Если
вы не умеете забрасывать мяч в корзину, вы будете проигрывать командам, умеющим
делать это, независимо от качества выполнения других приемов игры.
Существует
много психологических и физиологических факторов, влияющих на бросковые
способности игрока.
Психологическими
факторами, влияющими на бросок, являются: недостаток уверенности, боязнь или
нервозность, потеря самоконтроля, торопливость при броске, недостаток
решительности, беспокойство, страх, суеверие, самонадеянность, беззаботность,
недостаточная сосредоточенность и т. п.
К
физиологическим факторам относятся: физическая кондиция, неправильная разминка,
травмы, недостаточная скорость, перетренированность, нарушение зрения,
утомление, слабые руки, недостаточная тренированность и отсутствие способностей.
На
результативность бросков могут влиять и некоторые материальные факторы, такие,
как: неправильное освещение, скользкий мяч, неправильно надутый мяч,
неправильная вентиляция, незнакомая площадка, переход с деревянных на
стеклянные щиты и наоборот, ограничение пространства для прохода под щит,
скользкий пол, характер защитного противодействия. Баскетбол является
психологической игрой, и этот факт при бросках более очевиден, чем при
выполнении любых других приемов техники.
Хорошие
снайперы должны быть уверены в себе, но они должны понимать, что бывают и сбои.
ІУ.1 Основы броска
^
Стойка: слегка согните колени и удостоверьтесь, что ваши ступни
направлены в сторону щита. Согнутые колени помогут придать вашему броску
правильную траекторию.
>
Положение при броске: мяч удерживается кончиками пальцев, запястья
согнуты под углом 900, так что вы можете видеть запястье снизу.
Игроки, забрасывающие в прыжке, держат мяч на уровне плеч, начинающие - ниже.
^
Захват: большинство бросков вы будете выполнять более сильной рукой.
Возьмитесь ею за середину мяча, пальцы в удобном положении, ладонь не
соприкасается с мячом.
^
Цель: выберите удобную точку на кольце. Это лучше, чем выбрать целью все
кольцо, так как вам легче будет сфокусироваться.
>
Выпуск мяча: вытяните пальцы по направлению к щиту. Голова должна
сопровождать броски вверх и в направлении цели. Большинство бросков нужно
выполнять со средней траекторией и естественным обратным вращением.
Указательный палец обладает наибольшей чувствительностью и должен последним
прилагать усилия к мячу.
> Движение рук: представьте, что опускаете пальцы в кольцо. Они
смотрят вниз после того, как вы отпустили мяч. Задержите руки на той же высоте
хотя бы на секунду, чтобы убедиться, что вы преждевременно не потянете мяч
назад.
^
Баланс: если вы забрасываете мяч в прыжке, приземлитесь на обе ноги
одновременно, в готовности двигаться вперед, если вы не добросили мяч и он
отскакивает от кольца или щита.
> Броски из-под корзины: используйте шит почти при каждом броске.
При забрасывании мяча правой рукой отталкивайтесь левой ногой и наоборот. Это
делает вас максимально высоким и лучше всего отгораживает от защитников.
1У.2
Виды и способы выполнения бросков
Существуют
разные виды бросков и разные способы их выполнения.
Необходимо
учить разным видам бросков с близкого расстояния, а затем постепенно
увеличивать дистанцию до максимальной, с которой игрок должен будет бросать в
игре.
Если
игрок испытывает напряжение при попытке добросить мяч до корзины, это означает,
что бросковая дистанция для него чересчур велика. Это справедливо как для
бросков с места, так и в прыжке. о Броски с места
Должны
выполняться с дистанции 7-9 м. Это бросок для дальних дистанций. Баскетболист,
хорошо играющий на проходах и умеющий
поразить
корзину дальним броском, становится более опасным, поскольку заставляет
защитника играть плотно, чем и облегчает задачу игры на проходах.
Игра
с проходами заставляет защиту оттянуться назад, что создает условия для дальних
бросков, а результативные дальние броски создают условия для проходов. о Бросок
одной рукой с места
Мяч
удерживается близко к груди под подбородком, бьющая рука несколько больше
смещена назад и под мяч, а поддерживающая - вперед под мяч. Пальцы разведены,
развилка указательного и среднего пальцев бьющей руки удерживается на линии
носа или средней части лица. Ладони при выпуске мяча направлены почти одна к
другой. Кисть, предплечье и локоть направлены при выпуске вверх.
Мяч
выпускается быстрым выпрямлением рук в локтях и захлестывающим движением кисти
и пальце бросающей руки.
Тыльная
часть кисти бросающей руки направлена к лицу, а ладонь к цели.
