В связи с
непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений страховка и помощь
становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах
подготовки гимнастов и эффективной мерой предупреждения травматизма.
Под страховкой
понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в
процессе выполнения упражнений. Она осуществляется без предварительного
захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражнения
захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его
выполнение.
Различают
индивидуальную и групповую страховку. Обе формы страховки применяются на
начальных этапах обучения наиболее сложным и рискованным элементам и
соединениям. Индивидуальная страховка осуществляется преподавателем или одним
из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При
этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет
необходимые действия. Непременным условием групповой страховки являются четкие
действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки
категорически запрещается.
Наличие
разнообразных страховочных средств в большинстве случаев позволяет применять
индивидуальную страховку. Групповая страховка применяется реже.
Для обеспечения
страховки используются специальные и технические средства. К специальным
относятся: ладонные накладки — полоски из натуральной (лосевой) кожи, надетые
на пальцы и закрепленные ремешком на запястье; лямочные петли и перчатки —
используются для обучения размахиванию с большой амплитудой и большим оборотам;
поролоновые валики, прокладки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о
перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса
(лонжи); различные возвышения для удобства и надежности страховки; поролоновая
яма или система «трамплин — поролоновая яма — батут» — помогает осваивать упражнения
со сложными вращениями в безопорной фазе, снижает чувство страха, уменьшает
риск получить травму. В целях безопасности батут устанавливают на уровне пола.
На его металлическую раму и амортизаторы укладывают маты. К техническим
средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении
больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других упражнений;
амортизирующий пояс для страховки при разучивании акробатических упражнений и
др.
Страховка и
помощь тесно взаимосвязаны и на начальных этапах обучения новому упражнению
часто подменяют друг друга.
Помощь не только
исключает возможность срыва со снаряда, падения, но и является одним из
методических приемов обучения. Она способствует созданию правильного
представления об изучаемом упражнении, быстрому овладению техникой его исполнения
и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы,
координации движений, быстроты и других способностей.
Различают
следующие виды помощи: проводка — действия тренера, сопровождающие гимнаста по
всему упражнению или отдельной его части, фазе; фиксация — задержка гимнаста
педагогом в определенной точке движения; подталкивание — кратковременная
помощь при перемещении гимнаста снизу вверх; поддержка — кратковременная помощь
при перемещении гимнаста сверху вниз; подкрутка — кратковременная помощь
гимнасту при выполнении поворотов; комбинированные приемы — использование
различных приемов, применяемых одновременно и последовательно; серийные приемы
— используются в соответствии с построением комбинации: подталкивание —
поддержка, поддержка — подталкивание, подкрутка — подталкивание и т.д.
По мере овладения
упражнением степень приложения физических усилий педагогом уменьшается, а
затем прекращается вовсе и заменяется страховкой. Помощью и страховкой нельзя
злоупотреблять, в противном случае можно лишить занимающихся уверенности в
своих силах, решительных и смелых действий. Надо добиваться от них
самостоятельного выполнения упражнений.
При осуществлении
страховки необходимо: знать технику исполняемого упражнения; уметь быстро и
правильно выбирать место для страховки; применять правильные способы и приемы
страховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учеников
(физическую, техническую и психологическую подготовленность, способности); на
месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему
упражнение, но в то же время не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми
подставками, с которых осуществляется страховка, ставить на страховку лиц, не
подготовленных для этого. Выбор приемов страховки зависит от индивидуальных
особенностей страхующего и степени технической подготовленности обучаемого.
При
самостоятельном выполнении упражнений большую роль в Предотвращении травм
приобретает самостраховка — умение занимающегося своевременно принимать
правильные решения и самостоятельно
выходить из опасных положений. Для предотвращения возможной травмы можно
прекратить выполнение упражнения или изменить его, создать дополнительную
опору, перехватить руками, сделать соскок и др. Очень важно научить занимающихся
правильно приземляться во время падения. Навыки самостраховки приобретаются в
процессе изучения упражнений и соршенствования их исполнения. |