Эти разделы
научно-практических знаний тесно взаимосвязаны и каждый из них может быть с
пользой усвоен только в совокупности со всеми остальными, а весь курс
гимнастики — в тесной связи с другими спортивными и смежными теоретическими
дисциплинами: механикой, анатомией, физиологией, психологией, педагогикой,
теорией и методикой физического воспитания и др.
Однако
приведенный выше перечень вопросов, подробно изученных в стенах вуза, вовсе не
означает, что в содержание учебной работы с гимнастами надо переносить все, что
накопилось в гимнастике как научно-практической дисциплине. В содержание обучения
включается лишь то, что общественно необходимо, педагогически разумно и
доступно занимающимся в связи с их возрастом, образованием и способностями,
важно для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных и
прикладных задач.
Обучение
гимнастическим упражнениям основывается на практическом использовании
содержательных и операционных знаний и на общих дидактических принципах
формирования двигательных умений и навыков.
Умение — это
знание об упражнении, его теория, философия в действии. Овладение им
определяется способностями учащихся, их мыслительной и практической
деятельностью. Умение выполнять гимнастическое упражнение — это способность
занимающегося на основании знаний об упражнении управлять движениями, входящими
в его состав, под контролем сознания. Такая способность приобретается на основе
имеющихся у обучаемого знаний о технике движений, наличного двигательного
опыта, физической и психологической подготовленности. На этой стадии овладения
упражнением от занимающегося требуется напряжение внимания, памяти, воли,
умственный труд. В достижении успеха ведущую роль играет сознательное и
активное отношение к процессу учения, стремление достичь поставленной цели.
Цель образует структуру Двигательного умения. Степень достижения цели
определяется качеством практического выполнения изучаемого упражнения.
Каждый из
компонентов умения выполнять гимнастическое Упражнение имеет свою сложную
структуру. Знание ее лежит в основе грамотного, а следовательно, и эффективного
формирования двигательных умений и навыков, спортивного мастерства в
гимнастике.
Умение выполнять
упражнение формируется в процессе обучения и включает в себя длинный ряд
условных рефлексов первой и, главным
образом, второй сигнальных систем. Их работа определяется деятельностью мозга,
его высших отделов и подчиняется законам анатомии, физиологии и психологии.
Двигательный навык
— это совершенный, рациональный с точки зрения техники изучаемого упражнения и
гимнастического стиля способ управления движениями в целостном гимнастическом
упражнении. При этом сознание обучаемых лиц направлено на условия, в которых
выполняется упражнение, на его конечный результат и мастерство исполнения, а
не на отдельные движения.
Навыки
формируются путем многократного стереотипного повторения движений или
изучаемого упражнения в целом. При этом в структуру упражнения не вносится
существенных изменений, оно выполняется, как правило, в одних и тех же
условиях. По мере увеличения количества повторений упражнение становится все
более привычным, уменьшается необходимость сосредоточения, распределения,
переключения внимания, снижается напряжение памяти, воли и других психических
процессов, а также доля перцептивного и смыслового контроля. Техника исполнения
постепенно приближается к образцу, к технике упражнений.
Главной чертой
навыка является его автоматизация. Сознание только в экстренных случаях
контролирует правильность движений. Автоматизация движений придает навыку
высокую устойчивость и стабильность при выполнении упражнения в изменяющихся
условиях внешней и внутренней среды: а) изменение окружающей обстановки,
температуры, освещения и др.; б) утомление, недомогание, эмоциональное
возбуждение или угнетение; в) длительные перерывы в занятиях и др.
В процессе
становления навыка наряду с автоматизацией отдельных движений происходит
слияние их в единый, целостный ансамбль, стереотип с относительно постоянными
пространственными, силовыми и временными характеристиками структуры. Это
делает движения легкими, ритмичными и экономичными. На высших стадиях развития
навыка появляется специализированное восприятие всех параметров движений
(инерции, момента инерции, количества движения, момента количества движения,
реактивного движения, реактивной силы и др., «чувство снаряда»). Гимнастическая
комбинация выполняется по принципу динамического стереотипа, когда одно
движение является пусковым для очередного.
