При прохождении учебного материала по
тактике нужно пользоваться наглядными пособиями, например макетами площадки.
Кроме того, должны войти в повседневные будни спортсменов и тренеров занятия по
тактике у доски с записями, анализирующими тренировки и соревнования.
Тренеру необходимо обучить занимающихся правильной
позиции и перемещениям по площадке. Тренер должен ознакомить теннисистов с
основными позициями на площадке при игре у задней линии, подаче, приеме
подачи и игре с лёта у сетки.
Наиболее рациональные исходные позиции
теннисиста для выполнения технических приемов, различных перемещений и
тактических действий тренер демонстрирует на макете или доске. Он объясняет,
например, что для приема длинного удара противника игрок располагается
примерно в 0,5 м от задней линии у средней метки. И, перемещаясь для приема
любого длинного удара как вправо, так и влево, игрок должен обязательно вернуться
после каждого удара к самому выгодному месту ожидания — в середину площадки к
средней метке.
Далее тренер знакомит занимающихся с
позицией при подаче без последующего выхода к сетке и различными позициями при
приеме подачи. Демонстрируется самое выгодное место для выхода занимающегося
после подачи к сетке.
Начальная тактическая подготовка включает в
себя разбор передвижения и возвращения в наиболее целесообразное место
площадки для ожидания ответных ударов противника.
В начальном обучении необходимо развивать
умение наблюдать за противником. Занимающийся должен знать, что нужно переводить
взгляд на противника в момент приближения мяча к нему. Такое наблюдение за
противником создает условия для ранней подготовки к ответным действиям.
Наиболее действенным для ознакомления с
сущностью различных тактических систем ведения как одиночной, так и парной
игры является непосредственный просмотр игр мастеров. Тренер с группой занимающихся
должен быть частым посетителем всех соревнований. Основываясь на игре опытных
спортсменов, тренер комментирует различные тактические моменты. После таких просмотров
уместно сразу же проводить игры с тактическими заданиями. Тренер предлагает
занимающимся повторить, как бы скопировать отдельные тактические моменты из
встреч сильнейших, и в результате занимающиеся хорошо их запоминают.
Необходимо воспитывать у занимающихся тактическое
«любопытство», чтобы они умели запоминать тактические новшества.
Тактике нужно обучать так же, как технике.
Имеется много примеров того, как хорошо технически подготовленный теннисист
никак не может добиться высоких результатов из-за слабой тактической подготовки,
и, наоборот, известны многие случаи, когда теннисисты с неважной техникой
выигрывают на соревнованиях благодаря разумной тактике.
Некоторые тренеры считают, что тактическая
зоркость приходит сама собой, а единственным объектом изучения является
техника. Подчас слышишь заявление тренеров, что их воспитанники «не сумели собраться»,
«растерялись», «чрезмерно волновались». Но ведь эти объяснения как раз касаются
психологической и тактической стороны соревнования. Чтобы побеждать,
необходимо разбираться в тактике игры, молниеносно осмысливать тактическую
ситуацию и принимать правильное решение. Умение владеть собой в соревновании
также немаловажный фактор.
Однако обучение тактике — это не заучивание
тактических схем, имеющихся в нашей методической литературе. Конечно,
занимающиеся должны разобраться в них подробно и все тактические сплетения
розыгрыша очка должны знать. Но это не дает тренеру права сказать, что он
разучил с учащимися тактику игры.
Методика обучения должна, на наш взгляд,
иметь несколько иную форму, нежели подражание стандартным схемам, она должна
быть приближена к игре на корте.
Нужно, как уже говорилось, не заучивать
тактические комбинации, а научить теннисиста осмысливать в игре все, что он
чувствует и видит. Осмысливание имеет две разновидности, связанные друг с
другом.
Первая из них — тактическое мышление,
направленное на выполнение преднамеренных действий и на подготовку выигрышной
ситуации. Сюда относится наблюдение за противником, умение решить, как вести
игру (например, применить ли быстрое нападение или иной способ), проведение в
жизнь тактических планов дальнего прицела (например, вести игру (партию) так,
чтобы вымотать противника) и т.п.
