В ритмической гимнастике применяется несколько
групп упражнений: строевые, специальные упражнения для согласования движений с
музыкой, общеразвивающие, танцевальные упражнения, упражнения художественной
гимнастики, упражнения нетрадиционных видов гимнастики и др.
Строевые упражнения
служат средством организации
занимающихся и их удачного размещения в зале, на площадке. Они выполняются
в строгом соответствии с требованиями гимнастического стиля и могут сочетаться
с движениями рук, головы, ног и другими несложными движениями, а также
выполняться под музыку. Например: перестроение можно выполнить переменными
шагами или подскоками, а размыкание — приставными шагами с наклонами туловища
вправо-влево и др.
Упражнения для
согласования движений с музыкой являются
специальным разделом в ритмической гимнастике и подбираются для
формирования знаний и умений различать средства музыкальной выразительности
(темп, музыкальный размер, ритм, динамические оттенки, характер музыкального
произведения и др.). Они помогают занимающимся лучше согласовывать движения с
музыкой, регулировать скорость и силу мышечного напряжения. В связи с этим на
каждом занятии по ритмической гимнастике, особенно у дошкольников и младших
школьников, необходимо работать над согласованием движений со средствами
музыкальной выразительности, систематически развивать у детей музыкальный слух.
Общеразвивающие
упражнения в ритмической
гимнастике включают в себя ходьбу, бег, прыжки, многообразные по форме,
величине мышечных усилий и продолжительности выполнения. Они выполняются в
гимнастическом стиле, большинство из них носит стилизованный или танцевальный
характер. Это придает им особый колорит, делает их привлекательными, а при
исполнении под музыку более эмоциональными.
Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике, как и
в любом другом виде гимнастики, могут выполняться без предметов, с
предметами (палки разных размеров, набивные мячи, флажки, самодельные предметы
и др.), на различных гимнастических снарядах (гимнастическая стенка,
скамейка), а также со взаимной помощью друг
другу (в парах). В ритмической гимнастике можно выделить группу
общеразвивающих упражнений, с помощью которых оказывается избирательное
воздействие на мышечные группы всех звеньев тела. С помощью таких упражнений Педагог может развивать у обучаемых подвижность в
суставах, эластичность мышц и связок, способность в совершенстве
владеть своим телом.
Танцевальные упражнения
в ритмической гимнастике очень
многообразны. К ним относятся: элементы танцев народов мира, современных
танцев, бального, бытового и пантомимного характера, ритмические танцы,
музыкальные игры, хореографические упражнения.
Танцевальные упражнения разучивают предварительно по отдельным
движениям, элементам и только после этого применяют в комбинациях, танцах и
плясках.
Ритмические танцы в основе своей просты и могут применяться
при решении задач подготовительной и основной частей урока. Их используют на
праздниках, в летних оздоровительных лагерях, в показательных выступлениях.
Примеры ритмических танцев приведены выше.
АВТОСТОП
И. п. — стойка ноги врозь на ширине стопы.
1—2 — два пружинящих
сгибания правой с двумя рывками согнутых рук: левая вверх,
правая вниз, кисти в кулак, большой
палец вверх; 3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги, меняя
положение рук; 5—8— повторить счет 1—4.
— правую согнуть, стопа на полу,
руки к правому плечу, ладони вместе («лодочкой»);
— повторить счет 1 с другой ноги, меняя
положение рук, к другому плечу;
— левую разогнуть, правую согнуть, руки «лодочкой»
к правому колену;
— повторить счет 3 с другой ноги, меняя
положение рук, к другому колену;
— левую
разогнуть, правую согнуть, скрестный мах руками перед
собой, левая сверху;
— повторить счет 5, меняя положение ног и рук;
— меняя положение
ног, хлопок за спиной;
— прыжком поворот
кругом (или направо — налево) в исходное
положение с хлопком
перед собой.
СЛОНЕНОК
И. п. — основная стойка;
1.7 — полуприсед
ладони на живот;
2 — встать, правую в сторону на пятку, руки
полусогнуты в стороны, ладонями вперед;
3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги;
5—8— повторить счет 1 — 4. П. / полуприсед, руки согнуть вперед, ладонями
вперед;
2 — встать на левую, правую назад на носок с
небольшим наклоном вперед, руки вверх, ладонями вперед;
3—4 — повторить счет 1—2 с другой ноги;
5—8— повторить счет 1—4.
На уроках ритмической гимнастики в дошкольном и младшем школьном возрасте применяются игры под музыку.
Это могут быть специальные музыкальные игры («Музыкальные змейки»,
«Запев-припев», «Попрыгунчики-воробушки» и др.) либо подвижные игры,
выполненные под музыку (например, игра «День и ночь»). Возможны такие игры:
«Дети и медведь», в которой выполняются определенные танцевальные движения;
«Пустое место», в которой школьники выполняют хлопки или танцевальные
движения, пока водящий идет снаружи круга и выбирает себе партнера для
состязания в беге. На уроке можно использовать любые подвижные игры,
переделанные учителем под музыку.
Из упражнений
художественной гимнастики применяются плавные, волнообразные и
пружинные движения, взмахи, «волны», упражнения без предметов и с предметами.
Плавные, волнообразные движения различными звеньями тела
применяются в процессе ходьбы, бега, танцевальных шагов, в седах и упорах.
Пружинные движения выполняются руками, ногами и туловищем как на месте, так и
в движении. Наиболее простые взмахи и «волны» используются как отдельно, так и
в сочетании с другими упражнениями с целью развития у занимающихся
способности соразмерять движения по мышечному усилию, сочетать напряжение и
расслабление отдельных групп мышц. Упражнения с предметами, помимо общего
воздействия на занимающихся, могут быть использованы для развития тонкой координации
движений, ловкости пальцев рук и повышения проприоцептивной чувствительности,
которые необходимы дошкольникам и младшим школьникам для овладения навыками
письма и Несложными бытовыми и трудовыми двигательными действиями.
Упражнения из других видов спорта носят
имитационный характер и выполняются отдельно или в специальных комплексах.
Из легкой атлетики — различные виды ходьбы, бега, прыжков,
общеразвивающие упражнения.
Из спортивных игр — упражнения прыжкового характера, передвижения,
повороты, броски, ловля, ведение мяча и другие элементы.
Упражнения из плавания, борьбы, бокса, лыжного спорта могут
носить образно-имитационный характер. Элементы этих упражнений включаются в
специальные комплексы. Они применяются для того, чтобы вызвать повышенный
интерес обучаемых к занятиям и улучшить их двигательную активность, обогатить
их двигательным опытом.
Вольные упражнения
в ритмической гимнастике
включают в себя все вышеперечисленные упражнения. Кроме того, в них
входят упражнения без предметов и с предметами. Вольные упражнения носят
групповой характер, при этом каждое из них имеет определенную направленность.
Это дает возможность использовать их в разных частях урока как зачетные или
контрольные упражнения. |