Управление вниманием в значительной мере зависит
от умения педагога организовывать и поддерживать его у занимающихся на
достаточно высоком уровне и по возможности более продолжительное время,
диктуемое условиями обучения. Организовать внимание и поддержать его педагог
может путем непосредственного и опосредованного методов воздействия на
занимающихся.
Метод
непосредственного воздействия реализуется
путем обращения к занимающимся. При
этом педагог использует свои права руководителя: команды, распоряжения,
просьбы, инструкции, личный пример, сигналы, разрешения, запреты, убеждение, внушение.
Однако надо все же учитывать, что активное внимание непродолжительно.
Оно особенно скоротечно у дошкольников и учащихся младших классов. Даже у
взрослого человека активное внимание длится 30—40 мин. Надо периодически
давать возможность переключать внимание.
Метод
опосредованного воздействия осуществляется
путем постановки цели и задач занятия перед каждой из его частей, перед
изучением отдельного упражнения, его частей и фаз; путем возбуждения интереса,
любопытства занимающихся.
Гимнаст может управлять своим вниманием с помощью систематического
приучения себя к внимательному выполнению любой по степени сложности и
ответственности порученной или самим избранной работы, к целеустремленности,
настойчивости в достижении поставленной цели; с помощью напоминания самому
себе о моментах, при которых надо быть особенно внимательным, тщательной
подготовки необходимых для успеха действий. Важно знать, в каких движениях и
на что надо обратить внимание, в какой последовательности переводить
(переключать) его с одного объекта на другой, на какие объекты распределять его
одновременно. Без перечисленных знаний внимание не будет организовано, а сознание не будет
концентрироваться на тех объектах, на которых следовало бы. В этом
случае овладение знаниями, умениями, навыками будет затруднено, учеба
непроизводительна, труд малоэффективен, появятся неточности, ошибки. Ошибки в
технике сложных движений могут затруднить овладение мастерством, снизить
производительность труда и т.п.
Качество управления вниманием занимающихся зависит от
теоретической и методической подготовленности педагога, от состава занимающихся
и условий, в которых проводятся занятия.
Для управления вниманием учащихся в ходе урока при обучении
отдельным упражнениям используются следующие методические приемы:
четкая организация уроков, систематическая требовательность
педагога к качеству знаний, умений и навыков занимающихся, к их дисциплине и
вниманию на уроке;
четкая постановка задач перед уроком, перед проведением
отдельных его частей, при обучении каждому физическому упражнению;
технически правильный и методически хорошо оформленный
показ упражнения;
доступность для восприятия, краткость, образность объяснения
техники выполнения упражнения;
предельная опора на активную мыслительную деятельность
занимающихся с использованием законов механики, сведений из анатомии,
физиологии, психологии;
включение в активную работу всех занимающихся; организация
обсуждения техники исполнения изучаемого упражнения в парах и в группе, а также
помощи, взаимопомощи и страховки;
систематическая работа педагога над развитием у занимающихся
умения видеть показ упражнения и слушать объяснение техники движений, выделять
главное и второстепенное;
возбуждение интереса и положительных эмоций, сообщение
интересных, «удивительных» фактов из собственного и чужого спортивного опыта;
чуткое отношение к вниманию занимающихся.
На объеме и интенсивности внимания сказывается состояние
занимающихся, а именно:
эмоциональное состояние: возбуждение или угнетение, умственное
или физическое утомление, переутомление, психическая усталость после
многократного повторения одного и того же упражнения без каких-либо вариаций
(соединение с другими упражнениями, усложнение условий выполнения и др.);
отношение занимающихся к изучаемому материалу, к предмету
в целом (активное, пассивное, осознанное, формальное), к учителю. Мотивы
учения;
предшествующий опыт, привычки, морально-нравственная
воспитанность занимающихся;
интересы (устойчивые и текущие), умение занимающихся использовать
полученные ранее знания, умения и навыки в овладении более сложными
упражнениями.
Оценка и развитие
памяти на движения — способности
человека запечатлевать, сохранять, воспроизводить наибольшее количество движений и способов их исполнения, усвоенных в прошлом.
Без этого каждое двигательное действие пришлось бы изучать заново. Память на
движения проявляется во взаимосвязи с эмоциональной, образной и
словесно-логической ее разновидностями.
Кратковременное и долговременное запоминание движений
зависит от потенциальных возможностей мозга и специфики предшествующего
испытаниям двигательного опыта гимнаста. Наилучшая память на движения и ее
способность к развитию у юных гимнастов от 13 до 17 лет.
