Ориентация детей на занятия гимнастикой со
спортивной направленностью представляет собой систему научно обоснованных
рекомендаций, советов педагога в целесообразности занятий этим видом спорта. При ориентации учитываются:
устойчивость интереса ребенка к занятиям гимнастикой, его склонности,
способности, условия жизни в семье, школьная успеваемость, обучаемость,
воспитуемость и другие индивидуальные особенности, необходимые для успешного овладения этим видом спорта. В
формировании осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой
большое значение имеет убеждение детей в пользе занятий для здоровья, для
обогащения опытом — двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым,
общения, нравственным, спортивным, — необходимым для будущей успешной трудовой
деятельности.
При спортивной ориентации ребенка родителям и педагогам
приходится учитывать и такие факторы, как удаленность спортивной базы от места
жительства, ее состояние, условия для занятий, состав педагогов-тренеров и др.
Ориентация школьников на занятия спортивной гимнастикой
включает в себя просвещение и консультацию в области этого вида спорта.
Просвещение — это обогащение детей разносторонними знаниями
в области гимнастики, чтобы они более осознанно и активно относились к
спортивным занятиям.
Консультация представляет собой научно обоснованные и проверенные
на практике ответы на вопросы лиц, обратившихся за консультацией, или совет в
целесообразности выбора гимнастики для спортивных занятий. Консультация носит
индивидуальный характер. При
консультировании педагог прежде всего должен узнать, чем вызван интерес
консультируемого лица к гимнастике: чувственными, эмоциональными
побуждениями или осознанным отношением. Для этого надо обязательно
побеседовать с родителями ребенка, обратившегося к педагогу за советом, узнать
их отношение к его решению заниматься спортивной гимнастикой, поинтересоваться,
какова их собственная роль в формировании такого выбора. В беседе уточняются
зарождение и устойчивость интереса, склонностей и способностей их ребенка к
занятиям гимнастикой.
Спортивный отбор — это выявление лиц, наиболее
одаренных для занятий спортивной гимнастикой.
Достижение высоких спортивных результатов на уровне современных
требований в гимнастике доступно не каждому ребенку, желающему заниматься этим видом спорта. Выдающиеся гимнасты,
как правило, еще с детства отличались от своих сверстников двигательной
активностью, стремлением к соперничеству в различных видах физических
упражнений, в проявлении способностей, необходимых для успешного овладения
гимнастическими упражнениями, трудолюбием, дисциплинированностью, самоорганизованностью.
Как бы рано ни проявлялись склонности, способности, интересы
детей к спортивной гимнастике, официально занятия разрешены с 7-летнего
возраста. К этому возрастному периоду в достаточной мере созревают функции
органов и систем организма, формируются психические и личностные свойства,
необходимые для осознанного овладения движениями. Одаренные дети проходят путь
от новичка до мастера спорта за 5 —7 лет. Сведения о мотивах, интересах,
склонностях к занятиям гимнастикой педагог-тренер может получить в беседе с
учениками и их родителями.
В беседе с учеником можно задать следующие
вопросы:
Почему для спортивных занятий ты избрал именно гимнастику,
какую пользу для себя хочешь извлечь из спортивных занятий: укрепить здоровье,
стать более сильным, выносливым, ловким, добиться звания мастера спорта, стать
чемпионом?
Знаешь ли ты, какие требования к тебе будут предъявлены
условиями спортивных занятий? Соответствуют ли твои способности на сегодня
предъявляемым требованиям?
(Ученик может не знать о требованиях, которые ему будут
предъявлены в ходе спортивных занятий. Тогда о них надо будет рассказать в
доходчивой форме.)
3. Занятия спортом потребуют много сил
и времени, хватит ли
их у тебя, чтобы хорошо учиться в школе и тренироваться?
В беседе с родителями можно получить сведения об
ученике, задавая следующие вопросы:
Каково ваше отношение к намерениям сына (дочери) серьезно
заняться гимнастикой как видом спорта?
Каковы бытовые условия у вас дома и ваши возможности
помогать ребенку в школьной учебе и в спортивных занятиях?
Сколько времени ваш ребенок тратит на выполнение домашних
заданий? Какие предметы даются ему лучше, а какие хуже? Какова его физическая и
умственная работоспособность? Насколько он
целеустремлен и настойчив в достижении поставленных перед ним целей или
целей, которые ставит перед собой сам? Ваше мнение о возможностях вашего
ребенка успешно сочетать учебу в школе и занятия спортом?
