Основные задачи этапа
На третьем этапе обучения перед
занимающимися ставятся следующие задачи:
Совершенствование ранее разученных
технических и тактических приемов.
Обучение сложным тактическим действиям
современного тенниса.
Приобретение инструкторских и судейских
навыков.
В группах третьего этапа обучения на базе
ранее полученных знаний и умении осваиваются самые сложные тактические
действия и системы игры. Совершенствование технических приемов носит уже
тактическую направленность.
В учебно-тренировочный процесс должны войти
следующие разделы совершенствования технических и тактических действий —
занятия на:
«технику» (совершенствование всех ударов);
точность и уверенность выполняемых действий
(выработку автоматизма);
совершенствование контратакующих действий
(обороны);
совершенствование видов нападения;
развитие тактического мышления;
развитие игровой выносливости.
На третьем этапе обучения совершенствование
проходит не на отдельных элементах техники, как это имело место на первом и
втором этапах, а в сочетании этих элементов с тактическими действиями. Так
называемые гаммы тенниса — стандартные короткие тактические комбинации — должны
научить занимающихся тактически правильно направлять не только каждый удар в
отдельности, что уже имело место на первом и втором этапах обучения, но и
тактически грамотно выполнять целые комплексы ударов. Умение выполнять тот или
иной удар технически правильно — еще не значит уметь играть. Поэтому нужно
научить занимающихся разыгрывать мяч, то есть сознательно направлять его в
определенные места площадки.
Занимающийся должен чаще находиться в
условиях, когда ему нужно быстро и тактически правильно решить розыгрыш очка.
Чем больше будет таких упражнений, тем быстрее появится зрелость в игре
теннисиста.
Большое место в третьем этапе обучения
должно быть отведено играм со счетом и соревнованиям. Третий этап — это
беспредельный этап бесконечного совершенствования техники, тактики, физической
и психологической подготовки. Тренер учит теннисистов всем премудростям игры,
а они уже должны полученные знания и умения применять в игре.
Техническая и тактическая
подготовка
Тренировочные занятия «на
технику»
Эти занятия имеют целью дальнейшее
совершенствование всех ударов. В тренировку «на технику» включаются:
Освоение и совершенствование ударов,
выполняемых тем или иным теннисистом относительно слабо.
Тренировка ударов, которыми занимающийся
владеет хорошо, с целью дальнейшего их совершенствования.
Тренировка умения чередовать различные
удары по силе, скорости и вращению мяча.
Во время занятий «на технику» проводится
имитация различных ударов (желательно перед зеркалом), совершенствование
ударов у тренировочной стенки и на площадке. При занятиях на площадке тренер
обязательно должен создать хорошие условия повторяемости ударов, для этого он
должен подобрать хорошего партнера-под- кидчика из числа занимающихся или сам
«покидать» мяч игроку. Тренировочные занятия «на технику» почти всегда должны
вестись под наблюдением со стороны, что ускоряет процесс обучения и
совершенствования.
Ряд упражнений на площадке и у
тренировочной стенки:
Свободная перекидка мяча друг на друга, без
плас- сировки мяча и большого передвижения по площадке. Внимание
сосредоточивается на правильности и своевременности движений плеч, предплечья,
кисти и ракетки.
Двусторонняя перекидка с различными
плассиров- ками мяча. Совершенствуется подход к мячу, удар с хода, «работа»
ног, туловища, правильность и своевременность передвижения занимающихся, умение
правильно использовать межударное время и т.п.
Игры со счетом — «игра ошибок», учебные
игры без судьи, игры с судьей,соревнования.
Такая последовательность упражнений
исключает возможность неправильного, «жонглерского» освоения техники.
Тренировочные занятия на «точность и
уверенность» выполняемых действий. На этих тренировках занимающиеся должны
закрепить навык автоматизма выполнения отдельных ударов настолько, чтобы точно
и уверенно посылать мяч, не концентрируя внимания на технической стороне
удара. При этом нужно совершенствовать удары не только в медленном постоянном
ритме. Наоборот, в тренировках должна вестись борьба за доли секунды путем
быстрых ответов с ходу по восходящему мячу, с лёта, то есть необходимо
проводить игру в высоком темпе современного тенниса. Только такая тренировка
может принести успех в игре со счетом.
Для развития точности и уверенности в игре
используются следующие упражнения:
1. Работа над ударами, при которых
занимающиеся находятся у задних линий. Надежная игра с задней линии — это
база, на которой строится современная тактика. Буквально все сложные
технические и тактические приемы, используемые теннисистом в соревнованиях,
немыслимы без игры с задней линии. Умение, как говорят, играть «длинно»
совершенствуется в свободной перекидке ударами справа и слева с чередованием
ударов прямых (по линии) и диагональных.
Таким образом тренируется умение длительное
время «держать мяч» в игре без ошибок. Тренер каждый раз должен давать задание
на время или количество выполненных без ошибок ударов (как плоских, так и с
вращением мяча). Ритм выполнения ударов может быть постоянным или переменным.
Для этой цели занимающиеся располагаются то дальше от задней линии, то ближе к
ней, выполняя удары по восходящему мячу.
Совместная тренировка ударов с лёта одним
занимающимся и ударов по отскочившему мячу с задней линии другим. Первый игрок
располагается в 2-2,5 м от сетки и отбивает с лёта мячи, посланные другим
занимающимся с задней линии.
Это упражнение приучает к точности и
уверенности при игре в более высоком темпе, так как расстояние полета мяча
почти вдвое короче, чем в предыдущем упражнении. Такие же условия можно
создать и играя у тренировочной стенки.
Тренировка ударов с лёта, находясь на линии
подачи, друг на друга, поочередно справа и слева (типа восьмерки). Упражнение
развивает умение длительное время держать мяч в игре с лёта без ошибок.