Значение
двигательных навыков (привычек) в жизни человека исключительно велико. По этому
поводу К. Д.Ушинский говорил, что если бы человек не имел способности к навыку,
он не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемый
беспрестанно трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум
и волю для новых работ, для новых побед. Навыки, жизненные стереотипы, привычки
облегчают спортивную и трудовую деятельность, экономизируют нервно-психические и функциональные
напряжения человека, содействуют укреплению его здоровья и продолжительности
жизни.
Двигательные
навыки в гимнастике — это субъективный фактор производительности труда
гимнаста: чем лучше они сформированы, тем выше его спортивное мастерство. Объективным
фактором являются условия, в которых проходит учебно-тренировочный процесс
(спортивная база, инвентарь, постановка учебно-воспитательной работы и др.).
Знания,
двигательные умения и навыки представляют собой ступени единого процесса
достижения спортивного результата а в трудовой деятельности - создания продукта
труда. Знание продолжается и обогащается в умении, умение - в навыке, а последний
- в спортивном результате или продукте труда. Достигнутая цель побуждает
гимнаста к овладению более сложными знаниями, умениями и навыками.
Задача педагога
состоит в том, чтобы на основе имеющихся у гимнастов задатков и способностей
дать им необходимую систему знаний, умений и навыков, добиться запланированного
спортивного результата и в этом процессе развить способности к овладению
более сложными знаниями, умениями и навыками и, в конечном счете, высоким
спортивным мастерством.
Формирование
двигательных навыков в гимнастике имеет ряд специфических особенностей. Основные
из них характеризуются ниже:
Многие
гимнастические упражнения для занимающихся являются совершенно новыми формами
согласования движений, необычными и незнакомыми им по предшествующему двигательному
опыту. Для новичков большую сложность представляют даже такие упражнения, как
кувырок вперед, назад, стойка на голове и другие, связанные с необычным
положением тела в пространстве. В затруднительных случаях педагог может помочь
ученику путем применения
следующих методических приемов: а) создание более четкого представления об
упражнении, о структуре движений; б) применение подводящих и подготовительных
упражнений; в) оказание физической помощи и обеспечение надежной страховки; г)
фиксация отдельных положений и «проведение» по упражнению; д) применение
специальных вспомогательных средств (страховочные ремни, пояс, поролоновый
валик, накладки и т.д.) и тренажеров; е) отыскание аналогий изучаемому упражнению
или отдельным движениям из предшествующего опыта гимнаста; ж) индивидуальный и
личностный подходы в процессе обучения и воспитания гимнастов.
Обучение
упражнениям связано с требованием выполнять движения в гимнастическом стиле.
Для начинающих гимнастов это непривычно и сложно. Поэтому работу над стилем
начинают с самых первых занятий — с обучения ходьбе, бегу, отдельным движениям
руками, головой, туловищем, проводятся специальные занятия хореографией,
большое внимание уделяется формированию гимнастической осанки. В процессе
занятий воспитывается чувство прекрасного, хорошие манеры, развивается чувство
собственного достоинства.
Двигательные
навыки в гимнастике должны обладать высокой устойчивостью и стабильностью при
выполнении упражнений в меняющихся условиях внешней среды и внутреннего состояния
гимнаста. И в то же время навык должен быть пластичным. Совмещение этих двух
противоположных требований достигается путем специальной организации занятий:
а) перестановка отдельных снарядов в зале; б) включение в занятие элементов
соревнования с приглашением судей и авторитетных лиц в качестве зрителей; в)
проведение занятий в другом зале, а если есть возможность, то и на спортивной
площадке; г) выполнение изучаемых упражнений в конце занятия после физического
утомления, после упражнений на силу, выносливость и воздействий ускорений при
выполнении вращательных движений, акробатических упражнений.
