Особенности анатомии и физиологии Пульс
учащённый – до 84–90 ударов в минуту, кровообращение ускоренное.
Кровяное давление к 7–8 годам в среднем составляет 99/64 мм рт. ст., к
9–12 годам 105/70 мм рт. ст. На предельных физических нагрузках частота
сердечных сокращений значительно увеличивается, как правило, превышая
200 ударов в минуту. Недостаток этого
возраста – лёгкая возбудимость сердца, в работе которого нередко
наблюдается и аритмия, связанная с различными внешними влияниями.
Систематические тренировки приводят к совершенствованию функций
сердечно-сосудистой системы. Дыхание в этом возрасте всё ещё относительно учащённое и поверхностное. Отдача
тепла, рост и значительная мышечная активность ребёнка требуют больших
затрат энергии. Мы это учитываем при организации занятий. Дети успевают
покрывать затраты энергии и на пластические процессы (строительство
мышц), и на физическую работу. При систематических физических занятиях
пластические процессы протекают более успешно и полноценно. Наши
оптимальные нагрузки оказывают именно такое положительное влияние. Мышцы
в младшем школьном возрасте ещё относительно слабы, поэтому детям
трудно долгое время поддерживать статические позы, и чтобы избежать
угрозы возникновения разного рода нарушений осанки, мы вводим
достаточное количество физических упражнений. При регулярных физических
занятиях и оптимальных нагрузках мышечная система в этом возрасте
обладает большими компенсаторными возможностями и способна к
интенсивному развитию. Особенности психики Способность
к наблюдению и восприятию внешней действительности у детей младшего
школьного возраста специфична: они воспринимают внешние явления и
предметы неточно, выделяя только те признаки и особенности, которые по
тем или иным причинам привлекли их внимание. Память
имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние
особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность.
Запоминание зависит от силы впечатления и многократности повторения. В
течение 1–2 месяцев младшие школьники забывают многое из изученного.
Чтобы избежать этого, мы систематически длительное время повторяем
пройденный материал. Мышление, также
отличающееся наглядно-образным характером, тесно связано с деятельностью
воображения. Поэтому наш наглядный метод обучения является основным в
этом возрасте. Мы показываем детям движения, достаточно простые по
своему содержанию. Социальные особенности 7–12
лет – возраст начала социальной адаптации. Формируются школьные
коллективы, приходит понимание дружбы. В этом возрасте дети активно
строят планы на будущее, выбирают кумиров, учатся самостоятельно
размышлять. Это время больших психических нагрузок. Учитывая
всё это, а также что ведущая их деятельность – обучение в школе, мы
создаём вокруг образовательного процесса такую обстановку, чтобы ребёнок
ходил в школу только с положительными эмоциями и с удовольствием
учился, воспитываем у него уважение к учителям и знаниям, получаемым в
школе. Физическая часть • Командные игры .
В разнообразных командных играх хорошо развивается не только физическое
тело, но и происходит обучение взаимодействию в коллективе. Ребёнок
получает возможность, видя других, понимать их состояние и вовремя
оказывать помощь. Поэтому командные игры являются важным элементом
физического развития учеников младших классов. Командные
игры могут быть различными. Это и игры с мячом (футбол, волейбол), и
игры на реакцию, и разные виды эстафет. В них наиболее ярко проявляются
цель и способы её достижения, что помогает ребёнку максимально выразить
свои способности. Иногда дети придумывают игры сами. В
результате у них вырабатываются такие качества, как умение быстро
реагировать на любую ситуацию, знание, как лучше поступить, чтобы не
подвести команду (в будущем – свой рабочий коллектив, общество), а также
сплочённость и умение дружить. • Продолжаем развивать координацию движений. Ученикам
младших классов доступны уже более сложные упражнения на координацию
движений, поэтому с ними мы практикуем упражнения для более
целенаправленного развития координации движений (бег с препятствиями,
прыжки через преграды и т. п.). • Мальчикам – гимнастика, девочкам – пластичность и гибкость. В
этом возрасте начинается качественно новый этап по развитию физического
тела, поэтому мы делаем акцент у мальчиков на занятия гимнастикой и
боевыми искусствами, а у девочек – на развитие пластичности и гибкости.
