В этот период под
влиянием новых экономических и политических условий на основе старых
гимнастических систем складываются современные виды гимнастики: спортивная с
ее разновидностями —
акробатикой и художественной гимнастикой, основная и ее вспомогательные виды
(профессионально-прикладная, военно-прикладная и др.).
Сокольская
система гимнастики возникла в 60-х гг. XIX в. в Чехии в связи с
национально-освободительным движением славянских народов, находившихся в это
время под игом Австро-Венгрии. Было создано общество «Сокол», название
которого символизировало ловкость, смелость и ум, присущие этой птице. Гимнастика
здесь служила средством объединения чешской молодежи, воспитания ее в духе
патриотизма и подготовки к борьбе за национальное освобождение.
Создателем
сокольской гимнастики считается Мирослав Тырш (1832 — 1884), доктор эстетики,
профессор Пражского университета. Для того чтобы увлечь молодежь занятиями
гимнастикой, он предложил исключить из нее упражнения, не имевшие четкой,
красивой формы, ввести стилизацию упражнений. Они стали выполняться с оттянутыми
носками ног и вытянутыми пальцами рук, резко и прямолинейно. Вольные упражнения
и упражнения на снарядах выполнялись в виде комбинаций. Внимание обращалось на
красоту движений, статических положений и переходов из одного положения в
другое. Большое значение придавалось упражнениям с предметами: у мужчин — с
палками, булавами, гантелями; у девушек — с лентами, шарфами, венками.
Особенно привлекательными были народные, салонные, гимнастические танцы,
танцевальные движения и шаги, хороводы, гимнастические игры, акробатические
упражнения. Выполнение этих упражнений под музыкальное сопровождение, единая
спортивная форма одежды, четкая организация занятий содействовали воспитанию
у занимающихся дисциплины, организованности, формированию эстетических,
эмоционально-волевых и нравственных качеств, развитию координации движений,
мышечной силы, быстроты движений, выносливости.
Урок по
гимнастике строился на формальных началах и состоял из трех частей. В
подготовительную часть включались строевые, вольные упражнения, разновидности
ходьбы, бега и др. Упражнения выполнялись всей группой учащихся одновременно.
Основная часть предусматривала три смены видов занятий в соответствии с
делением группы на три подгруппы в зависимости от степени подготовленности занимающихся.
В основной части
выполнялись: а) упражнения в простых и смешанных висах и упорах; б) прыжки
опорные и безопорные; в) упражнения с активной работой рук (булавы, фехтование,
лазание, акробатика и др.). Заключительная часть включала ходьбу, Упражнения в
глубоком дыхании, на расслабление и выполнение других простейших упражнений.
Начало и конец урока были стандартными. В основной части допускались варианты.
Конкретные задачи перед
уроком, отдельными его частями и обучением упражнениям не ставились.
Все упражнения по
внешним признакам делились на четыре раздела: первый включал упражнения без
снарядов; второй (основной) — упражнения на снарядах (брусья, перекладина,
кольца, махи на коне, прыжки); третий — групповые упражнения; четвертый —
упражнения в сопротивлении, борьбу, кулачный бой, фехтование и др. Разделы
делились на классы, разряды, виды, а виды — на элементы.
Изучаемое
упражнение или их комбинацию обучаемый должен был заранее представить во всех
мелочах, знать технику их исполнения, осуществлять самоконтроль.
Совершенствовалась методика обучения, создавались классификация и терминология
упражнений.
С 1862 г. в Чехии
стали проводиться соревнования. Это содействовало развитию гимнастики не
только внутри страны, но и в других странах. Гимнастика приобретала спортивную
направленность. Рост спортивного мастерства гимнастов и накопление опыта проведения
соревнований содействовали улучшению программ и правил соревнований.
Кроме упражнений
на снарядах, вольных упражнений и опорных прыжков, в программу соревнований
включались бег на 100 м, прыжки в длину, в высоту и с шестом, толкание ядра и
другие виды легкоатлетических упражнений.
Содержание этих
упражнений со временем изменялось, но гимнастическое шестиборье оставалось. |