В связи с
многоструктурностью и многофункциональностью гимнастических упражнений
приходится учитывать возможности переноса эффекта от выполнения одного
упражнения на другое, вновь изучаемое. В зависимости от общности или различий в
структуре движений, в их сенсорном, энергетическом или психологическом
обеспечении возможен положительный или отрицательный перенос с ранее
выполненного упражнения на вновь изучаемое.
Положительный
перенос характеризуется тем, что ранее сформированные двигательные навыки
помогают овладевать новыми Упражнениями и доводить их выполнение до
совершенства.
При отрицательном
переносе ранее сформированные двигательные навыки затрудняют овладение новыми
упражнениями.
Чем прочнее
закреплен двигательный навык, тем в меньшей мере он подвергается отрицательному
влиянию со стороны ранее сформированных, но зато сам может сильнее влиять
(положительно или отрицательно) на вновь формирующийся и еще очень слабый
двигательный навык.
Эти виды переноса
возможны не только по навыку, но и по функционированию отдельных органов и
систем организма, двигательным способностям, психическим и личностным
свойствам гимнаста.
Наряду с
указанными выше видами переноса выделяют еще так называемое явление последствия
— это временное ухудшение точности движений после больших мышечных усилий (даже
кратковременных), работы на выносливость, сильных эмоциональных возбуждений
или угнетения, умственных напряжений. Например, после упражнений на силу
временно ухудшается координация движений и даже такой прочный навык, как
почерк.
Для избежания
отрицательных последствий этих явлений необходимо: а) умело планировать
изучение новых упражнений, исключая возможность отрицательного переноса и
явления последствия; б) избегать одновременного изучения упражнений, сходных в
деталях, но различающихся по своей технической основе (обороты завесом и
одной); в) не изучать одновременно .упражнения, сходные по структуре движений,
на двух снарядах (подъем разгибом, махом вперед или назад на брусьях, кольцах,
перекладине); г) при изучении упражнения в одну сторону надо, не доводя его до
стадии навыка, изучить и в другую сторону; д) упражнения со сложной
координацией движений, требующие высокой точности, расчета, тонкой
ориентировки в пространстве в условиях безопорного положения тела, упражнения в
равновесии должны изучаться до выполнения упражнений, требующих больших
мышечных усилий, эмоционального напряжения, выносливости и т.д.
Выполнение
многих гимнастических
упражнений связано с необходимостью проявлять смелость, решительность,
эмоциональную устойчивость, а в ряде случаев даже идти на риск — все это
вызывает большие трудности в овладении упражнениями, в формировании
навыка. Облегчить положение занимающихся можно с помощью следующих
методических приемов: а) создание более четкого представления о
характере движений во всех частях и фазах упражнения, потому что
недостаток информации является основной причиной помех, неуверенности в
своих силах и возможностях, страха; б) организация своевременной помощи
и страховки; г) воспитание воли, целеустремленности, настойчивости,
решительности и смелости, приучение к самостоятельности в действиях.
Одни и те же гимнастические
упражнения представляют различную трудность для лиц разного возраста и пола. Дети и подростки
значительно легче, чем взрослые, овладевают упражнениями, требующими сложной
координации движений, гибкости, ориентировки в пространстве, решительности и
смелости. В то же время упражнения с большими мышечными напряжениями даются им
значительно труднее. Девочки, девушки, женщины превосходят мужчин в гибкости,
координации движений, выносливости в статических мышечных усилиях, в чувстве
ритма, музыкальной выразительности движений и др., поэтому им легче даются
упражнения, требующие проявления этих способностей.
