Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания
детей, воспроизводящих окружающую действительность в звуковых образах. Использование
музыки на занятиях физической культурой обусловлено способностью стимулировать
физическую деятельность учащихся и
существенно отличается от других средств и методов физического воспитания.
Исследования, проведенные многими учеными, такими как
Ю.Г. Коджаспиров, О.Е Афтимичук и др., направлены на поиск оптимального
сочетания базового и вариативного компонентов программы физического воспитания
школьников, которое должно учитывать эмоциональное состояние и интересы
учащихся к занятиям определенными видами физических упражнений.
В связи с этим, по мнению ученых-педагогов, актуальным является разработка содержания вариативной
части программы по физической культуре с использованием музыкальной стимуляции,
разработанной с учетом интересов и особенностей эмоциональности школьников.
Под музыкальной стимуляцией понимается активизация
деятельности учащихся средствами музыки.
В современной педагогической практике музыка является
одним из средств повышения эффективности уроков и эмоционального состояния
детей школьного возраста. Однако по-прежнему существуют трудности. Ведь для
того, чтобы правильно организовать связь между характером выполнения упражнений
и содержанием музыки, преподавателю необходимо соблюдать определенные правила в ее
использовании на уроках физкультуры.
На сегодняшний день проблема эмоциональной
привлекательности занятий физической культурой средствами музыки, призванных
укреплять здоровье, продлевать жизнь и повышать умственную и физическую
работоспособность, остается одной из самых неразработанных в теории и методике
физического воспитания.
Как влияет музыка на эмоциональное состояние и физическую
активность школьников? Как использовать музыкальную стимуляцию, чтобы повысить
эффективность уроков физической культуры? Это и является главной проблемой
нашего исследования.
Цель исследования: изучить и описать влияние музыкальной стимуляции на повышение эффективности
уроков физической культуры.
Объект исследования: процесс повышения эффективности
уроков физической культуры.
Предмет исследования: музыкальная стимуляция на уроках физической
культуры.
Гипотеза: эффективность уроков физической культуры будет
более высокой при условии использования музыкальной стимуляции.
Задачи исследования:
раскрыть сущность понятия «музыкальная стимуляция», охарактеризовать влияние
музыки на психофизическую активность школьников в процессе физической
подготовки; выявить пути повышения эффективности уроков физической культуры
средствами музыкальной стимуляции с последующим составлением кратких методических
рекомендаций.
Методы: анализ
научно-методической и психолого-педагогической литературы; наблюдение уроков и
внеклассных занятий по физической культуре с использованием музыкальной стимуляции; опрос; изучение педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа; тестирование.
Давно известно, что музыка улучшает двигательную реакцию,
активизирует волевые усилия, эмоциональные переживания, повышает стремление к
творчеству – в этом ее положительное влияние. [3] Музыка помогает быстрее включиться
в предстоящую работу и легче из нее выходить, создает душевную комфортность в
процессе музыкального сопровождения уроков физической культуры.
Одним из действенных средств, способствующих достижению цели
повышения эффективности может явиться функциональная музыка, призванная направленно
стимулировать рабочие функции и психическое состояние учащихся в процессе занятий.
Функциональная музыка – это музыка, выполняющая
определенные функции, действенное средство повышения эффективности уроков
физической культуры. Она требует к себе серьезного отношения со стороны
педагога, желающего использовать ее в своей практике. Функциональная музыка
опирается на современный технический прогресс и открываемые им широкие
возможности различных способов трансляции необходимых музыкальных воздействий
практически на любое место занятий физическими упражнениями. При этом надо учитывать,
что для обеспечения повышенной работоспособности занимающихся, звучание
транслируемой музыки должно быть чистым, ясным и неискаженным. [4, с.22]
Обладая огромным потенциалом не прямого, а
опосредованного, ненавязчивого воздействия на человека, соответствующая музыка
в процессе учебной деятельности, так же как и во время отдыха, способна возбудить
и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить – и на повышенную
рабочую активность, и на регулярную посещаемость занятий, на преодоление кажущегося
предела своих физических возможностей. Адекватно подобранная музыка создает
улучшение физиологических и психоэмоциональных условий для оптимальной
реализации потенциальных сил человека, для защиты его от острых стрессовых
воздействий психосенсорного голода, преждевременной усталости и т.п. [2, с.22]
Важнейшим фактором функционального воздействия музыки на
работоспособность учащихся является ее способность незаметно стимулировать ритмику
двигательной деятельности. Занимающиеся, сами того не сознавая, без всяких
волевых усилий, то есть подсознательно, стремятся в ритме воспринимаемой музыки
или бежать, плыть, прыгать, приседать, отжиматься, крутить педали велосипеда,
или совершать другие движения, выполняемые в ее сопровождении. [2, с.24]
В силу психологической закономерности, встретившись на
уроках физической культуры с тонким, научно обоснованным подбором приятной
функциональной музыки, учащиеся невольно становятся не только физически
активнее, выносливее и грациознее, но и духовно богаче, умнее, воспитаннее и
добрее [5, с. 41]
Способствуя более успешному решению самых разнообразных
педагогических задач, музыка тем самым становится верным и надежным помощником
учителя в повышении коэффициента полезного действия проводимых им уроков.
