Основные задачи специальной физической
подготовки теннисиста — всестороннее, гармоничное физическое развитие,
направленное на общее укрепление организма и совершенствование основных
физических качеств — быстроты, выносливости, ловкости, силы, а также качества
гибкости.
Перечисленные задачи осуществляются с
помощью выполнения общеразвивающих и специальных упражнений, а также занятий
другими правильно подобранными видами спорта.
Для повышения эффективности физической
подготовки необходимо, чтобы она была направлена на совершенствование качеств
применительно к особенностям действий теннисиста во время игры.
Физические качества находятся в тесной
взаимозависимости. Большинство качеств настолько связано между собой, что
совершенное развитие и проявление одного из них невозможно без высокого
развития и проявления других. Поэтому специальная физическая подготовка только
в том случае может быть действительно полноценной, если она направлена на
совершенствование всех основных физических качеств.
Быстрота
Быстроту теннисиста следует разделить на
быстроту реакции и быстроту передвижения. Последние, будучи связаны друг с
другом, в значительной степени самостоятельны. Так, например, отдельные
теннисисты, отличающиеся быстрой реакцией, не обладают значительной быстротой
передвижения. Теннисисту необходимо совершенствовать как быстроту реакции, так
и быстроту передвижения.
Реакция теннисиста является сложной
сенсомоторной реакцией. Сенсомоторной потому, что выполняемые
теннисистом технические приемы связаны со зрительным восприятием движений противника и движения мяча, а
сложной в связи с тем, что двигательные ответы теннисиста (удары) разнообразны,
также как разнообразны сами раздражители (действия противника и движение мяча).
Реакция теннисиста в отличие от реакции
бегуна на короткие дистанции связана не со слуховым восприятием, а со
зрительным. В связи с этим различные виды стартов, рывков, ускорений
теннисисту следует делать не по звуковой команде, а по команде обусловленным
движением. Учитывая перечисленные особенности реакции, теннисист должен уделить
основное внимание при развитии точности и быстроты реакции упражнениям, при
выполнении которых он не знает заранее, какое из «сигнальных движений»
последует и каким будет его двигательный ответ.
В качестве примеров можно привести
следующие упражнения.
Занимающийся принимает положение
«теннисного старта» (обычное стартовое положение теннисиста на площадке), не
зная заранее направление рывка. Рывок выполняется в одном из четырех возможных
направлений (вперед, в правую или левую сторону, назад) по быстрой команде
заранее обусловленным движением преподавателя или другого занимающегося.
Предварительно каждое из четырех направлений рывка обусловливается определенной
командой-движением.
Ловля из разнообразных положений различными
способами теннисного мяча, брошенного в заранее не известном для ловящего
направлении. Одним из видов этих упражнений может быть ловля мяча в момент,
когда теннисист находится в воздухе при выполнении различных прыжков в высоту
и длину с разбега.
Теннисист в игре передвигается по площадке
с максимальной скоростью на расстояние самое большее 8-10 м, поэтому особое
внимание при развитии быстроты передвижения следует уделять очень коротким
дистанциям. При быстром передвижении по площадке в момент приближения к мячу
теннисисту приходится обычно несколько снижать скорость с тем, чтобы более
точно выполнить удар. Поэтому решающее значение для теннисного рывка имеет
быстрота первых шагов. Это вызывает необходимость при выполнении различных
рывков добиваться максимальной скорости прежде всего первых шагов движения.
Стартовым положением теннисиста при
различных упражнениях может быть обычное стартовое положение, которое он
занимает во время игры на площадке.
Теннисисту необходима быстрота не только в
одном определенном виде перемещения, как, например, бегуну на короткие
дистанции, а в разнообразных перемещениях — движении вперед, в сторону, назад,
а также и в прыжках в различном направлении.
В связи с этим рывки из стартового
положения следует делать не только вперед, но и в стороны, а также и назад.
Рывок в сторону и назад выполняется как с поворотом, так и без поворота.
Передвижение при рывке в сторону без поворота осуществляется приставными
шагами; рывок назад осуществляется как при движении боком, так и спиной
вперед. Последние два вида рывков нередко встречаются во время игры, когда
теннисист вынужден отбегать от сетки для выполнения удара над головой.
Некоторые теннисисты плохо выполняют этот удар именно потому, что не умеют
быстро передвигаться боком и спиной вперед.
В большинстве случаев теннисист начинает
рывок к мячу не из неподвижного стартового положения, а из более замедленного
движения на площадке. Учитывая это, следует делать разнообразные рывки не
только из стартового положения, но и в процессе различного вида передвижений.
При выполнении упражнений на быстроту
особое внимание обращается на недопустимость напряженности в движениях,
которая нередко наблюдается особенно у начинающих. Следует помнить, что без
умения расслабляться невозможно в совершенстве развить ни быстроту реакции, ни
быстроту передвижения.
Выносливость
Последовательность и скорость движений
теннисиста в игре постоянно меняются: то движения быстры, то, наоборот,
медленны. Поэтому циклические движения не могут быть основным средством
развития специфической выносливости теннисиста. Развивать это качество
теннисисту нужно преимущественно в процессе выполнения разнообразных упражнений,
отличных друг от друга как по скорости, так и по координации.
Для выработки выносливости надо взять такой
комплекс, в котором были бы различные виды бега (обычный бег в переменном
темпе, бег боком и спиной вперед, бег приставными шагами в сторону),
разнообразные рывки, ускорения в беге, а также и различные прыжки. Упражнения
скоростного типа должны быть обязательной составной частью комплекса упражнений
для развития выносливости.
