараясь укрыть мяч и удалить его от защитника, который стремится
выбить мяч.
Упражнения ловли и
передачи
Построение по три человека в линию на расстоянии 4-5 м
один от другого. Игрок 2 передает мяч игроку 1, тот предает его обратно; то же,
в сторону игрока 3. Это же упр. Может выполняться двумя мячами, находящимися у
игроков 1 и 3. Они поочередно передают их игроку 2, который возвращает мяч
тому, от кого получил.
Построение встречными колоннами, один игрок в стороне.
Игрок 1 с места передает мяч игроку 3 и сразу выбегает вперед, ловит мяч от
игрока 3 и передает его игроку 2, который ловит его на месте. Затем, то же
выполняет игрок 2. Игрок 1, продолжая движение, становится в противоположную
колонну.
Бросковые упражнения
Занимающиеся стоят в колонне у пересечения боковой линии
со средней. Один игрок с мячом располагается сбоку вблизи щита. Первый из
колонны выбегает к корзине и получает мяч от стоящего там игрока, выполняет
бросок обусловленным способом, ловит мяч после его отскока и возвращает
партнеру у щита, который, передав его следующему игроку из колонны, становится
в конец колонны. Партнер переходит на его место.
Построение группами по три человека у одного щита. Один
из игроков бросает мяч, другой выполняет функцию активного защитника, а третий
снимает мяч после броска и вновь передает его
для броска партнеру.
Упражнения с ведением
Построение колоннами. Ведение мяча с обводкой препятствий
справа налево и слева направо одной и другой рукой; то же вокруг стоек.
Построение группами в зависимости от количества мячей.
Ведение мяча на ограниченном участке, обыгрывая двух или трех защитников,
последовательно атакующих игрока, ведущего мяч.
Упражнения с финтами
Построение лицом друг к другу у лицевой линии. Один игрок
нападающий, другой защитник. Нападающие, используя финты на проход, стараются
обыграть защитников и перебежать на противоположную сторону.
Построение парами. У одного из игроков мяч, другой
защитник. Используя финты на проход, на передачу, на бросок, нападающий
обыгрывает защитника, переходит с ведением к щиту и выполняет бросок.
Упражнения с перемещением защитника
Произвольные перемещения приставными шагами; то же, по
зрительным сигналам; бег спиной вперед, чередуя короткие рывки вперед и назад.
В парах: нападающий, применяя финты и изменяя направление
бега, стремится прорваться к противоположной лицевой линии. Защитник,
передвигаясь в стойке, не должен пропустить подопечного.
Подвижные игры типа «волк во рву», эстафеты в движении
спиной вперед. Для обучения перемещениям защитника можно применять также все
упражнения, которые используются при перемещении нападающего.
Упражнения по овладению мячом
Построение в круге, один игрок в центре. Стоящие по кругу
передают мяч друг другу в различных направлениях. Игрок, находящийся в центре,
должен перехватить передачу. Потерявший мяч при передаче становится в круг.
Построение по три человека у каждого щита. Один выполняет
штрафной бросок, остальные, противодействуя друг другу, стремятся овладеть
отскочившим мячом.
Контрольные упражнения
Передача мяча на точность выполняется с расстояния 2 м в
круг диаметром 30 см, расположенный на высоте 150 см, одной рукой от плеча,
попеременно правой и левой рукой.
Броски мяча в корзину одной рукой от плеча справа и слева
после ловли в движении. Передача выполняется преподавателем.
Броски мяча из под щита справа и слева после ведения.
Упражнение начинается с ведения мяча от лицевой линии в месте пересечения с
областью штрафного броска. Игрок обводит область штрафного броска сильнейшей
рукой, входит в эту область и выполняет бросок; после попадания ловит мяч и
ведет его в обратном направлении другой рукой с последующим броском с
противоположной стороны. Секундомер выключается как только мяч будет находиться
в корзине.
Штрафные броски. Игрок выполняет их любым способом 10 раз
подряд (мяч передает партнер).
Броски с дистанции 5-7 м. Игрок выполняет по два броска с
каждой из пяти точек, расположенных от корзины под углом 45 градусов.
Тактика баскетбола
Тактическая подготовка баскетболиста предусматривает
изучение различных систем защиты и нападения, комбинаций, взаимодействия в
группах и индивидуальные действия. Индивидуальные и групповые взаимодействия
проводятся с учетом расстановки и готовности участвовать в них всех партнеров
по команде.
Игроки в команде подразделяются на игроков передней линии
(нападающие) и игроков задней линии (защитники).
В нападении игроки передней линии располагаются у щита, атакуя корзину
противника; в защите противодействуют нападающим соперника, борются за
овладение мячом, отскочившим от щита при неудачном броске.
|