Если задуматься о том, какое изобретение в истории
человечества по значению «самое- самое», наверняка автомобиль придет на ум
одним из первых. Конечно, всегда мечтали люди летать, как птицы, плавать под
водой, как рыбы... Но ездить по земле с помощью какого-то колесного устройства,
приводимого в движение неким механизмом, это, согласитесь, из разряда самого
необходимого.
Главная движущая сила сегодняшнего автомобильного транспорта,
как известно, бензин. Но стоит ли удивляться тому, что первым средством, на
которое возложил человек надежду построить механический экипаж, был пар.
Правда, больше всего пригоден он оказался не на обычных, а на железных дорогах.
Тем не менее, уже в 1831 году курсировало по шоссе между
английскими городами Глостер и Челтнем поразительное сооружение, способное
перевозить до десятка пассажиров. Поразительное потому, что больше всего,
пожалуй, оно было похоже на... большой черный рояль на колесах.
Дело в том, что впереди сидел механик, поставив ноги на
приступочку, напоминающую клавишную доску. Современники свидетельствуют, что у
тех, кто видел такой экипаж впервые, оставалось неизгладимое впечатление.
А лошади встречных экипажей шарахались от ужасного
грохота и клубов дыма...
Но все-таки для автомобиля гораздо больше подошел
двигатель внутреннего сгорания, используемый и поныне. Его идея была известна
и прежде, но первый компактный двигатель в 1885 году сконструировали немецкие
инженеры Карл Бенц и Готлиб Даймлер. В том же году Бенц построил первую легкую
машину на трех колесах, а Даймлер — более солидный экипаж. Это и были самые
первые на свете автомобили.
Кстати, а что означает само слово «автомобиль»? Состоит
оно из двух слов: греческого «аутос», что значит «сам», и «мобиль» — движение.
В дословном переводе — «сам себя двигает».
Не надо думать, что, едва появившись, новое средство
передвижения сразу же завоевало общее признание. Конструкторы по-прежнему
продолжали разрабатывать все новые и новые экипажи с паровыми двигателями.
Немало было построено и электромобилей. Число же автомобилей пока исчислялось
единицами. Говоря по правде, в них долго не верили.
В Англии поначалу скорость автомобиля ограничивалась до
скорости пешехода. Они считались столь опасными, что специальным законом
впереди автомобиля предписывалось идти человеку с красным флажком и предупреждать об опасности пешеходов и кучеров. Это
продолжалось до 1896 года.
Но позже закон пересмотрели и лимит скорости установили
примерно в 19 километров в час. Тогда-то многие английские фирмы, прежде
производившие велосипеды и кареты, принялись делать автомобили.
Так что пусть медленно, но автомобили входили в жизнь. Их
строили не только в Англии, но и во Франции и Германии. Как это часто бывает,
новинка вызвала и специальную моду: в Европе начали носить очень длинное
пальто и защитные перчатки. Это было вызвано необходимостью: требовалась защита
от дорожной грязи и непогоды — ведь самые первые автомобили были открытыми...
Не обходилось и без курьезов. В 1894 году французская
фирма «Пежо» выпустила серию автомобилей, к которым прилагалось... по хлысту
для отгона собак. Что поделаешь, невелика была пока скорость, собаки досаждали
водителям и пассажирам.
Не было еще в Европе массового производства, общее
количество автомобилей исчислялось только десятками, от силы сотнями. Тем
любопытнее, что в 1901 году великий английский фантаст Герберт Уэллс предсказал
в грядущем веке многокилометровые автомобильные пробки. Предсказание, как мы
знаем, сбылось...
Однако приближалась в автомобилестроении подлинная
революция. Душой ее стал американский инженер Генри Форд, имя которого
наверняка всем хорошо знакомо. В 1896 году он построил в Детройте, своем родном
городе, первый автомобиль собственной конструкции.
Был он еще очень несовершенным, Форд строил его в сарае,
нередко отказывая себе во всем, потому что был человеком небогатым. Для Америки
автомобиль вообще был пока диковинкой, люди собирались на испытания, как на
театральное представление. Но Форд уже в те годы задумал невероятное: создать
массовый дешевый автомобиль для миллионов американцев.
И он своего добился! Создав собственное производство по
принципу нового для тех времен конвейера, в 1908 году Форд выпустил знаменитую
«Модель Т». Эта машина была на удивление проста, ее детали легко заменялись.
Удобна в управлении — двухскоростная коробка передач, например, приводилась в
действие всего одной педалью.
Массовое производство снизило цены, машина в самом деле
стала доступна многим. Да и скорость ее была вполне приличной: под восемьдесят
километров в час...
«Модель Т» Форда вышла «тиражом» более 15 миллионов
автомобилей. И во всех странах мира производились и постоянно совершенствовались
с тех пор автомобили самого разного назначения — легковые, грузовые,
автобусы...
В том числе и у нас, в России. С 1911 года начал
производиться знаменитый автомобиль. Немного было выпущено таких машин, но
будьте уверены: если бы не первая мировая война, наша страна уже в те годы быстро
и уверенно вошла бы в число крупнейших производителей автотранспорта.
Конечно, основное назначение автомобиля — перевозка людей
и грузов. Но, видно, так уж устроен человек, что, едва получив новое транспортное
средство, он обязательно стремится поставить на нем рекорд скорости или дальности.
На самых первых самолетах-этажерках он сразу же стал пробовать перелететь через
Ла-Манш, потом Атлантический океан. Вот и с автомобилем было точно так же.
Хотите верьте, хотите нет, но впервые автомобиль
участвовал в гонках еще в... 1894 году. Так что автомобильный спорт далеко не
так молод, как это может показаться. И история у него увлекательная, богатая
интересными событиями и яркими именами. |