Пятница, 19.04.2024, 21:46
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА "РАТЬ" [8]
ВЕЛИКИЕ СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ [99]
ИСТОРИЯ СПОРТА [78]
СТИХИ О СПОРТЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [24]
ПЕСНИ-ПЕРЕДЕЛКИ О СПОРТЕ И ЗДОРОВЬЕ [0]
СПОРТИВНЫЕ ЗАГАДКИ [3]
ОБУЧЕНИЕ ГИМНАСТИКЕ [61]
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И ЕЕ ВИДЫ [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Блог
Главная » 2016 » Февраль » 4 » Управление гимнаста вниманием
19:32
Управление гимнаста вниманием

Управление вниманием в значительной мере зависит от умения педагога организовывать и поддерживать его у занимающихся на достаточно высоком уровне и по возможности более продолжи­тельное время, диктуемое условиями обучения. Организовать вни­мание и поддержать его педагог может путем непосредственного и опосредованного методов воздействия на занимающихся.

Метод непосредственного воздействия реализуется путем обраще­ния к занимающимся. При этом педагог использует свои права руко­водителя: команды, распоряжения, просьбы, инструкции, личный пример, сигналы, разрешения, запреты, убеждение, внушение.

Однако надо все же учитывать, что активное внимание непро­должительно. Оно особенно скоротечно у дошкольников и уча­щихся младших классов. Даже у взрослого человека активное вни­мание длится 30—40 мин. Надо периодически давать возможность переключать внимание.

Метод опосредованного воздействия осуществляется путем по­становки цели и задач занятия перед каждой из его частей, перед изучением отдельного упражнения, его частей и фаз; путем воз­буждения интереса, любопытства занимающихся.

Гимнаст может управлять своим вниманием с помощью систе­матического приучения себя к внимательному выполнению лю­бой по степени сложности и ответственности порученной или самим избранной работы, к целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели; с помощью напоминания са­мому себе о моментах, при которых надо быть особенно внима­тельным, тщательной подготовки необходимых для успеха дей­ствий. Важно знать, в каких движениях и на что надо обратить внимание, в какой последовательности переводить (переключать) его с одного объекта на другой, на какие объекты распределять его одновременно. Без перечисленных знаний внимание не будет организовано, а сознание не будет концентрироваться на тех объек­тах, на которых следовало бы. В этом случае овладение знаниями, умениями, навыками будет затруднено, учеба непроизводитель­на, труд малоэффективен, появятся неточности, ошибки. Ошиб­ки в технике сложных движений могут затруднить овладение мас­терством, снизить производительность труда и т.п.

Качество управления вниманием занимающихся зависит от теоретической и методической подготовленности педагога, от состава занимающихся и условий, в которых проводятся занятия.

Для управления вниманием учащихся в ходе урока при обуче­нии отдельным упражнениям используются следующие методи­ческие приемы:

четкая организация уроков, систематическая требователь­ность педагога к качеству знаний, умений и навыков занимаю­щихся, к их дисциплине и вниманию на уроке;

четкая постановка задач перед уроком, перед проведением отдельных его частей, при обучении каждому физическому уп­ражнению;

технически правильный и методически хорошо оформлен­ный показ упражнения;

доступность для восприятия, краткость, образность объяс­нения техники выполнения упражнения;

предельная опора на активную мыслительную деятельность занимающихся с использованием законов механики, сведений из анатомии, физиологии, психологии;

включение в активную работу всех занимающихся; органи­зация обсуждения техники исполнения изучаемого упражнения в парах и в группе, а также помощи, взаимопомощи и страховки;

систематическая работа педагога над развитием у занимаю­щихся умения видеть показ упражнения и слушать объяснение техники движений, выделять главное и второстепенное;

возбуждение интереса и положительных эмоций, сообще­ние интересных, «удивительных» фактов из собственного и чужо­го спортивного опыта;

чуткое отношение к вниманию занимающихся.

