 |
Статистика |
 |
|

Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
 |
|
 |
|
 |
Главная » 2016 » Июнь » 4 » Выигрывающие и проигрывающие
11:25 Выигрывающие и проигрывающие |
Известно, что любой вид деятельности предполагает
достижения. Неважно, какие цели стоят: стать чемпионом, установив
мировой рекорд, или сесть на «шпагат», выиграть Олимпиаду или просто
справиться с контрольной. Почему же одни и рекорды ставят, и на
«шпагаты» садятся, а другие – нет? Всегда кто-то добьется, а кто-то
сойдет с дистанции, кто-то сможет, кто-то – нет. Все
люди появляются на свет беспомощными. Почему кому-то удается сделать
важнейший переход от беспомощности к независимости, а кому-то – нет?
Почему при равных исходных условиях люди достигают совершенно разных
результатов? Почему одни выигрывают, другие –
всегда вторые, в лучшем случае? Конечно, нет абсолютных победителей и
пораженцев. Большинство являются выигрывающими в одних обстоятельствах и
проигрывающими – в других. Выигрывающие
Ребенок
попробовал – не получилось, но его похвалили за попытку, объяснили,
помогли, поддержали. Получилось чуть-чуть. Ура! Появилось «позитивное
подкрепление», уже есть опыт достижения!
Выигрывающими
становятся те, кому помогали не бояться независимости, кому помогали,
когда они брали на себя ответственность. Выигрывающие – это люди,
которым не так важны достижения, как возможность быть собой. Они ценят
свою индивидуальность и уважают ее в других. Они умеют раскрыть себя, а
не создают образ, который понравится другим, они знают разницу между
«быть» и «изображать». Они могут ошибаться, но способны вытерпеть
поражение, при этом не потеряют веру в себя. Они умеют отделять факты от
мнений. Они умеют правильно использовать свое время.
Они
чувствуют и ценят настоящее, используют и уважают свое прошлое,
спокойно смотрят в будущее. У них нет раз и навсегда четко
установленного образа действий, они планируют, но умеют изменять свои
планы в соответствии с обстоятельствами. Они радуются своим достижениям
без ложной скромности, а чужим – без зависти. Они умеют жестко
дисциплинировать себя и умеют получать удовольствие. Они не стремятся к
безопасности за счет контроля над другими. Они не настраиваются на
неудачу или на победу, они делают все, что необходимо здесь и сейчас. Проигрывающие
Как
ребенок становится пораженцем: попробовал – не получилось, разозлился –
перестал пробовать, в результате – нет опыта достижения.
Каким
станет человек, во многом зависит от того, как прошло его детство.
Недостаточная отзывчивость взрослых, конфликты, грубость, болезни,
длительные неприятности и т.д. – это почва для взращивания
проигрывающих, так как все это мешает развитию независимости,
уверенности и индивидуальности. Подросток это ощущает очень остро,
осознавая, что с ним что-то не так, мучается, не понимая, в чем причина.
И находит единственный способ справиться с подобными проблемами –
научиться манипулировать собой и окружающими.
Пораженцам
тяжело жить настоящим: они либо вспоминают, как было хорошо или плохо в
прошлом, либо сосредоточены на том, как хорошо будет когда-то, причем
не потому, что они будут для этого что-то делать, а должно произойти,
например, чудо, и тогда они всем покажут... Либо вообще не ждут от
будущего ничего хорошего, ждут его со страхом.
Они
не просто жалеют себя, они находят виноватых в своих бедах. Они
считают, что проигрывают только потому, что либо кто-то недодал, либо
они стали жертвой интриг и т.д. Они занимают голову мыслями, не
относящимися к делу в данный момент, что только усиливает внутреннее
напряжение и тревогу, которая, в свою очередь, искажает реальность.
Проигрывающие
не живут, они играют роли, тратят энергию на сохранение маски, игра
становится важнее жизни. Даже если есть способности, возможность чего-то
добиться и победить, они подавляют их. С победой жизнь изменится, надо
приспосабливаться, надо подтверждать, что победил не случайно, прилагать
усилия и т.д., т.е. в новых обстоятельствах вести себя по-новому, а как
– неясно, да и хлопотно.
Проще сохранить
статус-кво, повторяя свои уже известные ошибки. Не делать, а придумывать
оправдания, почему не сделал, – вот что выходит на первый план, поэтому
многие возможности остаются скрытыми, нереализованными.
Проигрывающие
не терпят настоящей близости. Им чужд командный дух. Близость
заменяется манипуляциями, чтобы люди поступали в соответствии с их
ожиданиями, да и сами живут, следуя ожиданиям других.
Проигрывающие
с какого-то момента начинают избегать ответственности за свою жизнь.
Как «царевны-лягушки», они заколдованы и живут в этой жизни, являясь
кем-то другим! Как расколдовать?
Решив
освободиться от черт проигрывающего, надо учиться осознавать себя,
привести в согласие ум, эмоции и поведение, постоянно открывать и
обновлять себя. Тогда жизнь будет заключаться не в том, чтобы достичь
большего, а в том, чтобы стать чем-то большим. Быть выигрывающим –
совсем не значит бежать впереди паровоза. Истинный победитель – тот, кто
способен идти своим путем, привлекая к себе других.
Для
того чтобы стать победителем, для того чтобы стать вообще кем-то, очень
важна мотивация. Среди многочисленных видов мотивации есть два, важных в
нашем случае. Один мотив – как избежать неудачи, второй – как достичь
успеха.
Наблюдая за детьми, можно
определить, что кого-то в большей степени мобилизуют поощрения и похвалы
– это те, кто мотивирован на успех. Для других выражение недовольства
со стороны наставника или даже обещание карательных мер будут мощнейшим
стимулом.
Может ли что-то сделать
педагог, наставник? Он может поощрять стремление, позволять рисковать,
подчеркивая важность преодоления, не стараться уберечь от ошибок,
поощрять решительность. Если ребенок встречается с серьезным
препятствием, не предлагать помощь, но помочь понять, что можно сделать,
чтобы преодолеть, суметь найти варианты и возможности. Тот, кто сможет
изучить проблему и указать остальным способы ее решения, – уже лидер.
Как
спортсмен должен тренировать свои качества, так и желающий стать
победителем должен оттачивать свое мастерство. День за днем. Отмечая
малейшие успехи! Важно помочь определить сферу интересов: действуя в
области, которая хорошо знакома, ребенок приобретет уверенность, а
именно она лежит в основе характера выигрывающего.
Секрет
выигрывающего – в том, что он хорош и внимателен не только с теми, с
кем дружит, а со всеми, и с каждым в отдельности. Выигрывающий уважает
других, т.е. старается понимать и выполнять правила. Он находчив, т.е. в
случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути. Он умеет
отвечать за последствия своих поступков. |
Просмотров: 1352 |
Добавил: uchitel
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
 |
Copyright MyCorp © 2023 |
 |
|
|