Поскольку
указательный палец самый чувствительный, он и участвует в завершающем
направлении мяча в корзину. В силу этого кисть при выпуске мяча слегка
разворачивается наружу.
Тело
немного наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, суставы расслаблены, голова
поднята вверх и удерживается над средней точкой между ступнями ног. Вес тела
подается вверх - вперед на носки.
Допускается
легкий отрыв ног от опоры. Приземление производится при незначительном
продвижении вперед. При этом броске правша должен выдвинуть вперед правую ногу,
а левша - левую. Тело должно быть слегка развернуто под углом к цели, плечом
бьющей руки вперед; о Бросок в прыжке
Выполняется
обычно после короткого движения и быстрой остановки. Мяч удерживается,
выносится в положение перед броском и выпускается почти также, как и при броске
одной рукой с места. Кисть, предплечье и локоть располагаются на одной линии с
телом. При выпрыгивании не следует применять чрезмерных усилий.
Мяч
должен покидать кисть бьющего игрока, когда рука полностью выпрямится. Это
происходит в высшей точке прыжка или за мгновение до ее достижения.
Броски из-под корзины, или броски с близких дистанций
Броски
с ближних дистанций, особенно боковые, должны выполняться с отскоком от щита,
если для этого есть возможность.
Если
игрок оказался свободным при фронтальном движении к корзине, он должен
сместиться в сторону своей сильной руки и сделать бросок с отскоком от щита.
Существуют
четыре причины непопадания мяча в кольцо - он может пролететь справа или слева,
не долететь или перелететь. Половину всех ошибок составляют недолеты.
ІУ.3 Основные причины, почему мяч не долетает до кольца.
1.
Остановка руки: сопровождение мяча рукой обязательно. В конце
броска пальцы должны быть обращены вниз.
2.
Законченное движение: если в начале броска рука отведена назад и
почти параллельна полу, то заканчивая движение, она расслабляется по мере приближения
указательного пальца к корзине.
3.
Бросок на прямых ногах: в баскетболе силовая нагрузка ложиться, в
основном, на ноги. Перед броском колени обязательно должны быть согнуты.
Недостаточное сгибание коленей снижает силу броска, мяч идет по низкой дуге,
поэтому и не достигает корзины.
4.
Отклонение: Это тоже уменьшает силу броска. Иногда отклонение идет на
пользу, при броске менее чем с 3 м, но с более далекой дистанции лишь единицы
способны направить мяч по нужной траектории, не направляя при этом корпус
вперед.
ІУ.4 Совершенствование броска
1.
Поточное выполнение бросков в корзину с места Рекомендуется в
виде соревнования между подгруппами по заранее обусловленному количеству
попаданий.
2.
Броски в корзину с места
Броски
поочередно в полукруге. Один из игроков, стоя у щита, передает мяч партнерам.
3.
Броски в корзину со штрафной линии
После
подбора мяча и передачи следующему игроку уходит в хвост колонны.
4.
Броски в корзину после ведения мяча
После
ведения бросить в корзину, поймать отскочивший мяч, передать очередному игроку
и уйти в хвост колонны.
5.
Броски после выполнения двух шагов
Игроки
в колонне сбоку от щита. Первый игрок бежит к щиту, под правую ногу берет с
руки партнера мяч и, сделав два шага, выполняет бросок. При бросках левой рукой
мяч берется под левую ногу.
6.
Броски в корзину в движении после ловли мяча
Выбегающий
из колонны игрок, поймав мяч и сделав два шага, выполняет бросок в корзину,
ловит мяч и передает следующему игроку. После передачи уходит в хвост колонны.
7.
Передача и бросок в корзину
Упражнение
в парах. Один игрок передает мяч игроку, стоящему под щитом, получает обратную
передачу, делает два шага и выполняет бросок в корзину. 8. Ведение, передача
и бросок в корзину
Игроки
становятся парами. Один из пары (№1) ведет мяч вдоль боковой линии. Дойдя до
конца площадки, отдает мяч набегающему на щит другому игроку (№2), который бросает
в корзину. После ловли мяча игрок №2 ведет мяч к противоположному щиту и отдает
набегающему игроку №1, который бросает в корзину.
ІУ.5 Отвлекающие действия (финты)
>
Упражнение в треугольнике.
Игрок
№1 делает финт вправо на передачу игроку, а передает влево. Затем уходит в
конец своей колонны. То же выполняют следующие игроки.
>
Отвлекающее действие для прохода к щиту.
Игра
в тройках. Игроки: № 1 - с мячом, № 2 - нападающий, № 3 - защитник. Игрок № 2
делает финт вправо и, резко сделав поворот, уходит влево мимо защитника.
Получив мяч от игрока № 1, выполняет бросок в корзину, после чего игроки
меняются местами.
|