Воскресенье, 22.12.2024, 05:31
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ТЕННИС ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. ВИРТУАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР [62]
БОЛЬШОЙ ТЕННИС [44]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ТЕННИС » БОЛЬШОЙ ТЕННИС

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ТАКТИКИ ИГРЫ В ТЕННИС

По мере разучивания технических приемов тенни­систы изучают тактические действия, связанные с эти­ми ударами.

Неразрывная связь тактики с техникой выражается в том, что уже во время выполнения специальных уп­ражнений (подготовительных) у занимающихся фор­мируется тактическое умение, связанное с изучаемым ударом техники.

Однако основные упражнения по тактике, наиболее полно способствующие формированию тактического умения, — это учебные игры и соревнования.



При прохождении учебного материала по тактике нужно пользоваться наглядными пособиями, напри­мер макетами площадки. Кроме того, должны войти в повседневные будни спортсменов и тренеров занятия по тактике у доски с записями, анализирующими трени­ровки и соревнования.

Тренеру необходимо обучить занимающихся пра­вильной позиции и перемещениям по площадке. Тренер должен ознакомить теннисистов с основными позиция­ми на площадке при игре у задней линии, подаче, при­еме подачи и игре с лёта у сетки.

Наиболее рациональные исходные позиции тенни­систа для выполнения технических приемов, различ­ных перемещений и тактических действий тренер демон­стрирует на макете или доске. Он объясняет, например, что для приема длинного удара противника игрок распо­лагается примерно в 0,5 м от задней линии у средней мет­ки. И, перемещаясь для приема любого длинного удара как вправо, так и влево, игрок должен обязательно вер­нуться после каждого удара к самому выгодному месту ожидания — в середину площадки к средней метке.

Далее тренер знакомит занимающихся с позицией при подаче без последующего выхода к сетке и различ­ными позициями при приеме подачи. Демонстрируется самое выгодное место для выхода занимающегося после подачи к сетке.

Начальная тактическая подготовка включает в себя разбор передвижения и возвращения в наиболее целе­сообразное место площадки для ожидания ответных ударов противника.

В начальном обучении необходимо развивать уме­ние наблюдать за противником. Занимающийся дол­жен знать, что нужно переводить взгляд на противника в момент приближения мяча к нему. Такое наблюдение за противником создает условия для ранней подготовки к ответным действиям.

Наиболее действенным для ознакомления с сущно­стью различных тактических систем ведения как оди­ночной, так и парной игры является непосредственный просмотр игр мастеров. Тренер с группой занимаю­щихся должен быть частым посетителем всех сорев­нований. Основываясь на игре опытных спортсменов, тренер комментирует различные тактические моменты. После таких просмотров уместно сразу же проводить игры с тактическими заданиями. Тренер предлагает занимающимся повторить, как бы скопировать отде­льные тактические моменты из встреч сильнейших, и в результате занимающиеся хорошо их запоминают.

Необходимо воспитывать у занимающихся такти­ческое «любопытство», чтобы они умели запоминать тактические новшества.

Тактике нужно обучать так же, как технике. Име­ется много примеров того, как хорошо технически подготовленный теннисист никак не может добиться высоких результатов из-за слабой тактической под­готовки, и, наоборот, известны многие случаи, когда теннисисты с неважной техникой выигрывают на со­ревнованиях благодаря разумной тактике.

Некоторые тренеры считают, что тактическая зор­кость приходит сама собой, а единственным объектом изучения является техника. Подчас слышишь заявле­ние тренеров, что их воспитанники «не сумели соб­раться», «растерялись», «чрезмерно волновались». Но ведь эти объяснения как раз касаются психологи­ческой и тактической стороны соревнования. Чтобы побеждать, необходимо разбираться в тактике игры, молниеносно осмысливать тактическую ситуацию и принимать правильное решение. Умение владеть со­бой в соревновании также немаловажный фактор.

Однако обучение тактике — это не заучивание так­тических схем, имеющихся в нашей методической ли­тературе. Конечно, занимающиеся должны разобраться в них подробно и все тактические сплетения розыгры­ша очка должны знать. Но это не дает тренеру права сказать, что он разучил с учащимися тактику игры.

Методика обучения должна, на наш взгляд, иметь несколько иную форму, нежели подражание стандар­тным схемам, она должна быть приближена к игре на корте.

Нужно, как уже говорилось, не заучивать тактиче­ские комбинации, а научить теннисиста осмысливать в игре все, что он чувствует и видит. Осмысливание имеет две разновидности, связанные друг с другом.

