Рост спортивного мастерства гимнастов до уровня международных
требований возможен в том случае, если их подготовка будет ориентирована на
современные тенденции в развитии мировой спортивной гимнастики. Они сводятся к
следующим основным положениям:
Обострение конкуренции в результате появления на мировой
арене высококлассных гимнастов из так называемых «негимнастических» стран.
Рост и концентрация сложности соревновательных упражнений,
требующих тщательного анализа техники их исполнения с опорой на законы
механики, сведения из анатомии, физиологии и психологии. Разработка новой
учебной дисциплины — психолого-педагогической биомеханики. Только в рамках этой
учебной дисциплины можно учесть, как в ходе овладения сложными гимнастическими
упражнениями взаимодействуют индивидуальные свойства гимнаста, относящиеся ко всем подструктурам личности
(биологически обусловленной, психике, опыту) и ее направленности.
В теоретическом плане
этот подход открывает возможности опираться в ходе обучения упражнениям
на данные смежных научных дисциплин естественнонаучного,
социально-экономического, психолого-педагогического и
спортивно-педагогического циклов.
В практическом плане открываются новые беспредельно широкие
возможности для совершенствования системы подготовки гимнастов всех уровней
спортивного мастерства (спортивных программ, нормативных требований, форм
организации и методики учебно-тренировочных занятий), для использования
гимнастических упражнений, спортивных занятий, соревнований в оздоровительных,
образовательных и воспитательных целях, а также для изучения и развития
способностей, необходимых для успешного овладения сложными упражнениями.
Унификация методики подготовки гимнастов высшей квалификации
в результате быстрого овладения соперниками передовой системой этой подготовки
и внедрение ее в учебно-тренировочный процесс на основе его программирования и
учета способностей гимнастов.
Систематическое изучение способностей гимнастов и на этой
основе осуществление дифференцированного, индивидуального и личностного подхода
в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований.
Повышение роли общей и специальной физической подготовленности,
превышающей запрос реальной соревновательной деятельности.
Постоянное совершенствование гимнастических снарядов,
оборудования, инвентаря, экипировки гимнастов.
Интенсификация научно-исследовательской работы в плане
обоснования главных компонентов подготовки высококлассных гимнастов. Создание и
внедрение в учебно-тренировочный процесс тренажеров, технических средств
контроля за нагрузкой, функциональным состоянием организма и психикой.
Улучшение всех видов обеспечения подготовки гимнастов
(материально-технического, медицинского, психолого-педагогического,
информационного и пр.).
Совершенствование правил соревнований. |