Тренировка удара над головой и свечи.
Партнер направляет сначала простые, удобные, затем «глубокие» свечи, а
выполняющий удар над головой посылает мяч в любое место площадки, отбегая при
необходимости назад.
Тренировка подачи и ее приема. Занимающийся
выполняет подачу: первую — сильную плоскую, вторую — с вращением мяча,
совершенствуя скорость ее полета, точность, длину (т.е. мяч должен падать
ближе к линии подачи), а также умение направлять мяч в различные точки поля
подачи.
Партнер или тренер по всем правилам
принимает подачу. Наличие партнера обязательно, так как иначе подающему
трудно оценить качество своей подачи, и он ее фактически тренирует в неигровых
условиях. Тренировка же подачи в неигровых условиях, как правило, не дает
должного результата в игре со счетом.
6. Укороченный удар и удар с полулёта
тренируются во время первого упражнения, то есть во время свободной перекидки
мяча с задней линии. В зависимости от обстановки во время перекидки партнеры
неожиданно друг для друга выполняют укороченные удары или удары с полулёта.
Совершенствование видов нападения. Как
известно, нападение — одно из ведущих тактических звеньев современного
тенниса. Нападение требует от занимающихся упорной тренировки в технике и
атлетической подготовки. Без такой тренировки трудно добиться каких-либо
серьезных результатов. Нападение может быть быстрым и комбинационным. При
быстром нападении теннисист стремится выиграть очко одним-двумя мощными
планированными ударами. Примером быстрого нападения служит мощная подача,
сразу же приносящая выигрыш очка, или такая подача, после которой игрок может
выйти к сетке и ударом с лёта закончить розыгрыш очка в свою пользу. Сюда же
можно отнести различные контратакующие удары. Например, игрок, принимающий
подачу, с ходу быстрым ударом обводит нападающего противника. Под
комбинационным нападением понимается такое нападение, при котором нападающий,
овладев инициативой, добивается выигрыша очка в результате проведения серии
последовательных ударов.
Совершенствуются эти виды нападения в
определенных упражнениях типа следующих:
Подача, выход к сетке, удар с лёта или над
головой. Тренирующиеся выполняют упражнение поочередно. Принимающий подачу
возвращает вначале удобные для «убоя» мячи, затем постепенно усложняет условия
нападения и впоследствии старается контратакующим ударом обвести подающего.
При выполнении упражнения тренер должен
следить за тем, чтобы занимающийся после подачи подбегал как можно ближе к
сетке (примерно на расстояние 2-2,5 м от нее) и, самое главное, чтобы он не
останавливался, а бил по мячу в движении, навстречу полету. Если нападающего
обвели свечой, он должен затормозить и быстро отойти назад для выполнения удара
над головой или удара после отскока мяча.
Контратакующий прием подачи. Принимающий подачу
выполняет обводящие удары: плоско-резаные, косые, крученые и вдоль линии
коридора, а также свечи плоские и крученые.
Тренировка комбинационного нападения в
свободной перекидке мяча, когда после короткого ответа партнера следует
немедленный атакующий удар и нападающий выходит к сетке для завершения атаки.
Комбинационное нападение не менее важно, чем быстрое нападение, особенно при
игре на грунтовых площадках. Его применяют после обводящей свечи с выходом к
сетке, после «вызова» противника к сетке укороченным ударом с последующей
обводкой его и т.п. Можно также при приеме подачи выполнить крученый или
плоско-резаный удар в ноги бегущему к сетке противнику, а затем выйти вперед и
завершить розыгрыш очка ударом с лёта. Неплохое средство для комбинационного
нападения и крученая глубокая свеча в левый угол с последующим выходом к
сетке.
Игра со счетом. Любая тренировка игровых
моментов быстрого или комбинационного нападения должна к концу занятий
завершаться игрой со счетом. Только в игре со счетом можно хорошо усвоить то
или иное упражнение. Тренер должен ставить перед занимающимся отдельные задачи
тех или иных упражнений быстрого или комбинационного нападения. При этом
играющие, как уже отмечалось ранее, не должны знать задание, полученное
партнером.
Тренировка стойкой
обороны
Чтобы успешно пользоваться атакующей
тактикой игры, необходимо иметь в своем арсенале так называемую стойкую
оборону. Это прежде всего умение длительное время безошибочно перебивать мяч к
задней линии площадки противника и обводить его у сетки, то есть наличие
стабильной игры ударами с отскока. Это качество тренируется в игре «ошибок»
или со счетом без выхода к сетке, мяч все время посылается ударами средней
силы. Средний по силе удар нужно уметь выполнять как после сильного удара
противника, так и после слабого, так называемого навесного «стоячего» мяча,
который имеет высокий вертикальный отскок, почти без поступательного движения
мяча и требует особого внимания при отражении.
Развитие игровой
выносливости
Это качество совершенствуется:
упражнениями быстрого нападения;
длительной подачей при игре со счетом,
например, занимающиеся меняются подачами после четырех игр или одной партии;
в игре двое против одного как на задней
линии, так и с лёта;
в игре со счетом с равным противником из
пяти партий и более;
длительной игрой вдвоем у тренировочной
стенки (5-10 мин.);
организацией тренировок два раза в день;
проведением специальной физической
подготовки после теннисной тренировки.
Тренер должен добиваться устойчивой
«теннисной» выносливости занимающихся, то есть умения их играть в высоком темпе
длительное время. Необходимо воспитывать у занимающихся способность борьбы с
утомлением и с различными трудностями в игре. Большое значение имеет умение
расслабляться, правильно использовать для отдыха межударное время и т.п.
|