На объеме и интенсивности внимания сказывается состояние занимающихся, а именно:

эмоциональное состояние: возбуждение или угнетение, ум­ственное или физическое утомление, переутомление, психичес­кая усталость после многократного повторения одного и того же упражнения без каких-либо вариаций (соединение с другими уп­ражнениями, усложнение условий выполнения и др.);

отношение занимающихся к изучаемому материалу, к пред­мету в целом (активное, пассивное, осознанное, формальное), к учителю. Мотивы учения;

предшествующий опыт, привычки, морально-нравственная воспитанность занимающихся;

интересы (устойчивые и текущие), умение занимающихся ис­пользовать полученные ранее знания, умения и навыки в овла­дении более сложными упражнениями.

Оценка и развитие памяти на движения — способности челове­ка запечатлевать, сохранять, воспроизводить наибольшее количество движений и способов их исполнения, усвоенных в про­шлом. Без этого каждое двигательное действие пришлось бы изу­чать заново. Память на движения проявляется во взаимосвязи с эмоциональной, образной и словесно-логической ее разновидно­стями.

Кратковременное и долговременное запоминание движений зависит от потенциальных возможностей мозга и специфики пред­шествующего испытаниям двигательного опыта гимнаста. Наилуч­шая память на движения и ее способность к развитию у юных гимнастов от 13 до 17 лет.

Из временных, пространственных и силовых параметров дви­жений легче запоминается продолжительность движений во вре­мени, затем в пространстве и труднее — по величине мышечного усилия. Из видов согласования движений звеньями тела легче за­поминаются симметричные однонаправленные, разнонаправлен­ные и последовательные движения. Значительно труднее запоми­наются асимметричные движения руками, ногами, головой, ту­ловищем.

Запоминание движений может быть произвольным и непроиз­вольным. Более продуктивным является произвольное запомина­ние.

Способность запоминать продолжительность движений во вре­мени оценивается путем предложения испытуемым выполнить отдельное упражнение, комплекс или комбинацию в заданное педагогом время и запомнить его. После 1 — 3 пробных попыток выполняется зачетная.

Способность запоминать размер движений может оцениваться с помощью гимнастической палки с нанесенными на нее делени­ями в сантиметрах от середины в обе стороны. Палка держится двумя руками за середину так, чтобы нулевая отметка была между указательными пальцами обеих рук. Скользящими по палке дви­жениями одной или обеими руками одновременно выполняются движения заданного педагогом размера. После 1 — 3 пробных по­пыток, выполненных под контролем зрения с установкой запом­нить заданный размер движения, выполняется зачетное с закры­тыми глазами. Другим доступным измерителем размера движения может быть рулетка. Требуется вытянуть ленту на заданное педаго­гом количество делений 1 — 3 раза под контролем зрения и запом­нить размер движения, а затем воспроизвести его с закрытыми глазами.

Способность запоминать величину мышечных усилий оцени­вается с помощью ручного и станового динамометров. Величина мышечного усилия задается педагогом и делается установка на ее запоминание. После 1 — 3 пробных попыток под зрительным кон­тролем выполняется зачетная с закрытыми глазами. Эту способ­ность можно оценивать и с помощью упражнений, например бросков набивного мяча из различных исходных положений. Конт­рольное упражнение предварительно выполняется с максималь­ным усилием, а затем 1—3 раза в полсилы и запоминается, после этого повторяется с закрытыми глазами на зачет.

Способность запоминать движения, соразмеренные во време­ни, в пространстве и по мышечному усилию, может оцениваться в процентах к абсолютной точности движений: точность 80 % — «5»; 60 —79% - «4»; 40-59% - «3» и менее 40% - «2».

При оценке способности запоминать согласования движений звеньями тела в качестве контрольных упражнений предлагаются: для гимнастов 5 — 6 лет комплексы, состоящие из 6 симметрич­ных одно- и разнонаправленных движений; для гимнастов сред­него школьного возраста — 12 — 16 симметричных, последователь­ных и асимметричных движений; для гимнастов старшего возрас­та — вольные движения III, II и I юношеских спортивных разря­дов.