Из временных, пространственных и силовых параметров движений
легче запоминается продолжительность движений во времени, затем в пространстве
и труднее — по величине мышечного усилия. Из видов согласования движений
звеньями тела легче запоминаются симметричные однонаправленные, разнонаправленные
и последовательные движения. Значительно труднее запоминаются асимметричные
движения руками, ногами, головой, туловищем.
Запоминание движений может быть произвольным и непроизвольным.
Более продуктивным является произвольное запоминание.
Способность запоминать продолжительность движений во времени
оценивается путем предложения испытуемым выполнить отдельное упражнение,
комплекс или комбинацию в заданное педагогом время и запомнить его. После 1 — 3
пробных попыток выполняется зачетная.
Способность запоминать размер движений может оцениваться
с помощью гимнастической палки с нанесенными на нее делениями в сантиметрах от
середины в обе стороны. Палка держится двумя руками за середину так, чтобы
нулевая отметка была между указательными пальцами обеих рук. Скользящими по
палке движениями одной или обеими руками одновременно выполняются движения
заданного педагогом размера. После 1 — 3 пробных попыток, выполненных под
контролем зрения с установкой запомнить заданный размер движения, выполняется
зачетное с закрытыми глазами. Другим доступным измерителем размера движения может быть рулетка. Требуется вытянуть ленту на
заданное педагогом количество делений 1 — 3 раза под контролем зрения и
запомнить размер движения, а затем воспроизвести его с закрытыми глазами.
Способность запоминать величину мышечных усилий оценивается
с помощью ручного и станового динамометров. Величина мышечного усилия задается
педагогом и делается установка на ее запоминание. После 1 — 3 пробных попыток
под зрительным контролем выполняется зачетная с закрытыми глазами. Эту способность
можно оценивать и с помощью упражнений, например бросков набивного мяча из различных исходных положений. Контрольное
упражнение предварительно выполняется с максимальным усилием, а затем 1—3 раза
в полсилы и запоминается, после этого повторяется с закрытыми глазами на зачет.
Способность запоминать движения, соразмеренные во времени,
в пространстве и по мышечному усилию, может оцениваться в процентах к
абсолютной точности движений: точность 80 % — «5»; 60 —79% - «4»; 40-59% - «3»
и менее 40% - «2».
При оценке способности запоминать согласования движений
звеньями тела в качестве контрольных упражнений предлагаются: для гимнастов 5 —
6 лет комплексы, состоящие из 6 симметричных одно- и разнонаправленных движений;
для гимнастов среднего школьного возраста —
12 — 16 симметричных, последовательных и асимметричных движений; для
гимнастов старшего возраста — вольные движения III, II и I юношеских спортивных разрядов.
Предъявление движений для запоминания может осуществляться
одним из следующих способов: по слову, по показу, выполнение по разделениям
или проводкой с одинаковым числом повторений (1 — 3), после чего комплекс
упражнений выполняется на зачет. Учитывается количество точно воспроизведенных,
пропущенных и неправильно выполненных движений. Высчитывается коэффициент
памяти на движения. При развитии памяти на движения вновь изученные упражнения
сводятся в комплексы, комбинации с заданной целевой направленностью
(оздоровительной, прикладной, спортивной и др.). Гимнастам дается установка на
длительность и прочность запоминания движений. Упражнения для запоминания
могут предъявляться методом «проводки» по разделениям, по показу, по слову. В
последнем случае движения запоминаются труднее, но зато они лучше, чем при
других методах предъявления, развивают мышление гимнастов.
Качество и прочность запоминания движений проверяются
после выполнения упражнений на силу, на выносливость к мышечной работе, в
конце урока, через день, через несколько дней и т.д. Сложность комплексов
движений подбирается в соответствии с возрастом, со способностями гимнастов
запоминать движения.
Проверяется оценка управления эмоциями —
специфическими реакциями гимнаста на трудности, которые приходится преодолевать
ему в процессе спортивной деятельности. Значение эмоций
Формирование у занимающихся умений и навыков произвольно
управлять своим дыханием в сочетании с напряжением и расслаблением мышц и
приводить себя в спокойное эмоциональное состояние.
Внушение занимающимся безопасности изучаемых упражнений,
внесение в их сознание уверенности в успешном овладении ими. Обучение гимнастов
самостоятельному управлению своими эмоциями: самоприказ, самоободрение,
самоуспокоение, самоубеждение, самонастрой на качественное выполнение упражнения;
приемам психорегулирующей тренировки; переключению сознания с неприятных чувств
и мыслей на приятные эмоциональные переживания; трезвому объективному анализу
причин неудачных действий, поступков, выступлений на соревнованиях.
