Для
успешного ведения игры в баскетболе учащееся должны овладеть техникой
поворотов. Хотя изучение данного технического приема не предусмотрено
разделом «Баскетбол», учителю также следует ознакомить с ним учеников.
Технический
прием, при котором игрок переступанием одной ноги вокруг другой, не
отрывающейся от пола, поворачивается в нужномнаправлении(рис.13).
Правильный
и своевременно выполненный поворот дает возможность игроку без мяча
освободиться от плотной опеки соперника и принять мяч. Игрок с мячом,
применяя повороты, создает условия для передачи, броска по кольцу и
ухода от активно действующего защитника. В процессе игры применяются
различные повороты. Однако основой любого поворота является устойчивое
исходное положение игрока на широко расставленных согнутых в коленях
ногах. Получив мяч, стоя на месте или остановившись с мячом в руках
таким образом, что обе ноги расположены параллельно (остановка
«прыжком»), игрок может выполнить поворот, опираясь на любую ногу,
сделав ее осевой. Во всех остальных случаях опорной будет та нога,
которая коснулась площадки первой после ловли мяча. Это, как правило,
сзади стоящая нога (остановка в два шага).
Выполнение поворотов в ходе игры в мини-баскетбол должно стать
автоматическим. Поворот выполняется шагом ноги вперед и вращением
туловища вокруг опорной ноги вперед (рис. 13, а, б). Этот поворот
называют поворотом плечом вперед. Поворот на месте выполняется также
шагом ноги назад и вращением туловища вокруг опорной ноги. Тело
движется назад. Такой поворот называют поворотом плечом назад (рис. 13,
в, г).
Поворот направо (рис. 14) выполняется шагом правой ноги с опусканием
правого плеча и вращением вокруг левой ноги. Локоть правой руки
энергично движется вперед. Выполняя прием, игрок находится в низкой
стойке, а если игрок владеет мячом, то должен укрыть его туловищем и
локтями.
Поворот налево (рис. 15) также осуществляется в низкой стойке. Левая
нога остается на месте, левое плечо опускается вниз. Поворот завершается
шагом правой ноги. Повороты направо и налево следует отрабатывать
постоянно. Каждый игрок, чтобы поворачиваться круогом, должен уметь
делать по крайней мере поворот на 180°. При этом следует всегда помнить,
что опорная (осевая) нога постоянно находится на полу. Надо разъяснить
учащимся, что разрешается выполнять поворот как на всей ступне, так и на
носке осевой ноги Последовательность обучения технике поворотов. 1. Выполнение поворотов, стоя на месте без мяча.
2. То же с мячом.
3. Выполнение поворотов с мячом, стоя рядом с пассивным защитником.
4. То же, но против активно действующего защитника.
5. Выполнение поворотов после ловли, ведения мяча и остановок изученным способом.
Работая над типичными недостатками, допускаемыми учащимися, учитель
особое внимание уделяет следующим ошибкам: отрыв осевой ноги от пола;
ноги не согнуты в. коленях; малая амплитуда движения; мяч не укрывается
туловищем; нет энергичного толчка маховой ногой.
Примерные игровые упражнения.
1. Повороты
из положения стойки. Вокруг осевой ноги выполняются повороты
сначала вперед, а затем назад на различные дуги окружности (90, 180,
270°). Особое внимание учителя при этом должно быть обращено на то,
чтобы центр массы тела не поднимался и опускался, а находился в одной
плоскости.
2. Поворот
без мяча назад в движении. Занимающиеся выстраиваются в колонну по
одному под щитом лицом к центру площадки. Учитель находится
на середине площадки. Ученики поочередно по сигналу бегут до середины
площадки, в центре останавливаются (указанным способом), выполняют
поворот назад, после чего движутся к противоположному щиту. Затем
упражнение выполняют в обратном направлении, каждый раз при выполнении
поворота меняется опорная нога. В центре площадки можно поставить
предмет (стул, набивной мяч, булаву и т. д.).
3. Повороты
с мячом. Играющие, разбившись на группы по 4—5 человек, выстраиваются в
колонны. Напротив каждой колонны на расстоянии 5—6 м находится игрок с
мячом. Направляющий колонны выбегает навстречу игроку с мячом, ловит
мяч, делает остановку (указанным способом), выполняет несколько
поворотов (по заданию учителя или произвольно), затем с ведением мяча
становится на место игрока, передавшего мяч, который уходит в конец
колонны.
4. Группа
игроков образует круг. Один из них движется внутри круга по
часовой стрелке, передавая мяч партнерам, а те возвращают ему
обратно. Каждый раз после ловли игрок, овладевший мячом, делает поворот
на правой ноге и тут же передает мяч следующему партнеру. Пройдя весь
круг, игрок передает мяч очередному партнеру, а сам становится на
его место.
5. Упражнение
выполняется в парах. Один владеет мячом, другой стремится выбить или
запятнать его. Игрок с мячом выполняет повороты с целью защитить мяч от
партнера, укрывая его туловищем.
6. Игроки
выстраиваются у средней линий (рис. 16). Игрок 3 владеет мячом,
игрок 1 движется к щиту. Защитник А не дает ему пройти вперед. Игрок
1 внезапно останавливается (левая нога впереди), выполняет поворот
плечом вперед, получает мяч от игрока 3 и передает его игроку 4. После
выполнения упражнения игроки меняются местами: игрок А становится за
игроком 2, игрок 1 — за игроком 4, а игрок 3 —за игроком Б.
7. Занимающиеся
располагаются, как показано на рис. 17. Игрок 1 передает мяч
игроку 3 и продвигается к корзине, получив обратную передачу,
останавливается (левая нога впереди). Защитник А преграждает ему путь к
щиту. Игрок 1 делает поворот плечом вперед и передает мяч игроку 2,
тот в свою очередь передает мяч игроку 4. Затем происходит сменакак в
предыдущем упражнении, как в предыдущем упражнении .
8. Группа
построена, как показано на рис. 18. Игрок 1 ведет мяч, передает его
игроку 5, получает мяч от игрока 4, ведет его на место игрока 4.,
выполнив остановку и поворот, передает очередному игроку 2. После
передачи игрок 4 двигается на место игрока 7, игрок 8 — на место игрока 3
и т. д.
Так
постепенно, постигая технические приемы, совершенствуя навыки и
умения, учащиеся от урока к уроку все лучше и лучше проявляют себя в игре баскетбол. |