Предъявление движений для запоминания может осуществлять­ся одним из следующих способов: по слову, по показу, выполне­ние по разделениям или проводкой с одинаковым числом повто­рений (1 — 3), после чего комплекс упражнений выполняется на зачет. Учитывается количество точно воспроизведенных, пропу­щенных и неправильно выполненных движений. Высчитывается коэффициент памяти на движения.

При развитии памяти на движения вновь изученные упражне­ния сводятся в комплексы, комбинации с заданной целевой на­правленностью (оздоровительной, прикладной, спортивной и др.). Гимнастам дается установка на длительность и прочность запоми­нания движений. Упражнения для запоминания могут предъяв­ляться методом «проводки» по разделениям, по показу, по слову. В последнем случае движения запоминаются труднее, но зато они лучше, чем при других методах предъявления, развивают мышле­ние гимнастов.

Качество и прочность запоминания движений проверяются после выполнения упражнений на силу, на выносливость к мы­шечной работе, в конце урока, через день, через несколько дней и т.д. Сложность комплексов движений подбирается в соответ­ствии с возрастом, со способностями гимнастов запоминать дви­жения.

Проверяется оценка управления эмоциями — специфическими реакциями гимнаста на трудности, которые приходится преодо­левать ему в процессе спортивной деятельности. Значение эмоций

 Формирование у занимающихся умений и навыков произ­вольно управлять своим дыханием в сочетании с напряжением и расслаблением мышц и приводить себя в спокойное эмоциональ­ное состояние.

Внушение занимающимся безопасности изучаемых упражне­ний, внесение в их сознание уверенности в успешном овладении ими. Обучение гимнастов самостоятельному управлению своими эмоциями: самоприказ, самоободрение, самоуспокоение, само­убеждение, самонастрой на качественное выполнение упражне­ния; приемам психорегулирующей тренировки; переключению сознания с неприятных чувств и мыслей на приятные эмоцио­нальные переживания; трезвому объективному анализу причин неудачных действий, поступков, выступлений на соревнованиях.

Убеждение каждого занимающегося в том, что он вполне подготовлен к овладению технически сложным, требующим ре­шительности и смелости упражнением. Применение игрового, со­ревновательного метода обучения упражнениям, индивидуально­го и личностного подхода.

Создание комфортных условий быта, хорошее питание, полно­ценный сон — универсальное средство снятия эмоционального на­пряжения. Музыка успокаивающего или возбуждающего характера.

Проверяется оценка развития воли — способности гимнаста мо­билизовать свои силы на преодоление трудностей, управлять сво­им поведением. Она обеспечивает переход от познания и пережи­ваний, от эмоций к практической деятельности, является важ­ным условием достижения высоких спортивных результатов. В струк­туру воли входят следующие волевые способности: целеустрем­ленность (она формирует структуру воли), инициативность и са­мостоятельность, настойчивость и упорство, решительность и сме­лость, выдержка и самообладание. Ведущими из них для гимнаста являются выдержка, самообладание, решительность и смелость.

Изучаются волевые способности методом наблюдения в про­цессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований. Для изучения решительности и смелости применяются специаль­ные гимнастические упражнения и методические приемы. К их числу относятся:

Прыжок спиной вперед через планку, установленную на вы­соте одной трети роста испытуемого.

Прыжок в глубину: залезть по канату на возможно большую высоту или установленную педагогом и спрыгнуть на маты, уло­женные в два слоя, при наличии надежной страховки. Выполнить то же самое, но без страховки на маты, уложенные в один слой.

Прыжок в глубину с гимнастической стенки с высоты, уста­новленной педагогом, спрыгнуть на маты. Выполнить то же са­мое, но спрыгнуть с поворотом на 90° или 180° в обруч, который держит педагог на высоте 1 м от пола.

в деятельности гимнаста велико. Они проявляются в качестве ве­гетативных, соматических и психологических реакций и самоот­четов гимнастов, их устойчивость индивидуальна.

Вегетативными реакциями могут быть: изменение частоты сер­дечных сокращений, продолжительность задержки дыхания, по­краснение или, наоборот, побледнение кожных покровов, холод­ный пот и др.