В процессе
выполнения многих гимнастических, акробатических и упражнений художественной
гимнастики создаются ускорения — адекватные раздражители рецепторов
вестибулярного анализатора. Чрезмерное воздействие на них может отрицательно
повлиять на координацию движений, ориентировку в пространстве, эмоциональную
устойчивость, решительность и смелость при выполнении упражнений. Для того
чтобы избежать этих последствий, необходимо своевременно изучить у
занимающихся функции вестибулярного анализатора и повысить его устойчивость к
ускорениям с помощью специальных гимнастических упражнений: быстрые движения
головой во всех плоскостях пространства, сочетание их с наклонами туловища, кувырки,
перевороты и другие упражнения с наличием ускорений при их выполнении.
Знание этих и
других, пока еще не известных специфических особенностей формирования
двигательных навыков в гимнастике, должно содействовать правильной организации
учебно-тренировочного процесса, повышению его эффективности.
В силу того, что
в учебном процессе взаимодействуют две личности — учитель и ученик, успешность
овладения знаниями, умениями и навыками в гимнастике зависит от способностей
гимнаста и методического мастерства педагога.
Специальными
способностями гимнаста являются координация движений, мышечная сила, быстрота,
гибкость, ориентировка в пространстве, эмоциональная устойчивость,
решительность и смелость. От уровня их развития в первую очередь зависит успешность
овладения новыми упражнениями, успех в начальной спортивной тренировке и в
достижении первых спортивных результатов.
Установлено, что
успешное овладение программами младших разрядов по гимнастике зависит главным
образом от уровня развития у занимающихся координации движений, мышечной силы
и быстроты. Уже на данном этапе подготовки гимнастов начинают сказываться
пропорции тела. Ведущую роль играют личностные качества, проявляющиеся главным
образом в отношении к занятиям, в точности выполнения заданий педагога, в
соблюдении Установленного порядка и дисциплины.
Упражнения на
каждом снаряде требуют специфической структуры способностей. Для успешного
овладения упражнениями на перекладине нужна хорошая подвижность в плечевых
суставах, сила мышц рук, брюшного пресса и спины; овладение опорными прыжками требует
хорошей прыгучести, координации движений, ориентировки в пространстве,
решительности и смелости; в вольных упражнениях успех зависит от гибкости,
координации движений и прыгучести.
В процессе
овладения гимнастическими упражнениями функции организма, двигательные,
психические и личностные свойства проявляются в единстве, во взаимосвязи.
Между величиной интегрального показателя перечисленных выше способностей и
успешностью овладения программой третьего спортивного разряда отмечается в
целом тесная зависимость.
Структура
способностей у каждого гимнаста индивидуально различна. В силу этого одних и
тех же результатов, при прочих равных условиях, добиваются гимнасты, имеющие
различную структуру способностей. К достижению спортивного результата каждый
гимнаст идет своим индивидуальным путем, недостатки одних способностей
компенсируются за счет других, более развитых. Так, например, слабое развитие
координации движений компенсируется за счет повышенного внимания, напряжения
памяти, количества повторения упражнения. В отдельных упражнениях недостаток
силы может быть компенсирован за счет хорошо развитой гибкости.
Возможны и такие
случаи, когда слабо развитая способность ухудшает проявление других, более
развитых способностей. Например, повышенная эмоциональность, слабая
устойчивость вестибулярных реакций к воздействию ускорений ухудшают координацию
и быстроту движений, внимание, оперативную память и мышление.
Исходя из
сказанного, можно сделать заключение, что успешное обучение гимнастическим
упражнениям возможно в том случае, если педагог будет хорошо знать требования,
которые предъявляют спортивная, художественная гимнастика и акробатика к занимающимся,
а следовательно, и структуру способностей, необходимых для успешного овладения
упражнениями и спортивным мастерством, динамику этой структуры на различных
этапах становления спортивного мастерства; особенности взаимосвязи между отдельными
способностями и психофизиологические механизмы, которые обусловливают эту
взаимосвязь; умение оценивать и развивать способности. Этот минимум знаний и
умений необходим педагогу также при отборе детей для занятий спортивными видами
гимнастики.
Многое зависит от
методического мастерства педагога, качества обучения и воспитания. |