Школьная успеваемость определяется по итоговым
оценкам и по заключениям учителей (главным образом, классного руководителя) о
том, какими усилиями со стороны ученика она достигается с учетом уровня его
обучаемости и воспитуемости.
Уровень знаний, двигательных умений и навыков в области
гимнастики оценивает учитель физической культуры.
Состояние здоровья определяется на основании
результатов медицинских обследований школьным врачом или заключения
врачебно-спортивного диспансера. Для педагога-тренера представляет интерес
соответствие строения тела ученика и функциональных возможностей его организма
требованиям гимнастики, а также противопоказания для занятий этим видом
спорта.
О способностях ученика к занятиям спортивной
гимнастикой можно судить по уровню общей специальной физической подготовленности,
по развитию двигательных и психических способностей, личностных свойств,
которые более всего необходимы в этом виде спорта. Важно знать податливость
этих способностей к развитию. Учитывается активность ученика на уроках по
физической культуре и его интерес к спортивным занятиям. Такие сведения можно
получить у учителя физической культуры. Его прогноз спортивной успешности имеет
важное значение в определении спортивной пригодности ученика.
По каждому из перечисленных выше видов отбора могут быть
выставлены оценки: вполне соответствует требованиям гимнастики — «5», соответствует — «4», скорее всего соответствует
(есть некоторые недостатки) — «3», не соответствует — «2». Ребенок по
своим способностям и возможностям в их совокупном проявлении вполне
соответствует требованиям гимнастики, если сумма набранных баллов по всем видам
отбора будет в пределах от 23 до 25; соответствует — 18 — 22 балла;
соответствует с ограничениями — 15 — 18 баллов и не соответствует — ниже 15
баллов. При вынесении окончательного заключения о пригодности и непригодности
к занятиям гимнастикой со спортивной направленностью основное внимание
обращается на здоровье и способности. Они должны вполне соответствовать
требованиям гимнастики.
Отбор для занятий
спортивной гимнастикой представляет
собой очень сложный и длительный процесс. Условно его разделяют на
три этапа.
Первый этап включает
в себя начальный и основной виды отбора. Начальный отбор имеет целью
установление общей пригодности ребенка к занятиям гимнастикой. Она
определяется по результатам оценок по всем пяти видам отбора. При начальном
отборе оценивают склонности, способности, интересы, здоровье, особенности
строения тела, школьную успеваемость, отношение родителей к увлечению ребенка
гимнастикой, итоги беседы с самим учеником. На основании полученных данных
делают предварительное заключение о пригодности ученика к занятиям спортивной
гимнастикой. Результаты изучения в этот период используются главным образом
для осуществления индивидуального и личностного подхода в учебно-тренировочном
процессе, для возбуждения у ученика более активного и осознанного отношения к
спортивным занятиям и развития воли.
При основном виде отбора из числа занимающихся выделяются
лица, наиболее успешно усваивающие программный материал начальной
специализированной подготовки. Уточняются склонности, способности, интересы и
их устойчивость, отношение к занятиям и другие индивидуальные особенности
личности ученика. В ходе занятий более глубоко и разносторонне изучаются
спортивные способности, взаимосвязи между ними, возможности компенсации
недостаточно развитых способностей за счет более развитых, за счет
дополнительных усилий самого гимнаста и методического мастерства
педагога-тренера.
Второй этап
предусматривает более детальное изучение юного гимнаста и прогнозирование его
возможности справиться с программой углубленной спортивной подготовки, достичь
высших спортивных результатов. Наряду с этим выявляются лица, не перспективные
в данном виде спорта.
Третий этап
отбора направлен на выявление спортсменов, достойных включения в сборную
команду для участия в ответственных соревнованиях. Это делается на основе
обобщения результатов углубленного изучения личности гимнаста, его
способностей, физической (общей и специальной) подготовленности, наличия
технической, тактической, теоретической, психологической готовности достойно
защитить спортивную честь города, области, республики, Российской Федерации на
соревнованиях, вплоть до международных. Большое значение придается
психическим и личностным свойствам спортсменов. Обобщение всех имеющихся
данных о гимнасте позволяет с большой долей объективности предугадывать
возможный спортивный результат каждого члена команды.
При отборе лиц для занятий спортивной гимнастикой в
расчет принимаются только объективные данные о наиболее значимых для гимнастики
свойствах (способностях) личности и изучаются они объективными методами как в
статике, так и в динамике. |