Соматические реакции проявляются в виде искажений мими­ки, жестов, нарушения координации движений, увеличения вре­мени сосредоточения перед выполнением упражнений или по­спешности, суетливости в действиях на ответственных соревнова­ниях, упрощенного варианта исполнения соревновательного уп­ражнения, скованности или вялости движений.

Психологические реакции обнаруживают себя в виде утраты ин­тереса и активного положительного отношения к овладению слож­ными упражнениями, уверенности в своих силах, ухудшения свойств всех видов внимания, памяти на движения, неадекватных переживаний за результаты спортивных соревнований.

Самоотчеты занимающихся отражают испытываемые ими за­труднения, эмоциональное состояние в различных сложных об­стоятельствах на учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях.

Изучение эмоциональных реакций у гимнастов возможно с помощью таких упражнений, которые не требуют специальной предварительной физической подготовки и разучивания и в то же время не исключают возможности срыва со снаряда и ушиба, соз­дают ситуацию риска. В этом случае критерием эмоциональной устойчивости служит разница в показателях пульса в спокойном состоянии, когда испытуемые еще не знают об эксперименте, и на исходном положении перед выполнением контрольного уп­ражнения. Эти данные дополняются наблюдениями за вегетатив­ными, соматическими и психологическими реакциями и отчета­ми самих исследуемых лиц.

Управление эмоциональным состоянием гимнастов в сложных ус­ловиях их деятельности осуществляется на основе результатов изу­чения их в условиях учебно-тренировочных занятий и спортивных выступлений. В качестве методических приемов управления исполь­зуются следующие:

Обучение гимнастов задержке, сознательному подавлению внешних выразительных проявлений соматических, вегетативных и психологических эмоциональных реакций. Обучение их само­контролю за своим эмоциональным состоянием.

Подбор специальных упражнений (на расслабление, глубо­кое дыхание и др.), подвижных и упрощенных спортивных игр, словесных (ободряющих, успокаивающих, стимулирующих) воз­действий педагога.

Соскок ноги врозь с концов низких жердей на гимнастичес­кие маты и при надежной страховке. Выполнить то же самое, но с концов высоких брусьев на акробатическую дорожку и без стра­ховки.

Прыжок ноги врозь назад через гимнастического козла высо­той, определяемой педагогом, с приземлением на гимнастичес­кие маты и при надежной страховке. Выполнить то же самое, но с приземлением на акробатическую дорожку и без страховки.

Соскок махом назад на низких брусьях с переворотом напра­во кругом на гимнастические маты и при надежной страховке. Выполнить то же самое, но на высоких брусьях с приземлением на акробатическую дорожку и без страховки.

Соскок прогнувшись из упора присев на низком гимнасти­ческом козле с приземлением на гимнастические маты и при на­дежной страховке. Выполнить то же самое, но с приземлением на акробатическую дорожку и без страховки.

Прыжок прогнувшись из упора присев на низкой переклади­не с приземлением на гимнастические маты и при надежной стра­ховке. Выполнить то же самое, но на высокой перекладине без страховки.

Прыжок согнув ноги через низкую перекладину, отталкива­ясь ногами от пружинного мостика, с приземлением на гимнас­тические маты и при надежной страховке. Выполнить то же са­мое, но с приземлением на акробатическую дорожку и без стра­ховки.

Прежде чем начать испытание решительности и смелости с помощью того или иного контрольного упражнения, надо сперва создать у исследуемых лиц четкое представление о нем (см. гл. 6). На опробование даются 1 — 3 попытки, указывается на трудные для исполнения моменты и способы их преодоления, обеспечи­вается надежная страховка. Перед каждой попыткой испытуемые кратко рассказывают технику исполнения упражнения. В случае необходимости в их представления вносятся поправки. После со­здания четкого представления об упражнении оно выполняется на зачет. Оценивается качество исполнения в баллах, подсчитывается количество попыток и определяется коэффициент решитель­ности и смелости.