Вторая сторонатактического осмысливания
игры — это непосредственное ориентирование теннисиста в изменяющейся каждый
момент обстановке, молниеносная интуитивная оценка игровой ситуации, принятие
решения и выполнение его в доли секунды.
В любой игровой ситуаций мы всегда видим,
во-первых, расположение противника, площадку, движение ракетки и полет мяча.
Это так называемая фактическая картина игры. Во-вторых, мы сталкиваемся с замыслами
и намерениями, которые хотят осуществить или осуществляют соперники в данный
момент. Кроме того, игрок на основе ряда предшествующих действий противника на
корте составляет представление о плане игры в целом. Это — психологическая
сторона. Поэтому, как говорят, хорошо ориентироваться — это значит понимать и
ту, и другую сторону игры.
Как же тренировать тактическое мышление в
игре? Его не натренируешь в условиях, заранее предопределенных тренером. Его
можно тренировать только тогда, когда ученик действует не по заранее
известному плану, а сам решает на корте, что предпринять в зависимости от
действий соперника.
Обязательно должны быть специальные уроки с
упражнениями на развитие тактической ориентировки. Они характерны быстрым выполнением
отдельных ударов в сложных игровых ситуациях, возникающих неожиданно, требующих
тонкого анализа действий противника и быстрого выбора из большого количества
решений одного, приносящего выигрышный результат.
Занимающийся обучается тому, где и когда он
должен находиться на площадке при игре со счетом. К примеру, в парной игре
партнер подающего должен стоять ближе к сетке, ему легче перехватить ответный
удар противника, а партнер принимающего подачу располагается ближе к линии
подачи, тем самым обеспечивая меньшую простреливаемость участка корта между
игроками.
Ориентировка в тактической стороне игры
может быть связана и с другими моментами. Например, наблюдение за противником
показало, что у него много ошибок при выполнении удара с лёта. Понятно, что
игрок должен учесть это в своих действиях.
Нужно подобрать упражнения, в которых можно
было бы научить распознавать намерения противника.
Опытный теннисист уже при движении ракетки
или тела противника начинает подготовку к своим последующим действиям. В
противном случае он не успеет отреагировать на удар. Со стороны это «реагирование»
на еще не состоявшееся действие противника кажется какой-то сверхъестественной
способностью, однако эта способность может быть развита в результате
тренировки.
Умение разгадать замысел противника — очень
сложное дело, но обучать ему можно. Для этого следует усложнять ранее
изложенные упражнения таким образом, чтобы ученик, разгадав тактический замысел
противника, без подсказки со стороны, принял определенные решения, разрушающие
планы противника.
Пример такого упражнения. Тренер дает
тактическое задание одному из занимающихся систематически посылать мяч в
левый угол противника с последующим выходом к сетке.
Второму занимающемуся предлагается за время
розыгрыша трех игр раскрыть этот неизвестный ему тактический замысел и оказать
ему активное противодействие.
О тактическом плане. В теннисе часто
бывает, что слабый побеждает сильного. Исход такого матча обычно относят к
случайностям. На самом же. деле большинство «случайностей» — это следствие правильно намеченного
и хорошо выполненного тактического плана.
Тренер должен тщательно готовиться, чтобы
предложить игроку четкий, реально обоснованный план встречи. Не нужно и
возражать, если сам спортсмен помогает тренеру в решении тактических задач.
Не следует также давать рекомендации,
исходя из предположения о возможности идеальных действий своего ученика. Такая
установка может оказаться бесполезной, а иногда и вредной, так как ученик не
сможет ее выполнить и в процессе игры будет вынужден приспосабливаться к
реальной обстановке.
Другое дело — тщательно продуманный план
игры. Он может привести к победе не только над равным, но иногда и над более
сильным противником.