Гимнастика —
исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов
гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной
спортивно-педагогической.
Существует
несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от
греческого слова гимнос — нагой (древние греки занимались физическими
упражнениями обнаженными). В первом издании БСЭ происхождение понятия «гимнастика»
связывается с греческим словом гимназо — упражняю. В третьем издании БСЭ это
понятие получает дополнительное толкование: упражняю, тренирую, — что, с нашей
точки зрения, более правильно отражает суть и назначение гимнастики.
Задачи
гимнастики:
Укрепление
здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической
подготовленности, формированию правильной осанки.
Обогащение
занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование
гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным
опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения,
нравственным, трудовым и др.
Формирование
организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для
успешной педагогической деятельности.
Развитие
двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения,
восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей,
необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности,
бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и
навыками.
Воспитание
эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного,
глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной
работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности
к защите Родины.
Подготовка
высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и
акробатике как самостоятельным видам спорта.
Успешное решение
перечисленных выше задач предусматривает разностороннее педагогическое
воздействие на личность занимающегося в целом, на индивидуальные свойства,
относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для
гимнастики средствами и методами.
Средствами
гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение
занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога,
оказывающие психо-регулирующее воздействие, и др. К основным средствам относятся
гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все средства гимнастики
можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.
Методы — это
способы применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с
целью специально запланированного воздействия на занимающихся. Способ
выполнения упражнения характеризуется следующим: сколько раз выполнять упражнение,
как при этом дышать, как сочетать напряжение работающих мышц с их
расслаблением, как восстановить силы после интенсивной и продолжительной
мышечной работы.
Гимнастические
упражнения отличаются от других видов физических упражнений тем, что не все
они заимствованы из жизненной практики людей, как в игре, туризме и спорте.
Большинство из них специально разработано для более целенаправленного и
эффективного воздействия на отдельные органы и системы организма, психические
и личностные свойства занимающихся, для обогащения их опытом — двигательным,
эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным и др. Комбинации из сложных
гимнастических упражнений — прекрасное зрелище!
Гимнастике присущ
метод строго регламентированного упражнения и организации деятельности
занимающихся на уроке по заранее разработанной учителем программе обучения. Им
же создаются оптимальные условия для успешного овладения новыми упражнениями
путем планирования их в соответствии с принципами дидактики; предусматривается
эмоциональный фон занятий; активизируется воля, мыслительная и двигательная
деятельность; формируется положительное отношение занимающихся к овладению
изучаемыми упражнениями и
к занятию в целом. Этот метод реализуется в следующих методических особенностях
гимнастики:
Возможность
разложить каждое упражнение на части, фазы и изучать его сначала по этим
частям, а затем и в целом. Например, на брусьях соскоку ноги врозь с концов
жердей обучают в следующей последовательности. На низких брусьях изучается
размахивание в упоре; размахивание с разведением ног в стороны в конечной
точке маха назад и подачей плеч вперед относительно концов жердей; соскок с
перемахом через одну жердь, затем через другую; соскок ноги врозь через обе
жерди с помощью, а затем самостоятельно; соскок ноги врозь на высоких брусьях с
помощью, а затем и самостоятельно, соединяя его с другими вначале несложными,
а затем и все более сложными элементами.
Аналитический
характер упражнений позволяет применять их для решения конкретных
педагогических или оздоровительных задач. С их помощью можно избирательно
развивать мышечную силу, повышать функциональные возможности отдельных органов
и систем организма, воздействовать на психические и личностные свойства
занимающихся, формировать двигательные умения и навыки.
В гимнастике
существует бесчисленное множество самых различных по структуре движений,
способам выполнения, энергетическому, информационному, психологическому
обеспечению упражнений. Из них могут составляться комплексы для решения многих
оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных задач. Кроме
того, каждое отдельное упражнение в зависимости от метода его выполнения может
быть многофункциональным. С помощью одного и того же упражнения за счет
изменения способа его выполнения и дозировки нагрузки можно целенаправленно
воздействовать на разные функции организма, психические и личностные свойства
занимающихся, развивать у них способности к тому или иному виду учебной,
спортивной, профессиональной деятельности. Например, бег можно использовать с
целью разминки, активного отдыха, повышения функциональных возможностей органов
и систем организма, развития выносливости к мышечной работе, воли и др. Бег —
это один из видов легкоатлетических упражнений.
Можно определять
пульсовую стоимость каждого включенного в урок упражнения, на ее основе
составлять примерную кривую физиологической нагрузки при написании конспекта и
управлять ее величиной в ходе урока.
Возможность
усложнять упражнения за счет изменения исходных положений, соединения их в
связки, включения в комбинации, выполнения в условиях мышечного, умственного
утомления, эмоционального возбуждения или угнетения, на разных снарядах, в
разных условиях внешней среды.
Возможность
выполнять упражнения под музыкальное сопровождение, подбирать упражнения под
характер музыкального произведения или,
наоборот, музыкальное произведение под комбинацию упражнений, индивидуальный
стиль исполнения на соревнованиях.
Возможность
строгой регламентации педагогического процесса, позволяющего четко
организовывать занятия и активизировать деятельность занимающихся на уроке.
Методические
особенности органически взаимосвязаны и применяются в соответствии с основными
задачами, решаемыми гимнастикой.
Гимнастика в
отечественной системе физического воспитания является самым доступным для
широких масс населения средством и методом разностороннего физического,
эстетического и нравственного воспитания. Поэтому ею занимаются в дошкольных
учреждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях, на
производстве и в быту. Гимнастика — это один из наиболее популярных видов
спорта.
Эффективность
влияния на занимающихся с помощью гимнастических упражнений зависит не только
от умелого подбора их педагогом, но и от его словесных воздействий, от
характера музыкального сопровождения занятий и внешних условий, в которых они
проводятся.
Длительные
занятия гимнастикой, как и любым другим видом., деятельности, накладывает на
занимающихся специфический отпечаток. Гимнасты отличаются от других категорий
спортсменов разносторонней физической подготовленностью. Особенно хорошо у них
развиты способность управлять своими движениями, гибкость, мышечная сила,
прыгучесть, ориентировка в пространстве, целеустремленность, настойчивость в
достижении поставленной цели, самообладание, дисциплина, привычка тщательно
продумывать технику исполнения упражнения. Они более организованны, внешне
собраны и подтянуты, отличаются корректностью в общении с окружающими. Все это
помогает им в учебе, трудовой деятельности, несении воинской службы.
Конечно, каждый
вид спорта имеет свои преимущества в воздействии на занимающихся.
Спортигровики превосходят гимнастов в способности распределять и переключать
внимание, в оперативном и тактическом мышлении. Пловцы, бегуны и лыжники
превосходят гимнастов в выносливости.
Такова гимнастика
как предмет познания с учетом ее места в системе физического воспитания
человека. |