При оценке решительности и смелости у гимнаста важно знать, являются ли они чертами его характера, или же определяются уровнем развития других способностей, необходимых для успеш­ного выполнения контрольного упражнения. В данном случае воз­можны следующие варианты: хорошее развитие решительности и смелости сочетается с высоким развитием других способностей гимнаста, необходимых для овладения данным упражнением; сла­бое развитие этих волевых способностей сочетается с таким же слабым развитием других способностей; недостаточное развитие решительности и смелости — с высоким развитием других спо­собностей, и наоборот. Об этих особенностях необходимо знать, чтобы не допустить ошибки в обучении, тренировке и воспита­нии гимнастов. Заключение о том, что решительность и смелость являются чертами характера гимнаста, делается на основании ре­зультатов систематического наблюдения за их проявлением в раз­личных условиях деятельности в течение достаточно длительного времени. Так, например, заключение о недостаточном развитии этих черт характера у гимнаста может быть сделано на том основа­нии, что для успешного выполнения предлагаемых упражнений у него имеются все необходимые и достаточно хорошо развитые способности, тем не менее он каждый раз проявляет нерешитель­ность и робость.

Критериями решительных и смелых действий служат: техни­чески правильное выполнение трудных упражнений за наимень­шее количество попыток; хорошо обдуманные, уверенные и точ­ные действия при отсутствии опеки и страховки; постоянное и активное стремление выполнять наиболее трудные варианты уп­ражнений первым или в числе первых, даже если не все необхо­димые для этого способности развиты достаточно хорошо.

О проявлении нерешительности и робости свидетельствуют: пассивность, равнодушное отношение к усвоению упражнений, постоянное стремление выполнять новые упражнения или изме­ненные варианты ранее изученных упражнений, глядя на других, после многократных показов и объяснений, после принуждения, при наличии чрезмерной страховки; попытки прикрыть свое без­волие «небрежностью», «случайностью» и другими причинами, отказ от выполнения, изменение принятого решения или необду­манное выполнение «на авось»; систематическое стремление вы­полнять более легкие варианты упражнений, напряженность и скованность движений и действий в ответственные моменты при хорошо развитых способностях, необходимых для успешного вы­полнения изучаемых упражнений.

Дополнительные сведения о волевых способностях гимнаста можно получить путем опроса и бесед с родителями и лицами, имеющими отношение к его обучению и воспитанию. Во время беседы выясняются:

способности гимнаста проявлять инициативу и настойчивость ' в достижении цели, поставленной родителями, классным руко­водителем или самостоятельно;

самостоятельность, независимость от окружающих (подчиняет ли своему влиянию других или больше подчиняется сам;

может ли постоять за себя, отстоять свои мнения, желания или откажет­ся от них ради выгоды);

поведение во время беседы с педагогами, старшими, на собра­ниях, экзаменах, на спортивных соревнованиях: спокоен, выдер­жан или проявляет волнение, нервозность, суетливость, поспеш­ность в действиях, затрудняется в изложении своих мыслей.

Развитие воли у гимнастов планируется на основе результатов ее изучения. В подготовительном периоде тренировки развиваются все волевые способности; в основном периоде — преимуществен­но волевые способности гимнаста, устраняются пробелы в разви­тии отдельных способностей; в переходный период снова больше внимания уделяется развитию всех волевых способностей, общей и специальной физической подготовке, развитию других способ­ностей гимнаста, необходимых для успешного овладения более сложными упражнениями в следующем учебно-тренировочном году.

С целью активизации волевой активности гимнастов при овла­дении новыми сложными упражнениями применяются специаль­ные методические приемы:

Подбор таких упражнений, при овладении которыми есть новизна, существует опасность срыва со снаряда, ушиба, а успех зависит от уверенных и энергичных действий. Постепенное ус­ложнение упражнений и условий, в которых они выполняются (убыстрение темпа исполнения, изменение высоты снаряда, вклю­чение изученного упражнения в связку с другими упражнения­ми, в комбинацию и др.).

