Такой подход к
процессу обучения оправдан как в теоретическом, так и в практическом плане.
В теоретическом
плане расширяются возможности для дальнейшего совершенствования методики
преподавания гимнастики, более эффективного применения ее средств и методов в
оздоровительных, образовательных, воспитательных, спортивных, профессионально-прикладных
целях путем более полного использования сведений из смежных дисциплин
естественнонаучного, психолого-педагогического, социально-экономического и
спортивно-педагогического циклов. На основании изложенных выше принципиальных
положений оказывается возможным упорядочение понятийного аппарата, повышение
научности преподавания гимнастики, систематизация учебного материала, а
следовательно, и облегчение его усвоения занимающимися.
В практическом
плане открываются новые возможности, значительно более широкие по сравнению с
существующими, для совершенствования программ, нормативных требований, форм
организации и методики проведения занятий гимнастикой с различными по
возрасту, полу, учебной и профессиональной деятельности категориями
занимающихся; для использования средств и методов гимнастики в оздоровительных,
образовательных, воспитательных целях, а также для изучения, развития и
прогнозирования способностей, необходимых занимающимся в учебной, трудовой
деятельности и предстоящей службе в армии, в подготовке молодых женщин к
детородной функции и материнству.
Обучение — это
педагогический процесс, направленный на обучаемых лиц с целью обогащения их
знаниями, умениями, навыками и опытом: двигательным, эстетическим,
эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, трудовым и др-В
процессе обучения упражнениям педагог оказывает помощь своим ученикам не
только в овладении упражнениями, но и в познании самих себя, своих
способностей и стимулирует их развитие. Новый опыт учащиеся приобретают разными
способами: путем подражания педагогу методом проб и ошибок, благодаря обучающим
и воспитывающим воздействиям педагога. Грамотное в научном и методическом
отношении обучение носит воспитывающий
характер.
В процессе
обучения активно (или пассивно) взаимодействуют две личности — педагог и
ученик. Эффективность обучения зависит от глубоко осознанной активности
каждого из них при ведущей роли учителя.
Он изучает способности ученика, создает ему благоприятные условия для успешного
овладения системой знаний, умений, навыков, формирует у него сознательное и
активное отношение к занятиям гимнастикой.
В овладении
гимнастическими упражнениями должен быть заинтересован прежде всего сам
ученик. Его обязанность состоит в том, чтобы создать у себя благоприятные
внутренние условия для восприятия и осознания полезности педагогических
воздействий со стороны учителя. Ему необходимо активизировать свое внимание,
память, мыслительную деятельность, волю и создать положительное и активное
отношение к гимнастике, к данному занятию и к изучаемому упражнению. К
исполнению этих обязанностей ученик готовится заранее родителями и учителем.
Задача педагога
состоит в том, чтобы методически грамотно преподнести учебный материал,
возбудить у учеников интерес к овладению изучаемым упражнением, убедить их в
полезности занятий для здоровья, учебы и труда.
Необходимость
занятий гимнастическими упражнениями с детьми диктуется следующими
обстоятельствами.
Потребности
общества. Целью любого общественного устройства людей является разностороннее
физическое и духовное развитие личности, ее способностей. Успешное продвижение
к этой Цели возможно благодаря физическому и умственному образованию и
воспитанию детей. Большими возможностями в этом отношении располагают занятия
гимнастикой.
Закономерности
возрастного развития человека. Дети по сравнению со взрослыми быстрее и с
меньшими затратами нервно-Мышечной энергии овладевают двигательным опытом. Чем
более Разносторонний опыт они приобретают, тем больше знают об окружающих
предметах и явлениях, тем лучше развиты у них функции организма, психические и
личностные свойства, каждое из них имеет свою возрастную динамику развития. В
связи с этим важно не упустить наиболее благоприятный возрастной период
(сенситивный) и своевременно стимулировать развитие способностей, обогатить
занимающихся необходимыми знаниями, двигательными умениями и навыками, сформировать
полезные для жизни привычки, твердую убежденность в личной пользе и общественной
значимости систематических занятий гимнастикой.