Убеждение каждого занимающегося в том, что он вполне
подготовлен к овладению технически сложным, требующим решительности и смелости
упражнением. Применение игрового, соревновательного метода обучения
упражнениям, индивидуального и личностного подхода.
Создание комфортных
условий быта, хорошее питание, полноценный
сон — универсальное средство снятия эмоционального напряжения. Музыка успокаивающего или возбуждающего
характера.
Проверяется оценка развития воли — способности
гимнаста мобилизовать свои силы на преодоление трудностей, управлять своим
поведением. Она обеспечивает переход от познания и переживаний, от эмоций к
практической деятельности, является важным
условием достижения высоких спортивных результатов. В структуру воли
входят следующие волевые способности: целеустремленность (она формирует
структуру воли), инициативность и самостоятельность, настойчивость и упорство,
решительность и смелость, выдержка и самообладание. Ведущими из них для
гимнаста являются выдержка, самообладание, решительность и смелость.
Изучаются волевые способности методом наблюдения в процессе
учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований. Для изучения решительности
и смелости применяются специальные гимнастические упражнения и методические
приемы. К их числу относятся:
Прыжок спиной вперед через планку, установленную на высоте
одной трети роста испытуемого.
Прыжок в глубину: залезть по канату на возможно большую
высоту или установленную педагогом и спрыгнуть на маты, уложенные в два слоя,
при наличии надежной страховки. Выполнить то же самое, но без страховки на
маты, уложенные в один слой.
Прыжок в глубину с гимнастической стенки с высоты, установленной
педагогом, спрыгнуть на маты. Выполнить то же самое, но спрыгнуть с поворотом
на 90° или 180° в обруч, который держит педагог на высоте 1 м от пола.
в деятельности гимнаста велико. Они проявляются в
качестве вегетативных, соматических и психологических реакций и самоотчетов
гимнастов, их устойчивость индивидуальна.
Вегетативными
реакциями могут быть: изменение
частоты сердечных сокращений, продолжительность задержки дыхания, покраснение
или, наоборот, побледнение кожных покровов, холодный пот и др.
Соматические реакции проявляются в виде искажений
мимики, жестов, нарушения координации движений, увеличения времени
сосредоточения перед выполнением упражнений или поспешности, суетливости в
действиях на ответственных соревнованиях, упрощенного варианта исполнения
соревновательного упражнения, скованности или вялости движений.
Психологические
реакции обнаруживают себя в виде
утраты интереса и активного положительного отношения к овладению сложными
упражнениями, уверенности в своих силах, ухудшения свойств всех видов внимания,
памяти на движения, неадекватных переживаний за результаты спортивных
соревнований.
Самоотчеты занимающихся отражают испытываемые ими
затруднения, эмоциональное состояние в различных сложных обстоятельствах на
учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях.
Изучение эмоциональных реакций у гимнастов возможно с
помощью таких упражнений, которые не требуют специальной предварительной
физической подготовки и разучивания и в то же время не исключают возможности
срыва со снаряда и ушиба, создают ситуацию риска. В этом случае критерием
эмоциональной устойчивости служит разница в показателях пульса в спокойном
состоянии, когда испытуемые еще не знают об эксперименте, и на исходном
положении перед выполнением контрольного упражнения. Эти данные дополняются
наблюдениями за вегетативными, соматическими и психологическими реакциями и
отчетами самих исследуемых лиц.
Управление
эмоциональным состоянием гимнастов в
сложных условиях их деятельности осуществляется на основе результатов
изучения их в условиях учебно-тренировочных занятий и спортивных выступлений. В качестве методических приемов
управления используются следующие:
Обучение гимнастов задержке, сознательному подавлению
внешних выразительных проявлений соматических, вегетативных и психологических
эмоциональных реакций. Обучение их самоконтролю за своим эмоциональным
состоянием.
Подбор специальных упражнений (на расслабление, глубокое
дыхание и др.), подвижных и упрощенных спортивных игр, словесных (ободряющих,
успокаивающих, стимулирующих) воздействий педагога.
Соскок ноги врозь с концов низких жердей на гимнастические
маты и при надежной страховке. Выполнить то же самое, но с концов высоких
брусьев на акробатическую дорожку и без страховки.
Прыжок ноги врозь назад через гимнастического козла высотой,
определяемой педагогом, с приземлением на гимнастические маты и при надежной
страховке. Выполнить то же самое, но с приземлением на акробатическую дорожку и
без страховки.