Приучение гимнастов к осторожности, к продумыванию своих действий, к трезвому расчету сил и возможностей. Обеспечение безопасности при выполнении упражнений. Создание для этого четкого представления об изучаемом упражнении, сообщение о нем достаточного количества качественной информации, обуче­ние надежной самостраховке и принятию других мер безопасно­сти, обеспечивающих успешное овладение упражнением.

 Побуждение (требование, приказ) занимающихся к безус­ловному овладению изучаемым упражнением, к его качественно­му выполнению в усложненных условиях. Установка на качествен­ное овладение упражнением за наименьшее количество попыток. Применение игрового и соревновательного методов обучения уп­ражнениям. Первый подход для выполнения нового, сложного уп­ражнения не в порядке принятой очередности, а по назначению педагога или по собственному желанию.

Разностороннее развитие волевых способностей гимнаста, воспитание чувства ответственности за результаты спортивной тренировки.

Изучение и формирование личностных свойств {способностей) у юных гимнастов. Общеизвестно, что даже самый одаренный в двигательном отношении человек ничего не добьется в спорте, если у него не сформированы добросовестное отношение к пору­чениям старших, к учебе, посильному труду и другие личностные свойства. Главной способностью в любом виде деятельности, в том числе и в гимнастике, является глубоко осознанное и актив­ное отношение к занятиям. Оно в значительной мере определяет волю, целеустремленность, упорство и настойчивость в достиже­нии поставленной цели, дисциплинированность, решительность и смелость. Отношение к занятиям у детей 6 — 8 лет формируется главным образом на основе эмоционального восприятия гимна­стики (нравится — не нравится, красиво — некрасиво, трудно — легко, интересно — неинтересно и т. п.). У них еще нет осмыслен­ных побуждений к занятиям гимнастикой, поэтому формирование положительного отношения на уровне как эмоций, так и сознания начинают с первых дней занятий. Успех во многом зависит от лич­ных способностей гимнаста, методического мастерства педагога-тре­нера, условий, в которых проходят занятия и соревнования.

Об отношении гимнаста к занятиям можно судить по посеща­емости, старанию и трудолюбию при овладении новыми упраж­нениями, волевой активности. Сознательное и активное отноше­ние к занятиям формируется в процессе воспитательной работы путем обогащения занимающихся знаниями о пользе занятий для здоровья, умственной и физической работоспособности, о воз­можности развития.

Личностные и волевые свойства гимнастов изучаются методом независимых характеристик родителей, воспитателей детского сада, учителей школы, руководителей молодежных организаций, педа­гогов-тренеров. Объективность оценки достигается выполнением различных требований. Лица, оценивающие способности гимнас­та, должны исходить из единых определений сущности способнос­тей, знать признаки их высокого и низкого проявления; руковод­ствоваться едиными критериями оценки, например: 1 очко — ярко выраженное проявление способности, 0 очков — средняя выра­женность, минус 1 очко — слабо выраженное проявление. Резуль­таты наблюдений обобщаются и заносятся в индивидуальную кар­ту гимнаста, на их основе выводится оценка на данный период. На основе материалов наблюдений осуществляется индивидуальный и личностный подход к занимающимся в процессе занятий.

Техническая подготовленность юных гимнастов на первом этапе их подготовки оценивается по умению выполнять общеразвиваю-щие и строевые упражнения, основные висы и упоры, размахи­вания в них, стойку на руках на полу и на стоялках, шпагаты, перевороты вперед и боком, медленные перевороты, рондат, фляк, сальто вперед и назад, круги двумя на грибке (мальчики), подъ­емы разгибом и двумя, прыжки в глубину с мягким приземлени­ем, опорный прыжок ноги врозь и согнув ноги через коня в ширину, элементарные прыжки на батуте. В этот период формирует­ся гимнастический стиль выполнения упражнений.
Категория: ОБУЧЕНИЕ ГИМНАСТИКЕ | Просмотров: 598 | Добавил: uchitel | Теги: сайт для учителей физкультуры, гимнастические упражнения, методические рекомендации для учите, гимнастика в школе, преподавание гимнастики | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru