По прыжкам с
трамплина, разумеется, проводятся и самостоятельные соревнования.
Тот, кому хоть раз довелось присутствовать на них, помнит о них как о некоем
чуде.
Снизу кажется, что стартовая площадка трамплина вознесена
под самые небеса, фигурка спортсмена, замершего на ней, выглядит совсем
крохотной. Вот он с силой отталкивается от площадки, набирает скорость на горе
разгона и вдруг слетает с нее в пустое пространство.
Тело смельчака, вытянутое параллельно земле, легко
описывает длинную красивую траекторию; наконец лыжи касаются снежного наста,
спортсмен, сохранив равновесие, скользит по нему, постепенно гасит скорость и,
наконец, останавливается: полет окончен!
Родина этого красивого спорта тоже Норвегия: первые
официальные соревнования по прыжкам с трамплина состоялись близ Осло еще в конце
19 века. Но надо сказать, что Россия отстала всего на 9 лет: в 1906 году российские
прыгуны впервые попробовали свои силы на трамплине, сооруженном под Петербургом.
Конечно, трамплины тех времен и сравнить нельзя с
нынешними. Современный — это сложное и совершенное инженерное сооружение с
лифтами и канатными подъемниками. Некоторые трамплины знамениты на весь мир,
как, например, трамплины, специально сооруженные для зимних Олимпийских игр в
Скво-Вэлли (США), Кортина-д'Ампепцо (Италия), Гренобле (Франция), Саппоро
(Япония),
Международные соревнования проводятся с большого
трамплина высотой 90 метров и среднего — 100 метров. Каждому участнику дается
по три попытки, а выполнение прыжков оценивается пятью судьями. При этом
учитывается не только длина прыжка, но и стиль его исполнения.
Захватывающая борьба всегда разворачивается и между
горнолыжниками. Они соревнуются в
скоростном спуске и слаломе.
Внешне эти
виды горнолыжного спорта выглядят очень схожими: на большой скорости
спортсмен мчится по горному склону, лавируя таким образом, чтобы пройти через
все установленные на трассе «ворота», обозначенные палками с флажками. Так в
чем же все- таки разница?
Ответ подсказывает уже само название: на скоростном
спуске скорость больше, чем на слаломе.
Трассу для скоростного спуска выбирают таким образом,
чтобы перепад высот между стартом и финишем составлял 500-1000 метров. Длина
самой трассы 2000-3500 метров. На ней установлено 15-25 ворот, которые должен
пройти спортсмен, причем ширина их достаточно большая — до 8 метров.
На слаломе же спортсмен должен показать мастерство
лавирования. Трасса здесь короче — 4Г0-500 метров, перепад высот между верхней
и нижней точкой около 200 метров, но на трассе установлено от 50 до 75 ворот,
причем ширина их гораздо меньше, чем на скоростном спуске.
Соревнуются горнолыжники и на слаломе-гиганте. Здесь длина трассы
достигает двух километров. Число ворот при этом остается таким же, как на
обычном слаломе, но ширина побольше — до 8 метров.
Есть между слаломом и скоростным спуском еще одна
существенная разница. На трассе для скоростного спуска спортсменам разрешаются
предварительные тренировки, а слалом горнолыжник проходит, что называется, «с
листа»...
Любопытно сравнить скорости. Оказывается, на обычном
слаломе лыжник может развить скорость до 40 км/ч, на гигантском — до 65 км/ч,
а во время скоростного спуска он мчится быстрее курьерского поезда — до 100
км/ч. Разумеется, постоянно выдерживать такую скорость никому не удается.
В горнолыжном спорте также разыгрывается двоеборье,
когда спортсмены соревнуются в скоростном спуске и слаломе, и троеборье, когда
к этому добавляется еще и слалом-гигант. |