Соскок махом назад на низких брусьях с переворотом направо
кругом на гимнастические маты и при надежной страховке. Выполнить то же самое,
но на высоких брусьях с приземлением на акробатическую дорожку и без страховки.
Соскок прогнувшись из упора присев на низком гимнастическом
козле с приземлением на гимнастические маты и при надежной страховке.
Выполнить то же самое, но с приземлением на акробатическую дорожку и без
страховки.
Прыжок прогнувшись из упора присев на низкой перекладине
с приземлением на гимнастические маты и при надежной страховке. Выполнить то
же самое, но на высокой перекладине без страховки.
Прыжок согнув ноги через низкую перекладину, отталкиваясь
ногами от пружинного мостика, с приземлением на гимнастические маты и при
надежной страховке. Выполнить то же самое, но с приземлением на акробатическую
дорожку и без страховки.
Прежде чем начать испытание решительности и смелости с
помощью того или иного контрольного упражнения, надо сперва создать у
исследуемых лиц четкое представление о нем (см. гл. 6). На опробование даются 1
— 3 попытки, указывается на трудные для исполнения моменты и способы их
преодоления, обеспечивается надежная страховка. Перед каждой попыткой
испытуемые кратко рассказывают технику исполнения упражнения. В случае
необходимости в их представления вносятся поправки. После создания четкого
представления об упражнении оно выполняется на зачет. Оценивается качество
исполнения в баллах, подсчитывается количество попыток и определяется
коэффициент решительности и смелости.
При оценке решительности и смелости у гимнаста важно
знать, являются ли они чертами его характера, или же определяются уровнем
развития других способностей, необходимых для успешного выполнения
контрольного упражнения. В данном случае возможны следующие варианты: хорошее
развитие решительности и смелости сочетается с высоким развитием других
способностей гимнаста, необходимых для овладения данным упражнением; слабое
развитие этих волевых способностей сочетается с таким же слабым развитием
других способностей; недостаточное развитие решительности и смелости — с
высоким развитием других способностей, и наоборот. Об этих особенностях
необходимо знать, чтобы не допустить ошибки в обучении, тренировке и воспитании
гимнастов. Заключение о том, что решительность и смелость являются чертами
характера гимнаста, делается на основании результатов систематического
наблюдения за их проявлением в различных условиях деятельности в течение
достаточно длительного времени. Так, например, заключение о недостаточном
развитии этих черт характера у гимнаста может быть сделано на том основании,
что для успешного выполнения предлагаемых упражнений у него имеются все
необходимые и достаточно хорошо развитые способности, тем не менее он каждый
раз проявляет нерешительность и робость.
Критериями решительных и смелых действий служат: технически
правильное выполнение трудных упражнений за наименьшее количество попыток;
хорошо обдуманные, уверенные и точные действия при отсутствии опеки и
страховки; постоянное и активное стремление выполнять наиболее трудные варианты
упражнений первым или в числе первых, даже если не все необходимые для этого
способности развиты достаточно хорошо.
О проявлении нерешительности и робости свидетельствуют:
пассивность, равнодушное отношение к усвоению упражнений, постоянное стремление
выполнять новые упражнения или измененные варианты ранее изученных упражнений,
глядя на других, после многократных показов и объяснений, после принуждения,
при наличии чрезмерной страховки; попытки прикрыть свое безволие
«небрежностью», «случайностью» и другими причинами, отказ от выполнения,
изменение принятого решения или необдуманное выполнение «на авось»;
систематическое стремление выполнять более легкие варианты упражнений,
напряженность и скованность движений и действий в ответственные моменты при
хорошо развитых способностях, необходимых для успешного выполнения изучаемых
упражнений.
Дополнительные сведения о волевых способностях гимнаста
можно получить путем опроса и бесед с родителями и лицами, имеющими отношение к
его обучению и воспитанию. Во время беседы выясняются:
способности гимнаста проявлять инициативу и настойчивость
' в достижении цели, поставленной родителями, классным руководителем или
самостоятельно;
самостоятельность, независимость от окружающих (подчиняет
ли своему влиянию других или больше подчиняется сам;
может ли постоять за себя, отстоять свои мнения, желания или
откажется от них ради выгоды);
поведение во время беседы с педагогами, старшими, на
собраниях, экзаменах, на спортивных соревнованиях: спокоен, выдержан или
проявляет волнение, нервозность, суетливость, поспешность в действиях,
затрудняется в изложении своих мыслей.
Развитие воли у гимнастов планируется на основе
результатов ее изучения. В подготовительном периоде тренировки развиваются все
волевые способности; в основном периоде — преимущественно волевые способности
гимнаста, устраняются пробелы в развитии отдельных способностей; в переходный
период снова больше внимания уделяется развитию всех волевых способностей,
общей и специальной физической подготовке, развитию других способностей
гимнаста, необходимых для успешного овладения более сложными упражнениями в
следующем учебно-тренировочном году.
С целью активизации волевой активности гимнастов при овладении
новыми сложными упражнениями применяются специальные методические приемы:
Подбор таких упражнений, при овладении которыми есть
новизна, существует опасность срыва со снаряда, ушиба, а успех зависит от
уверенных и энергичных действий. Постепенное усложнение упражнений и условий,
в которых они выполняются (убыстрение темпа исполнения, изменение высоты
снаряда, включение изученного упражнения в связку с другими упражнениями, в
комбинацию и др.).
Приучение гимнастов к
осторожности, к продумыванию своих действий, к трезвому расчету сил и
возможностей. Обеспечение безопасности при выполнении упражнений. Создание для
этого четкого представления об изучаемом упражнении, сообщение о нем
достаточного количества качественной информации, обучение надежной
самостраховке и принятию других мер безопасности, обеспечивающих успешное
овладение упражнением.
Побуждение (требование, приказ) занимающихся к безусловному
овладению изучаемым упражнением, к его качественному выполнению в усложненных
условиях. Установка на качественное овладение упражнением за наименьшее
количество попыток. Применение игрового и соревновательного методов обучения упражнениям.
Первый подход для выполнения нового, сложного упражнения не в порядке принятой
очередности, а по назначению педагога или по собственному желанию.
Разностороннее развитие волевых способностей гимнаста,
воспитание чувства ответственности за результаты спортивной тренировки.
Изучение и
формирование личностных свойств {способностей) у юных гимнастов. Общеизвестно,
что даже самый одаренный в двигательном отношении человек ничего не добьется в
спорте, если у него не сформированы добросовестное отношение к поручениям
старших, к учебе, посильному труду и другие личностные свойства. Главной
способностью в любом виде деятельности, в том числе и в гимнастике, является глубоко
осознанное и активное отношение к занятиям. Оно в значительной мере определяет
волю, целеустремленность, упорство и настойчивость в достижении поставленной
цели, дисциплинированность, решительность и смелость. Отношение к занятиям у
детей 6 — 8 лет формируется главным образом на основе эмоционального восприятия
гимнастики (нравится — не нравится, красиво — некрасиво, трудно — легко,
интересно — неинтересно и т. п.). У них еще нет осмысленных побуждений к
занятиям гимнастикой, поэтому формирование положительного отношения на уровне
как эмоций, так и сознания начинают с первых дней занятий. Успех во многом
зависит от личных способностей гимнаста,
методического мастерства педагога-тренера, условий, в которых проходят
занятия и соревнования.
Об отношении гимнаста к занятиям можно судить по посещаемости,
старанию и трудолюбию при овладении новыми упражнениями, волевой активности.
Сознательное и активное отношение к занятиям формируется в процессе
воспитательной работы путем обогащения занимающихся знаниями о пользе занятий
для здоровья, умственной и физической работоспособности, о возможности
развития.
Личностные и волевые свойства гимнастов изучаются методом
независимых характеристик родителей,
воспитателей детского сада, учителей школы, руководителей молодежных
организаций, педагогов-тренеров. Объективность оценки достигается выполнением
различных требований. Лица, оценивающие способности гимнаста, должны исходить
из единых определений сущности способностей, знать признаки их высокого и
низкого проявления; руководствоваться едиными критериями оценки, например: 1
очко — ярко выраженное проявление способности, 0 очков — средняя выраженность,
минус 1 очко — слабо выраженное проявление. Результаты наблюдений обобщаются и
заносятся в индивидуальную карту гимнаста, на их основе выводится оценка на
данный период. На основе материалов наблюдений осуществляется индивидуальный и
личностный подход к занимающимся в процессе занятий.
Техническая
подготовленность юных гимнастов
на первом этапе их подготовки оценивается по умению выполнять
общеразвиваю-щие и строевые упражнения, основные висы и упоры, размахивания в
них, стойку на руках на полу и на стоялках, шпагаты, перевороты вперед и боком,
медленные перевороты, рондат, фляк, сальто вперед и назад, круги двумя на
грибке (мальчики), подъемы разгибом и двумя, прыжки в глубину с мягким
приземлением, опорный прыжок ноги врозь и согнув ноги через коня в ширину, элементарные прыжки на батуте. В этот период формируется гимнастический
стиль выполнения упражнений. |