Первый партнер (стоящий у сетки): направляет удары с лёта в один и тот же угол
площадки.
Второй партнер (находящийся у задней линии): направляет удары поочередно то к одной
боковой линии, то к другой.
Упражнение отличается от предыдущего тем,
что первый партнер направляет удары с лёта поочередно в различные углы
площадки.
Здесь приводятся упражнения, в которых оба
партнера играют только у задней линии. Упражнения с использованием отводящих
ударов, когда один партнер стоит у сетки, приводятся ниже.
Первый партнер (стоящий у сетки): при первом ударе с лёта направляет мяч к середине
задней линии, а при втором — направляет его в недосягаемое для партнера место
площадки.
Второй партнер: при первом ударе посылает мяч к средней линии площадки, а вторым
ударом (низким или свечой) старается обвести партнера у сетки.
Первый партнер: после своей подачи, при которой мяч направлен к боковой линии, выходит
к сетке и принимает мяч коротким косым ударом с лёта.
Второй партнер: отвечает на подачу ударом вдоль боковой линии площадки.
Упражнение отличается от предыдущего тем,
что второй партнер отвечает на подачу косым ударом.
Первый партнер: после своей подачи, при которой мяч послан к средней линии, выходит к
сетке и первый удар с лёта направляет в один из углов площадки, а второй удар
с лёта — к дальней от этого угла боковой линии.
Второй партнер: первый удар направляет к средней линии, а вторым — старается обвести
партнера (направление второго удара заранее не обусловлено).
Первый партнер: выходит к сетке после подготовительного удара, направленного в один
из углов площадки, и при первом ударе с лёта посылает мяч в противоположный
угол.
Второй партнер: первым же ударом старается обвести партнера у сетки (направление
обводящего удара сначала обусловливается, потом нет).
Первый партнер: выходит к сетке после подготовительного удара, направленного к
середине задней линии, и принимает у сетки мяч коротким косым ударом.
Второй партнер: посылает при ударах мяч в заранее не известном для партнера
направлении.
При изучении комбинаций, связанных с
выходом к сетке, преподаватель объясняет, в каком направлении следует
двигаться вперед при различных подготовительных ударах и какую нужно занимать у
сетки позицию.
Различные тактические комбинации не должны
рассматриваться как мертвые схемы игровых действий. В соревнованиях нельзя
строить игру только на заранее заученных длинных тактических комбинациях,
осуществляемых вне связи с особенностями момента игры. Тактические комбинации
— это элементы, из которых складывается тактика; они не могут быть заучены,
как нечто неизменное и использоваться «вслепую». В соревновательной игре они
должны следовать в логической последовательности в соответствии с действиями
противника и особенностями игры. На все это преподавателю обязательно следует
обратить внимание занимающихся.
Промежуточной ступенью между отдельными
упражнениями и игрой со счетом соревновательного характера являются игры со
счетом с различными условностями. В таких играх используются, согласно заданию
преподавателя, преимущественно только определенные удары и определенные
тактические комбинации. Любая из приведенных выше комбинаций может лечь в
основу игры с условностями.
Основные задачи этих игр: закрепить в игре
со счетом определенные удары и определенные тактические комбинации; более
полно изучить одну из тактических систем ведения игры.
Для осуществления преимущественно первой
задачи могут быть использованы следующие игры с условностями:
1. Партнеры играют партию или несколько игр
со счетом, направляя каждый свой ответный удар поочередно в различные углы
площадки (основная цель такой игры — заставить противника быстро передвигаться
из одного угла площадки в другой).
2. В продолжение нескольких игр или целой
партии действительными считаются только длинные удары, — короткий ответ в
пределах полей подачи считается ошибкой и дает проигрыш очка. Цель такой игры
— закрепить в игре со счетом длинные удары, с помощью которых теннисист может,
например, осуществить одну из важных тактических задач — воспрепятствовать
противнику подойти к сетке.
Для специального изучения одной из
тактических систем ведения игры также используются игры с различными
условностями. В них каждому из партнеров дается задание использовать
преимущественно определенную тактическую систему. Так, например, один из
партнеров в продолжение нескольких игр, партий, играет только у задней линии,
изучая в основном защиту против атаки партнера у сетки. Другой партнер при
первой возможности выходит вперед и играет с лёта; его задача — глубоко
изучить игру у сетки. В подобных играх могут даваться и дополнительные
задания. Если играющий у задней линии, например, недостаточно хорошо владеет
ударом слева, то преподаватель может ввести дополнительную условность: при
подготовительном ударе для выхода к сетке партнер должен направлять мяч именно
под этот слабейший удар.
Игры с условностями не обязательно
предшествуют обычной игре со счетом. Оба вида игр со счетом, с условностями и
без условностей, должны не исключать друг друга, а, наоборот, дополнять. Эти
два вида игр могут использоваться в одном занятии.
Игры с условностями — хорошая подготовка к
соревнованию со знакомым противником; зная, какие тактические комбинации
против него наиболее эффективны, теннисист может в тренировочных играх
использовать преимущественно их.
|