Для
предупреждения травматизма и сохранения здоровья занимающихся большое значение
имеют врачебный контроль и самоконтроль за их физическим состоянием и
самочувствием. В связи с этим занимающиеся закрепляются за одним из лечебно-профилактических
учреждений (врачебно-физкультурный диспансер, кабинеты врачебного контроля,
врачебные кабинеты в поликлиниках, школах, средних специальных и высших
учебных заведениях) и проходят углубленное медицинское обследование не менее
одного-двух раз в год.
Кроме этого на
учебных, учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях и сборах должны
проводиться врачебно-педагогические наблюдения. Они дают возможность врачу и
педагогу определить текущее состояние здоровья занимающихся и своевременно выявить
отклонения в нем. Перед каждым занятием преподаватели должны выяснять
настроение занимающихся, самочувствие, желание тренироваться.
Утомление и
переутомление должны быть своевременно обнаружены в процессе занятий. Его
основные признаки следующие: снижение внимания к учебному процессу, вялость,
апатия; ухудшение качества исполнения упражнений; нарушение координации
движений; побледнение, дрожание рук, ног и др. В этих случаях необходимо
снизить нагрузку; не разучивать сложнокоординированные, требующие риска
движения; использовать методические приемы, облегчающие исполнение упражнения,
в отдельных случаях надо прекратить тренировку, а занимающегося направить к
врачу.
После болезни или
длительного перерыва в занятиях занимающемуся необходимо пройти тщательное
врачебное обследование и получить разрешение на допуск к учебно-тренировочным
занятиям. В этом случае педагог должен в процессе учебно-тренировочной работы
учесть рекомендации врача и не форсировать подготовку (заниматься ОФП, снизить
нагрузку, уменьшить количество подходов, рекомендовать выполнять упражнения,
хорошо изученные ранее, или их отдельные элементы), усилить внимание к
страховке, оказывать физическую помощь и постепенно подвести занимающегося к
выполнению полного объема работы. Категорически запрещается допускать учащихся
к учебным или учебно-тренировочным занятиям без разрешения врача.
Особое значение
для предотвращения травматизма имеет самоконтроль. В специальном дневнике
регистрируются самочувствие, настроение, степень утомления, вес, пульс,
аппетит, сон, болевые ощущения; учитывается соблюдение правильного режима работы,
отдыха, питания.
Значительную роль
в профилактике травматизма играет агитационно-пропагандистская работа по
врачебному контролю и самоконтролю. Все это позволяет педагогу методически
правильно строить учебный процесс.
Итак, для
предупреждения спортивных травм при занятиях гимнастикой необходимо применять
комплексные профилактические меры. К ним относятся методика проведения
учебно-спортивной работы, гигиенические требования и медицинское обеспечение.
Наряду с
важностью всех профилактических мероприятий основное внимание следует уделять
устранению методических погрешностей, поскольку большинство травм вызвано
недостатками в методике обучения и тренировки. Методические и организационно-педагогические
меры профилактики травматизма должны учитываться в документах планирования
учебно-тренировочной работы. Студентам физкультурных учебных заведений надо
тщательно изучать меры профилактики травматизма и использовать их в своей
педагогической деятельности, добиваясь полного исключения травм из практики. |