В последние годы наиболее активные специалисты физической
культуры всё чаще и настойчивее говорят о целесообразности прикладного использования
на уроках и спортивных занятиях функциональной музыки. В пробных опытах энтузиасты
функциональной музыки пытались применять ее на занятиях даже по тем видам
спорта, которые в современном массовом сознании с музыкой вообще не связаны -
легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, лыжные гонки, различные виды
борьбы, бокс и некоторые другие.
В школах на уроках
физической культуры музыкальную стимуляцию следует применять с определенной
осторожностью, со знанием дела, к месту и ко времени. Для этого у учителей и
учащихся требуется определенная приспособленность к новым условиям занятий и
строгое выполнение всех необходимых правил, незнание или игнорирование которых
может привести большой вред. Так, например:
Музыкальная стимуляция физических упражнений плохо
совместима со значительными рабочими шумами. По данным исследований, при наличии
в спортивном зале рабочих шумов силой выше 70 децибел, функциональная музыка
заглушается до такой степени, что начинает восприниматься занимающимися как
неприятный акустический гул и действовать на их организм уже отрицательно.
Во время сеанса музыкальной стимуляции рабочей
деятельности учащихся в процессе урока всякие звуковые контакты между
присутствующими создают с музыкой взаимные шумовые помехи, которые затрудняют
слуховое восприятие, излишне нервируют и повышают утомляемость школьников. Во
избежание этого все разговоры и устные указания в данное время должны быть
исключены или, по крайней мере, сведены к минимуму. А неотложные устные команды
учителя лучше заменить четкими зрительными сигналами, выразительным, обязательно
связанным с музыкой, показом предлагаемых упражнений и несколькими условными
жестами, смысл которых должен быть заранее оговорен.
Подавая условные сигналы к началу и окончанию физических
упражнений, выполняемых под музыку, учитель обязан иметь в виду, что сигнал «Начать
упражнение!» - подается на конец музыкальной фразы, чтобы с началом следующей
музыкальной фразы органически совпало начало выполнения предлагаемого упражнения.
Сигнал «Закончить упражнение!» - должен совпадать с методическим и структурным
окончанием музыкального сочинения или его фрагментарной части. Невыполнение
этого условия нарушает ритмическую согласованность выполняемых двигательных
действий, эмоционально раздражает занимающихся и снижает эффективность
музыкальной стимуляции.
Транслируемая в процессе урока физической культуры
функциональная музыка должна нравиться всем или хотя бы большинству
занимающихся. Надо, чтобы слушатели находили в предлагаемых им музыкальных
программах те произведения, которые им приятно слышать. В противном случае
музыка будет вызывать у них чувство неудовлетворения или недовольства,
усиливать нервно-психическое напряжение и мешать выполняемой деятельности. [4]
Вызывая положительные эмоции, укрепляя дисциплину и
ненавязчиво регулируя пространственные и скоростно-силовые характеристики
выполняемых учащимися двигательных действий, функциональная музыка тем самым
берет на себя часть управленческих обязанностей учителя, в результате чего он
оказывается менее обремененным и более свободным, чем обычно. Это позволяет
учителю сравнительно меньше утомляться и более плодотворно использовать свой
педагогический потенциал в тех направлениях, на которые раньше не хватало
времени.
По теории физического воспитания уроки физической
культуры в средней школе подразделяются на следующие типы: вводные уроки; уроки
ознакомления с новым материалом; уроки совершенствования пройденного материала;
смешанные уроки; учетные уроки.
Рассмотрим целесообразность использования функциональной
музыки на таких уроках.
