Спортивная тренировка — это основной вид подготовки гимнастов.
Она представляет собой многолетний, круглогодичный процесс, направленный на
развитие у них способностей, необходимых в достижении спортивного мастерства.
В процессе тренировки осуществляется общая и специальная физическая, техническая, тактическая, психологическая и теоретическая
подготовка гимнастов. Тренировка проводится на учебных, учебно-тренировочных
занятиях, соревнованиях, внеурочных и внесоревновательных мероприятиях и на
других видах занятий.
Подготовка квалифицированных гимнастов предусматривает
решение следующих основных задач:
Укрепление здоровья, опережающее развитие способностей,
воспитание личностных свойств, необходимых для успешного овладения сложными
гимнастическими упражнениями и достижения высокого спортивного мастерства.
Изучение новых элементов, соединений, упражнений обязательной
и произвольной программ, совершенствование техники их исполнения; работа над
школой движений, виртуозностью, выразительностью движений, артистизм в
исполнении целостного упражнения (комбинации).
3. Непосредственная тактическая,
психологическая, теоретическая и другие виды подготовки, необходимые для успешного выступления на соревнованиях.
Для решения этих задач применяются следующие средства гимнастики:
Общеразвивающие и специальные упражнения для повышения
функциональных возможностей организма, развития способностей гимнаста,
воспитания личностных свойств, обогащения двигательным, эстетическим,
эмоциональным, волевым, спортивным опытом и др. Гимнастические упражнения,
предусмотренные классификационной программой для данного спортивного разряда. Разрабатывается последовательность и
методика их изучения и совершенствования.
Слово педагога-тренера применяется как средство терминологического
общения с занимающимися при объяснении техники гимнастических упражнений, правил
соревнований, содержания спортивных программ, а также при проведении групповых
и индивидуальных бесед с целью убеждения гимнастов в необходимости
сознательного и активного отношения к спортивным занятиям, в большой пользе их
для здоровья, обогащения опытом, развития способностей, воспитания личностных
свойств и достижения высоких спортивных результатов.
Музыкальное сопровождение занятий подбирается в зависимости
от их содержания, а также от характера упражнений (комбинаций), выполняемых
отдельными гимнастами, и от их индивидуальных особенностей. Музыка помогает
гимнастам овладевать изучаемыми упражнениями. Она является также средством эстетического
и нравственного воспитания.
4. Условия для занятий гимнастикой
создаются такие, чтобы учебно-тренировочный процесс обеспечивал наибольшую производительность труда педагогов-тренеров и гимнастов. Для этого необходимы хорошо оборудованный современным инвентарем,
снарядами гимнастический зал, удобная раздевалка, комната для теоретических занятий,
бесед, место для отдыха, психорегулирующей тренировки, массажа и др.
Перечисленные выше средства гимнастики и условия для занятий
представляют собой единый комплекс, систему, компоненты которой взаимосвязаны.
Ведущим из них является слово педагога-тренера. Объединяет эту систему цель
спортивной подготовки гимнастов. Эффективность системы зависит от способностей,
податливости их к развитию, от обучаемости и воспитуемости гимнастов, от их
отношения к занятиям, от методического мастерства педагога-тренера. На успехи в
подготовке гимнастов оказывают влияние: условия, в которых проходит
учебно-тренировочный процесс; качество государственного планирования и
материальное обеспечение этого процесса; спортивные соревнования, отдых и
восстановление работоспособности; качество разработанной документации,
определяющей содержание учебно-тренировочного процесса (учебный план,
программа); научная разработанность методики обучения гимнастическим
упражнениям, спортивной тренировки и воспитания гимнастов; подготовка и
переподготовка педагогических и руководящих кадров; качество классификационных
программ и учебных пособий.
Среди перечисленных выше условий ведущая роль в успешной
спортивной подготовке гимнастов принадлежит педагогу-тренеру. В своей работе он
активно взаимодействует с родителями учащихся, с учителями и врачами школ. |