Бег по пересеченной местности может быть
хорошим средством развития выносливости. Однако его следует вести не в
однообразном темпе, а время от времени делать ускорения; короткие рывки;
перепрыгивать через встретившийся на пути куст; в прыжке ладонью вытянутой руки
доставать высокую ветку, делая при этом движение, похожее на выполнение удара
над головой; перепрыгивать через канаву; быстро преодолевать крутой подъем.
Прыжки со скакалкой могут быть при
продолжительном повторении хорошим средством развития специфической
выносливости, но при условии частой смены вида прыжков (прыжки на месте, прыжки
вперед, в стороны, назад) и их темпа.
В развитии выносливости теннисиста и
особенно в ее проявлении в условиях напряженной соревновательной игры большое
значение приобретают волевые качества. Это до известной степени связано с тем,
что теннис является одним из видов спортивных единоборств. Выносливость
теннисиста не может определяться только готовностью его к большой физической
нагрузке. Для теннисиста необходимо длительно выдерживать не просто
значительную физическую нагрузку, а напряженную, продолжительную борьбу —
единоборство, проявление выносливости в котором в значительной степени зависит
от эмоционально-волевых факторов. Одни только средства даже специальной
физической подготовки не могут развивать в полной мере необходимую теннисисту
соревновательную выносливость.
В связи с этим значительное место в
учебно-тренировочной работе с квалифицированными теннисистами должно
отводиться специальным продолжительным играм (из 5-6 партий для мужчин и 3-4
партий для женщин) со счетом соревновательного характера, проводимым в
условиях, возможно более приближенных к условиям официальных соревнований.
Сила
Большинство движений теннисиста не
отличается значительным мышечным напряжением: силовые упражнения используются
в занятиях с теннисистами главным образом для гармоничного физического
развития. Комплекс силовых упражнений должен отвечать требованию
разносторонности. В нем должны быть упражнения для укрепления мышц рук и
плечевого пояса, упражнения для укрепления мускулатуры туловища и ног. Лучший
вид «силовой работы» для теннисиста — упражнения динамического характера с
различными отягощениями (набивными мячами, ядром, гантелями, булавами,
камнями). Эти упражнения могут быть не только средством развития качества силы,
но и гибкости. Особенно целесообразны упражнения с отягощением, типа метаний,
при движениях, похожих на выполнение отдельных теннисных ударов (например,
метание камня или легкого ядра при движении, аналогичном подаче).
Нередко при обучении из-за недостаточного
развития силы и подвижности кисти затрудняется освоение как правильного способа
держания ракетки, так и самих ударов. Некоторые женщины не могут овладеть игрой
у сетки также в значительной степени из-за этого. В первых же
учебно-тренировочных занятиях следует использовать упражнения. Специальное
внимание следует обращать на упражнения, развивающие силу и подвижность кисти.
Основным видом таких упражнений являются различные движения кистью с
отягощением — наклоны ее в стороны, вперед, круговые движения, вращение как бы
по «восьмерке» вертикальной и горизонтальной.
В качестве отягощений могут использоваться:
теннисная ракетка, тяжелая палка, отрезок металлической трубы, гантели,
булавы.
Ловкость
Качество ловкости предполагает умение
хорошо владеть своим телом. В спортивных играх, и в частности в теннисе,
беспрерывно происходит проявление этого ценного качества, так как игроку
постоянно приходится решать самые разнообразные двигательные задачи в
постоянно и быстро меняющихся условиях.
Для развития ловкости следует использовать
другие спортивные игры — баскетбол, хоккей, волейбол, футбол, а также и
занятия горнолыжным спортом. Легкоатлетические прыжки, метания, барьерный бег
и разнообразные акробатические упражнения также могут быть хорошим средством
для развития этого качества.
Проявление ловкости у теннисиста иногда
связано с выполнением разнообразных прыжков.
В игре встречаются преимущественно два вида
прыжков: прыжки вверх (иногда вверх-назад) для удара по высоко летящему мячу и
прыжки в сторону — в длину. Прыжки последнего вида теннисисту приходится
делать в момент игры у сетки при ответе на быстрый обводящий удар. Направление
прыжка теннисиста в большинстве случаев не соответствует направлению его
предварительного движения. Так, например, теннисист, двигаясь к сетке, делает
прыжок обычно не вперед, а в сторону или вверх-назад.
В связи с отмеченными особенностями прыжков
теннисиста во время игры в занятиях следует использовать, помимо обычных
прыжков вперед, также и разнообразные прыжки в сторону, назад и вверх, причем
направление толчка иногда должно несколько не соответствовать направлению
разбега.
Например, теннисист разбегается (не всегда
быстро) для прыжка в длину, но, добежав до места толчка, он делает быстрый
поворот в сторону и одновременно толчок, — получается прыжок в сторону — в
длину. С таким же толчком выполняются иногда и прыжки в высоту.
Прыжки вверх целесообразно сочетать с
доставанием ладонью высоко подвешенного предмета. При таких прыжках, помимо
обычного разбега, периодически делается и разбег спиной или боком вперед. Эти
прыжки помогают лучше освоить удар над головой в прыжке, особенно если прыжок
сочетается с движениями, похожими на выполнение данного удара.
Для развития ловкости целесообразны также
разнообразные прыжки, при выполнении которых теннисист в фазе полета
производит различные сложные, заранее не предвиденные, движения. Одним из
таких упражнений могут быть разнообразные прыжки в длину и высоту с разбега, в
фазе полета которых занимающийся ловит брошенный ему в заранее не известном
направлении теннисный мяч.
Гибкость
Техника теннисиста отличается большим
количеством движений значительной амплитуды. Эти движения могут протекать
свободно, естественно только при наличии достаточной гибкости. Полное освоение
техники, а также высокое развитие быстроты, ловкости невозможно без хорошего
развития качества гибкости.