При подборе упражнений для выполнения в комплексе учитываются
возрастные особенности, состояние здоровья и физическая подготовленность
занимающихся.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста подбираются
простые, образные упражнения. Используются основные движения руками, ногами,
головой и туловищем. При выполнении поворотов и наклонов руки
рекомендуется держать в исходном положении — на пояс, к плечам, за голову, что
дает возможность зрительно контролировать основные движения.
В этих возрастных группах силовые упражнения выполняются
при фиксированном положении рук и ног, например: прогибание назад, лежа на
животе, руки к плечам, ладонями вперед.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста нравятся
упражнения танцевального характера, бег с различным движением рук, доступные
прыжки, основные акробатические элементы. Здесь используются ритмические и
народные танцы, пляски, имитирующие движения из различных видов спорта и
трудовой деятельности («рубка дров», «стирка» и др.).
При подборе музыки более подходящим является песенный
материал, мелодии и ритмы, четко воспринимаемые на слух, танцевальная музыка.
При составлении комплексов упражнений для школьников средней возрастной
группы используются всевозможные движения руками, ногами, туловищем,
головой и их сочетания.
При подборе танцевальных упражнений, помимо народных
танцев, применяются элементы современных и ритмических
танцев, а также упражнения художественной гимнастики,
хореографии и других нетрадиционных видов гимнастики. Беговые и прыжковые
упражнения сочетаются с движениями руками, ногами и головой.
Помимо песенного материала используются современные ритмы,
мелодии народных и национальных танцев, музыка героического характера.
Музыкальное сопровождение применяется с четким ритмическим рисунком.
Для старшеклассников
комплексы упражнений составляются с учетом их двигательных возможностей.
Гимнастические упражнения сочетаются с такими добавочными движениями головой,
руками, ногами и туловищем, которые украшают движение в стиле современных бальных или ритмических танцев. Прыжковые
и беговые упражнения тоже выполняются в танцевальной форме.
При подборе музыкального сопровождения педагог ориентируется
на современные ритмы, популярные песни, танцевальные мелодии как отечественных,
так и зарубежных композиторов.
При составлении комплекса упражнений для
школьников любой возрастной группы прежде всего определяют его направленность,
например, на развитие двигательных способностей: мышечной силы, гибкости,
быстроты двигательных действий, координации движений. Через развитие
двигательных способностей добиваются повышения функциональных возможностей
организма, общей физической подготовленности, развития психических и
личностных свойств занимающихся. Специальное внимание уделяется танцевальному
характеру движений, красоте, грациозности и элегантности их исполнения,
воспитанию эстетического чувства и нравственных качеств у занимающихся.
Для детей лучше всего составлять комплексы упражнений, образующие
отдельную композицию. При составлении таких комплексов можно придерживаться
следующего плана:
Определить задачу композиции.
Подобрать музыку.
Прослушать музыку несколько раз.
Определить характер музыкального произведения.
Определить структуру музыкального произведения — части,
периоды, предложения, такты; обозначить их схематично.
Просчитать все части музыкального произведения и нанести
счет на его структурную схему.
Выделить части музыкального произведения с основной мелодией
(например, куплеты и припев).
Подобрать основные движения для составления упражнения соответственно характеру музыкального
произведения и его структурным особенностям.
Приступить к постановке упражнения под музыку.
Апробировать
составленное упражнение на небольшой группе школьников, внести
необходимые поправки. Упражнение можно включить в общий комплекс упражнений,
где допускается несколько таких композиций.
Другим примером составления комплекса упражнений может
служить построение его по частям. Части комплекса состоят из серий упражнений,
включающих, в свою очередь, цепочки упражнений. Серии чаще всего различают по
внешней форме (в положении стоя; низкие исходные положения: упоры, сидя, лежа;
беговая серия; танцевальная серия и др.).
При составлении такого комплекса упражнений необходимо:
Составить общую схему комплекса упражнений.
Определить число серий, их содержание и задачи.
Определить число и направленность упражнений в каждой
серии.
Подобрать упражнения для каждой серии и приступить к их
постановке.
Выделяют подготовительную, основную и заключительную
части комплекса упражнений — в соответствии с частями урока. Комплекс
упражнений может быть различной продолжительности: от 15 до 20 мин для
дошкольников и 45 — 60 мин для более старшего возраста. Продолжительность
подготовительной части составляет 5—10% от общего времени занятий, основной —
80 — 85%, заключительной — 5 — 15%.
В подготовительную
часть 45-минутного комплекса можно включить следующие серии:
1. Серия упражнений в положении стоя, где не требуется
большая амплитуда движений:
сгибание и разгибание, приведение и отведение пальцев рук;
сгибание и разгибание, круговое движение в лучезапястном суставе;
сгибание и разгибание, круговое движение в локтевом
суставе;
поднимание и опускание плеч, выведение их вперед, назад,
сгибание и разгибание и круговое движение в плечевых суставах;
наклоны и повороты головы в различных направлениях, круговое
движение головой;
выведение верхней части туловища вперед-назад, вправо-влево,
небольшие повороты, сгибание и прогибание туловища;
выведение таза вперед-назад, вправо-влево, повороты,
круговое движение таза.
Все упражнения этой серии можно выполнить с различными
движениями ног: подъемы на носки, полуприседы, выставление ноги на носок и
пятку, сгибание ее вперед-назад, а также при движениях на шагах, пружинных
движениях ногами, танцевальных шагах.
2. Беговая серия, состоящая из упражнений бегового и прыжкового
характера: бег на месте, в различных направлениях, подскоки на двух и одной
ноге, прыжки с ноги на ногу, шаг с подскоком и др.
После беговой серии всегда выполняются упражнения в глубоком
дыхании и на расслабление.
Если позволяет площадка и количество занимающихся ритмической
гимнастикой, серии упражнений подготовительной части урока можно выполнить,
передвигаясь в обход за направляющим различными видами ходьбы, бега, прыжков,
танцевальных шагов.
Основная часть комплекса упражнений может состоять
из пяти серий:
1. Упражнения в положении стоя,
выполняемые по большой амплитуде: рывковые и круговые движения руками; наклоны, повороты и
круговые движения туловищем; полуприседы, приседы и выпады; комбинированные
упражнения (из этой серии).
Упражнения в низких исходных положениях (упорах, сидя,
лежа), в том числе типа шейпинга, направленные на развитие силы различных
мышечных групп.
Беговые или танцевальные упражнения прыжкового характера.
Упражнения для развития подвижности в суставах, эластичности
мышц типа стретчинга (растягивание мышц и удержание позы в этом положении).
Танцевально-беговые упражнения.
В заключительной части
комплекса упражнений проводятся:
Упражнения в глубоком дыхании и на расслабление.
Упражнения для развития плавности, мягкости и волнообразного
характера движений.
3. Ходьба, танцевальные шаги в
спокойном темпе.
Возможны и другие варианты составления комплекса упражнений.
Музыкальное сопровождение к такому комплексу можно подобрать уже после его составления, но для этого
необходимо, чтобы темп и ритм музыки и движений совпадали, новая цепочка
движений приходилась бы на новую музыкальную фразу, а серия Упражнений
начиналась бы с другой музыкальной темы.
Хорошо изучив схему построения комплекса упражнений, легко
импровизировать те или иные цепи упражнений. Способность импровизировать
упражнения, сохраняя общую направленность комплекса, — показатель высокой
квалификации учителя. |