Вводные уроки обычно
насыщены беседами, устными объяснениями,
требующими большой концентрации внимания учащихся при малой двигательной
активности, в связи с чем такие уроки
малоудобны для музыкальной стимуляции
выполняемой деятельности.
Уроков ознакомления с новым учебным материалом немного и новое здесь можно давать в
любой урочной части, при этом музыку лучше не применять.
На уроках совершенствования пройденного материала основной задачей является улучшение
ранее изученных двигательных действий, умений и навыков. Здесь создаются
наиболее удобные условия для музыкальной стимуляции рабочей деятельности
учащихся, и функциональную музыку на уроках этого типа целесообразно с пользой
для дела применять в максимально допустимых объемах.
Смешанные уроки в педагогической практике
применяют чаще всего. В них сочетается изучение нового (где музыка
нежелательна) и совершенствование пройденного учебного материала (где
музыкальная стимуляция особенно эффективна). С учетом данных обстоятельств и
планируют время ее использования на таких уроках.
Учетные уроки проводят в конце учебной четверти,
полугодия или учебного года, и для выявления объективной картины успеваемости
их лучше проводить в обычных условиях, без каких бы то ни было побочных стимуляторов.
Практический результат музыкальной стимуляции на уроках находится
в прямой зависимости от того, насколько глубоко учитель знает о влиянии музыки
на организм человека, его психическое состояние и учебную работоспособность.
Приступая к применению данного метода, педагогу
необходимо ясно осознать, что функциональная музыка - не праздное развлечение
или эфемерный порыв моды, а новое действенное средство научной организации
учебных занятий. Она имеет четко выраженное прикладное значение, что помогает
быстрее, легче и успешнее решать общие и специальные задачи проводимого занятия
на фоне приятной ненавязчивой регуляции
психических состояний и двигательной активности учащихся.
В ходе урока физической культуры наиболее продуктивным
является не сплошное, а эпизодическое музыкальное сопровождение выполняемой
учащимися работы.
Музыкально стимулируемые уроки полезно чередовать с
уроками, проводимыми в обычных условиях без музыки.
Это позволяет:
- легко осуществлять систематическое сопоставление эффективности
уроков, как учителем, так и самими учащимися;
- предупреждает привыкание к регулярной музыкальной
стимуляции (без которой потом и работать не хочется) или, наоборот, наступление
искусственно ускоренного пресыщения;
- вносит в уроки необходимое эмоциональное разнообразие и
дает возможность решать в обычных условиях те педагогические задачи, которые,
по мнению учителя, лучше осуществлять без музыки.[4]
В процессе исследования проблемы нами было проведено
тестирование учащихся 6 «а» и 6 «в» классов в одной из школ города Мариинска с целью определения влияния музыки на эмоциональное состояние
школьников. На вопрос «Вам нравятся уроки физкультуры?» в 6 «а» классе ответ
«да» дали 60% учеников; 29% указали, что они к
урокам «равнодушны»; 11% - дали ответ «нет». Результаты теста в классе
коррекции (6 «в») свелись к следующему: 40% - нравятся уроки физической
культуры; 28% - проявили отношение к урокам физической культуры как к обычному
уроку; 25% - указали на тот факт, что уроки не нравятся из-за большой нагрузки;
7% - не посещают уроки физической культуры по разным причинам. Например, на
вопрос «Почему не посещаете уроки физической культуры?» 10% ответили, что на
уроке им дается большая нагрузка, поэтому учащиеся быстро утомляются (устают),
и однообразная работа им неинтересна. На следующий вопрос «Как влияет музыка на
ваше психофизическое состояние?» очень большой процент (81%) школьников в том и
другом классах отметили, что особенно благотворно влияет на их эмоциональное
состояние и физическую активность музыка, которую они предпочитают.
Таким образом, можно сказать, что у большей части
школьников традиционные уроки физической культуры не вызывают интереса и
энтузиазма, какого хотелось бы и поэтому они нуждаются в дополнительном
стимулировании. Одним из таких стимуляторов и послужила музыка, так как в
настоящее время она получила большую популяризацию среди молодежи.
На следующем этапе нашего исследования явилось проведение
ряда традиционных уроков физической культуры
в 6 «а» классе и уроков с
использованием музыкальной стимуляции в 6 «в», ученики которого показали низкий
результат выполняемых упражнений.
На заключительном этапе
после проведенного эксперимента было проведено повторное тестирование в 6 «в» классе, где проводились уроки с функциональной
музыкой. На вопрос «Какие уроки вам больше нравятся уроки (с музыкальным
сопровождением или обычные)? Обоснуйте свой ответ». 91% учеников понравились
уроки физической культуры с музыкальной стимуляцией, так как на этих занятиях
школьники меньше утомляются и урок проходит на положительном эмоциональном
фоне, формируется интерес к выполнению физических
упражнений, а значит, повышается физическая активность и урок проходит более
эффективно.
К сожалению, по словам школьников, такие уроки физической
культуры с функциональной музыкой проводят очень редко, да и подходят к таким
занятиям непрофессионально, неорганизованно.
Результаты работы
в экспериментальном классе показали, что используя на практике музыкальную стимуляцию для
высокой эффективности уроков, необходимо придерживаться определенных правил и
рекомендаций, которые были составлены в процессе нашего исследования:
1. Применяемые на уроках физической культуры музыкальные
программы по возможности должны нести ученикам новые и свежие эмоциональные ощущения.
Повторять использованные музыкальные программы во избежание пресыщения и потери
к ним интереса рекомендуется не ранее, чем через месяц.
2. В процессе проведения уроков физической культуры
наибольшую пользу функциональная музыка приносит при многократном выполнении
простых или твердо заученных упражнений, не требующих от учеников высокой
концентрации внимания, большой умственной сосредоточенности и ответственности.
3. Музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно
использовать не непрерывно (так она быстро надоедает и теряет свое
стимулирующее значение), а эпизодически, лишь в той работе, которая
характеризуется повторяющимся выполнением простых или твердо заученных
упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на
выполняемой деятельности.
4. При комплектовании целевых программ функциональной
музыки следует учитывать половозрастной и национальный состав, а также
социально-культурный уровень предполагаемых слушателей
5. Чтобы
функциональная музыка стала надежным помощником учителя и давала нужный
педагогический эффект, ее включение в урок физической культуры должно быть
заранее спланировано.
6. Из обширного разнообразия современных музыкальных
жанров для стимуляции уроков физической культуры в средних и
общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях наибольшую
практическую значимость предоставляет легкая, популярная и эстрадная музыка,
марши, а также детские, танцевальные и народные мелодии.
7. При наличии соответствующего радиотехнического
оснащения музыку можно с успехом применять в самых разных местах проведения
учебных или тренировочных занятий: в школьном спортивном зале, на стадионе, в
плавательном бассейне, на площадке под открытым небом, на лыжне, на кроссовой
дистанции по пересеченной местности и т.д.
8. Целенаправленная трансляция функциональной музыки для
учащихся может осуществляться несколькими способами:
а) общим озвучиванием достаточно большого пространства
физкультурно-спортивных занятий (стадиона, спортивного комплекса, спортивного
зала) из многочисленных динамиков или звуковых колонок, установленным по радиотехническим
нормам на необходимой высоте и на адекватном расстоянии друг от друга и от
занимающихся;
б) озвучиванием небольшой, узкоограниченной площади
занятий для малочисленной группы учащихся или персонально, с помощью удобно
размещенного магнитофона или другого портативного источника звука;
в) индивидуальным озвучиванием потребителя с помощью
аудиоплейера;
г) озвучиванием через индивидуальные радионаушники с
вмонтированным в них микротелефоном или радиоприемником, принимающим целевые передачи
из базовой студии функциональной музыки.
Таким образом, основная задача использования музыкальной
стимуляции на уроках физической культуры
заключается в самостоятельной подготовке учителя физической культуры в области
музыки, тщательно продуманной и спланированной
работе по применению музыкальной стимуляции с целью повышения эффективности уроков
физической культуры. Не менее важно учитывать музыкальные интересы и возрастные особенности школьников в процессе
использования функциональной музыки.
Список литературы:
1. Беспутчик В.Г. Эмоции на уроке // Физическая культура
в школе. – 2005. - № 7. - С. 36-37.
2. Коджаспиров Ю.Г. Ключ к успеху // Физическая культура
в школе. – 2004. - № 2. - С. 21-24.
3. Коджаспиров Ю.Г. Атлеты прошлого занимались под музыку
// Физическая культура в школе. - 2004. - № 1. – С. 35-38.
4. Коджаспиров Ю.Г. Методика использования функциональной
музыки на уроке // Физическая культура в школе. - 2004. - № 5. - С. 22-26.
5. Коджаспиров Ю.Г. Отбор музыкальных произведений //
Физическая культура в школе. – 2004. - № 6. - С. 40-41. |