Первая из них — тактическое мышление, направ­ленное на выполнение преднамеренных действий и на подготовку выигрышной ситуации. Сюда относится наблюдение за противником, умение решить, как вес­ти игру (например, применить ли быстрое нападение или иной способ), проведение в жизнь тактических планов дальнего прицела (например, вести игру (пар­тию) так, чтобы вымотать противника) и т.п.

Вторая сторонатактического осмысливания игры — это непосредственное ориентирование теннисис­та в изменяющейся каждый момент обстановке, молниеносная интуитивная оценка игровой ситуа­ции, принятие решения и выполнение его в доли секунды.

В любой игровой ситуаций мы всегда видим, во-пер­вых, расположение противника, площадку, движение ракетки и полет мяча. Это так называемая фактическая картина игры. Во-вторых, мы сталкиваемся с замыс­лами и намерениями, которые хотят осуществить или осуществляют соперники в данный момент. Кроме того, игрок на основе ряда предшествующих действий противника на корте составляет представление о плане игры в целом. Это — психологическая сторона. Поэто­му, как говорят, хорошо ориентироваться — это значит понимать и ту, и другую сторону игры.

Как же тренировать тактическое мышление в игре? Его не натренируешь в условиях, заранее предопреде­ленных тренером. Его можно тренировать только тог­да, когда ученик действует не по заранее известному плану, а сам решает на корте, что предпринять в зави­симости от действий соперника.

Обязательно должны быть специальные уроки с уп­ражнениями на развитие тактической ориентировки. Они характерны быстрым выполнением отдельных ударов в сложных игровых ситуациях, возникающих неожиданно, требующих тонкого анализа действий противника и быстрого выбора из большого количес­тва решений одного, приносящего выигрышный ре­зультат.

Занимающийся обучается тому, где и когда он дол­жен находиться на площадке при игре со счетом. К при­меру, в парной игре партнер подающего должен стоять ближе к сетке, ему легче перехватить ответный удар противника, а партнер принимающего подачу распо­лагается ближе к линии подачи, тем самым обеспечи­вая меньшую простреливаемость участка корта между игроками.

Ориентировка в тактической стороне игры может быть связана и с другими моментами. Например, на­блюдение за противником показало, что у него мно­го ошибок при выполнении удара с лёта. Понятно, что игрок должен учесть это в своих действиях.

Нужно подобрать упражнения, в которых мож­но было бы научить распознавать намерения проти­вника.

Опытный теннисист уже при движении ракетки или тела противника начинает подготовку к своим пос­ледующим действиям. В противном случае он не ус­пеет отреагировать на удар. Со стороны это «реагиро­вание» на еще не состоявшееся действие противника кажется какой-то сверхъестественной способностью, однако эта способность может быть развита в резуль­тате тренировки.

Умение разгадать замысел противника — очень сложное дело, но обучать ему можно. Для этого сле­дует усложнять ранее изложенные упражнения таким образом, чтобы ученик, разгадав тактический замы­сел противника, без подсказки со стороны, принял определенные решения, разрушающие планы против­ника.

Пример такого упражнения. Тренер дает тактиче­ское задание одному из занимающихся систематичес­ки посылать мяч в левый угол противника с последу­ющим выходом к сетке.

Второму занимающемуся предлагается за время розыгрыша трех игр раскрыть этот неизвестный ему тактический замысел и оказать ему активное проти­водействие.

О тактическом плане. В теннисе часто бывает, что слабый побеждает сильного. Исход такого матча обычно относят к случайностям. На самом же. деле большинство «случайностей» — это следствие пра­вильно намеченного и хорошо выполненного такти­ческого плана.

Тренер должен тщательно готовиться, чтобы пред­ложить игроку четкий, реально обоснованный план встречи. Не нужно и возражать, если сам спортсмен помогает тренеру в решении тактических задач.

Не следует также давать рекомендации, исходя из предположения о возможности идеальных действий своего ученика. Такая установка может оказаться бес­полезной, а иногда и вредной, так как ученик не смо­жет ее выполнить и в процессе игры будет вынужден приспосабливаться к реальной обстановке.

Другое дело — тщательно продуманный план игры. Он может привести к победе не только над равным, но иногда и над более сильным противником.

Обычно, как бы ни был силен противник, все же у него всегда найдутся слабые места либо в технике, либо в физической подготовке, либо в тактике. Если заранее их выявить, то, умело используя эти недостат­ки, можно найти пути к победе.
Категория: БОЛЬШОЙ ТЕННИС | Добавил: admin (14.09.2016)
Просмотров: 554 | Теги: большой теннис правила игры, техника игры в теннис, удары в теннисе, теннис в вопросах и ответах, теннис от А до Я | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru