При разучивании
упражнения уточняются полученные ранее представления о нем по возможно большему
числу параметров техники движений, устанавливается самоконтроль за движениями,
устраняются ошибки в технике исполнения, совершенствуется культура движений,
происходит овладение основами техники упражнения.
Методика обучения
на этом этапе складывается в основном из методов целостного выполнения
изучаемого упражнения с избирательным совершенствованием деталей техники.
Уточнение
представления об упражнении — очень сложный и трудоемкий процесс. Помочь
ученикам здесь можно путем применения следующих методических приемов: а) отчет
обучаемых о представлении об изучаемом упражнении, а также о тех представлениях,
которые они получают в результате удачных и неудачных попыток, об испытываемых
ими трудностях (недостаток силы, гибкости, координации движений и др.),
внесение на основании этой информации необходимых поправок в методику обучения;
б) организация обсуждения техники изучаемого упражнения хорошо и слабо
усвоившими ее учениками путем сопоставления качества их представлений, знаний
способов выполнения и умений теоретически обосновать их; в) ознакомление
учеников с двигательными представлениями, сформировавшимися у самого педагога,
в результате выполнения изучаемого упражнения; г) применение подводящих
упражнений; д) оказание физической помощи, поддержки, психологический настрой
учеников на активное выполнение упражнения; е) проводка по упражнению с фиксированием
отдельных трудноусвояемых положений и последующим объяснением техники движений.
Для уточнения
представления об упражнении большое значение имеет взаимодействие в работе
сенсорных систем: двигательной, зрительной, слуховой, вестибулярной,
тактильной. В каждом конкретном
случае ведущую роль играет какая-либо одна из них.
Только совершенно
четкие представления об образе изучаемого упражнения в целом и его деталях, о
своих собственных возможностях позволят гимнасту выполнить его вполне
осознанно, уверенно, решительно и смело.
Точность
представлений об упражнении зависит от качества и количества информации,
получаемой о нем от сенсорных систем. Для активизации их работы могут
применяться следующие методические приемы: а) установка ориентиров для
уточнения пространственных характеристик движений; б) подсказки момента, когда
надо начинать то или иное движение, прилагать наибольшее мышечное усилие и
др.; в) уточнение ритмического рисунка выполнения упражнения; г) активизация
умственной деятельности занимающихся, направленной на анализ и обобщение своих
ощущений при восприятии всей информации об упражнении.
В первых попытках
исполнения сложного упражнения трудно избежать неточных, ошибочных движений, и
здесь большое значение имеет своевременное исправление допущенных неточностей.
Для этого педагогу необходимо постоянно уточнять представления учеников об
упражнении, их собственных возможностях выполнить его, научить осуществлять
контроль и самоконтроль за своими действиями, своевременно вводить дополнительные
объяснения техники движений.
Ошибка — это
действие, не позволившее достичь поставленной цели. Ее оценивают по следующим
критериям: а) по степени выраженности, грубости для данного этапа обучения и
стойкости; б) по связи с другими ошибочными действиями; в) по причине,
обусловившей ошибочное действие.
Причинами ошибки могут
быть недопонимание техники исполнения упражнения, слаборазвитые способности,
недисциплинированность, нерешительность и робость, отсутствие целеустремленности,
недостаточная нравственная воспитанность.
Нельзя допускать
ошибочных действий — очень сложно устранить въевшуюся ошибку. Если все же
ошибка закрепилась, то для ее устранения могут быть применены следующие
методические приемы: а) на время прекратить выполнение упражнения, чтобы затормозить
процесс образования ненужных условных связей; б) переучить упражнение в другую
сторону; в) воспользоваться правилом от трудного к легкому; г) обучить
надежной самостраховке; д) потребовать словесного отчета о проделанном
упражнении (о правильных и ошибочных действиях, об испытываемых трудностях в
координировании движений, в проявлении воли и др). Часто в процессе такого
устного изложения гимнаст лучше осмысливает технику движений, уточняет
представление об упражнении в целом и его отдельных деталях. Рассказ ученика
поможет педагогу
подобрать наиболее эффективные методические приемы для уточнения представления
об упражнении.
Продолжительность
этапа разучивания упражнения зависит от сложности его структуры, от уровня
общей и специальной подготовленности занимающихся к овладению им, от типа их
нервной системы (художественный, мыслительный, средний) и от методического
мастерства педагога. Данный этап обычно заканчивается, когда обучаемые смогут
самостоятельно и правильно выполнить разучиваемое гимнастическое упражнение,
хотя при этом еще возможны отдельные неточности в выполнении некоторых деталей
техники упражнения. |