Заключительным этапом тактической
подготовки являются тренировочные игры со счетом соревновательного характера
без каких бы то ни было условностей, проводимые в обстановке максимального
приближения к условиям официальных соревнований (желательно с судьей). В таких
играх дается задание «играть на выигрыш» и использовать ту систему игры, те
тактические комбинации, которые наиболее эффективны в зависимости от действий
противника и особенностей игрового момента. Многие тренировочные игры
соревновательного характера должны проводиться по определенному тактическому
плану, который составляется сначала с помощью преподавателя, а затем
самостоятельно самими занимающимися. И в том, и в другом случае преподавателю
следует после игры разобрать с занимающимися особенности составленного
тактического плана и ход его осуществления. Соревновательные игры следует
проводить с разными противниками и по возможности чаще — с противниками
незнакомыми. Необходимо это для того, чтобы теннисист научился правильно организовывать
свои действия в зависимости от особенностей игры различных противников. В
частности, по?тому преподавателю целесообразно периодически устраивать
товарищеские встречи с теннисистами других коллективов.
Тренировочные игры соревновательного
характера предшествуют первому выступлению в соревнованиях. В период
непосредственной подготовки опытного теннисиста к соревнованиям эти игры
приобретают особенно большое значение. Они являются подготовкой и одновременно
проверкой готовности теннисиста к предстоящим соревнованиям. Если занятия
целиком посвящаются игре соревновательного характера, то целесообразно, чтобы и
«разминка» проводилась такая же, как и перед официальным соревнованием.
Занимающимся иногда бывает трудно быстро и
объективно разобраться в правильности своих тактических действий во время игры
со счетом, тем более что неправильные тактические действия внешне могут
казаться очень эффективными. Преподавателю периодически следует проводить игры
со счетом, по ходу которых он делает играющим замечания об их тактических действиях.
В таких случаях целесообразно, чтобы преподаватель одновременно и судил игру.
Играть тактически правильно теннисист может
только в том случае, если он постоянно будет вести наблюдение за действиями
противника. Успешность наблюдения зависит от очень важного для теннисиста
качества — тактической наблюдательности. Развить это качество — одна из важных
задач тактической подготовки.
Для того, чтобы занимающийся мог во время
игры правильно вести наблюдение, преподаватель знакомит его с основными задачами
наблюдения. Основные задачи наблюдения сводятся к установлению в данном соревновании
особенностей техники, тактики и физической подготовленности противника, а также
особенностей проявления его морально-волевых качеств. Тактическая
наблюдательность именно и проявляется в умении определять эти особенности.
При разборе задач наблюдения преподавателю
следует обязательно напомнить занимающимся о необходимости концентрировать
внимание на противнике в момент, когда мяч находится совсем рядом с противником
и последний готовится произвести по нему удар. Занимающиеся должны понять, что
только при этом условии они смогут решать одну из важных задач наблюдения,
связанную с определением особенностей техники и тактики противника, — как
можно раньше определять вид и направление удара противника по особенностям его
движений в подготовительной фазе удара. Специальные задания, направленные на
развитие тактической наблюдательности, преподавателю следует давать
занимающимся в некоторых играх со счетом с условностями.
В качестве примера приводится содержание
одного из таких заданий. Перед началом игры преподаватель устанавливает для
каждого занимающегося подробный тактический план, который должен быть не
известен другому партнеру. Оба игрока получают задание не только осуществить
свои тактические планы, но и вести во время игры наблюдение за действиями
противника с тем, чтобы как можно полнее разгадать его тактический план. После
окончания игры преподаватель требует, чтобы каждый из противников рассказал о
результатах своих наблюдений. Сравнивая результаты наблюдений с содержанием
тактических планов, преподаватель совместно с учениками устанавливает,
насколько успешно было их наблюдение, насколько точно каждый из партнеров
сумел разгадать тактический план своего противника.
Особое внимание на развитие тактической
наблюдательности обращается в играх со счетом соревновательного характера
(включая и игры в официальных соревнованиях), причем особенно в играх с
незнакомыми противниками.
Такие игры преподавателю следует чаще
разбирать с занимающимися. Во время разбора ученики должны рассказать о
результатах своих наблюдений и о тех тактических решениях, которые были ими
приняты на основании данных наблюдения.
Подробный разбор проведенных тренировочных
игр со счетом и игр в официальных соревнованиях, а также обсуждение предстоящих
спортивных встреч должны рассматриваться как органическая часть тактической
подготовки.