Под гимнастикой понимается использование различных видов
упражнений и снарядов для улучшения навыков физического тела. В первую
очередь это подтягивания. Мальчик к 10 годам должен уметь подтягиваться
двумя хватами (сверху и снизу) не менее 10 раз. Полезно также висеть на
турнике. Мы используем комплекс упражнений на шведской стенке. Из
гимнастики также берём упражнения на брусьях, кувырки и лазание по
канату. Упражнения на брусьях помогают укрепить мышцы плечевого пояса и
брюшного пресса. Прыжки укрепляют мышцы ног (прыжки в высоту, в длину,
через козла). Кувырки учат координации движений и собранности во время
того или иного действия. К 10 годам наши дети умеют кувыркаться вперёд,
назад, чрез правую и левую руку, делать колесо. Боевые искусства. В
этом возрасте начинается обучение основам боевых искусств (ушу,
айкидо). Вначале мы изучаем основные стойки и движения, связки, а затем
переходим к изучению комплексов. Девочки в этом возрасте у нас занимаются хореографией , которая развивает правильную осанку, умение красиво двигаться и выражать эмоции через движение. Они
также делают упражнения на развитие гибкости: «берёзку», «мостик»,
«кобру», шпагаты, учатся правильно кувыркаться и делать колесо. Все дети
учатся во время упражнений ощущать своё тело, выполнять упражнения
мягко, плавно, красиво, безопасно и без болезненных ощущений. Раскрытие творческих способностей (эмоциональное проявление) На
данном этапе воспитания мы обращаем внимание и на раскрытие творческих
способностей у учеников, благодаря чему они смогут активней проявляться в
окружающей среде. В этом возрасте у детей уже начинают формироваться
предрасположенности и проявляться различные таланты. Мы помогаем им
искать и находить что-то своё в жизни: увлечение, занятие, которое было
бы интересно. Мы не ограничиваем детей в выборе, а, предлагая как можно
больше вариантов, заинтересовываем в поиске. А когда ребёнок находит то,
что ему нравится, помогаем ему максимально раскрыть способности,
придавая им позитивную, человеческую направленность. В этом возрасте
наши дети овладевают начальным уровнем наиболее распространённых
творческих умений. • Стихосложение оказывает
позитивное воздействие на душевное состояние ребёнка, приводя его
психику в более устойчивое состояние; увеличивается способность ребёнка к
образному мышлению и восприятию действительности; оптимизируются его
память и внимание. Под стихосложением понимается умение писать стихи на
различные темы (заданные или выбранные самими детьми). Чтобы дети
правильно писали стихи, мы обучаем их основам стихосложения (размер
стиха, рифма и т. п.). По достижении 10 лет наши занимающиеся овладевают
этими знаниями и умеют сочинять стихи основными размерами. • Рисование –
наиболее яркий пример передачи образов. Рисование не только развивает у
детей образное мышление, но и способности передавать образы. Занятия
рисованием мы проводим не реже двух раз в неделю. В этом возрасте наши дети: • знают
и умеют применять различные техники, владеют как минимум двумя
техниками рисования (карандаш и акварель). По желанию изучают другие
техники рисования (например, рисование углём); • имеют представление о форме и объёме; • имеют понятие об основах композиции; • имеют
понятие о перспективе и горизонте и умеют применить их на практике (в
рисунке); им уже доступно понятие пропорций и применение основных
сочетаний; • умеют выражать свои эмоции и чувства через рисунок (с помощью цвета, линий, композиции). • Различные поделки –
это тоже способ передачи образов и состояний. Чтобы детям было
интересно, мы используем различные поделки (пластилин, аппликации).
Такие занятия проводим, как и рисование, два раза в неделю. • Музыка. Обучение владению одним музыкальным инструментом (гитара, труба, флейта, барабаны и т. п.). Темы для занятий: • музыка и литература; • что стало бы с музыкой, если бы не было литературы; • что стало бы с литературой, если бы не было музыки; • музыка и изобразительное искусство; • можем ли мы увидеть музыку; • преобразующая сила музыки. Изучаем произведения композиторов XIX–XX вв. (Чайковский, Глинка и др.). • Пение (вокальное и хоровое). Обучение
детей основам хорового пения помогает не только раскрытию их
способностей, но и усиливает сплочённость в коллективе (задача так спеть
песню вместе, чтобы никто не выделялся и было слышно всех). Интеллектуальное развитие Для нас важно, чтобы ребёнок успешно обучился в школе, имея среднюю оценку – не ниже 4 баллов (по пятибалльной шкале). • Мы учим детей размышлять самостоятельно .
Развитие самостоятельного мышления можно условно разделить на два
последовательных этапа. Первый из них заключается в самостоятельном
поиске и анализе информации по определённой теме. На этом этапе ребёнок
ищет информацию (книги, статьи, общение с родственниками и друзьями).
Когда ученик находит и анализирует достаточный объём информации, у него
появляются разные вопросы, на которые он сам ответить не может, и тогда
начинается второй этап, т. е. непосредственное общение с преподавателем,
где можно найти ответ на свой вопрос и на что стоит обратить внимание.
После этого снова наступает первый этап, т. е. самостоятельный поиск
информации, становящейся знанием. • Патриотизм. В
этом возрасте ребёнок уже воспринимает себя как будущего гражданина
России, смотрит, желая создать нужные условия для своего существования.
Понимание условий бытия появляется у ребёнка на уровне его конкретных
дел. Ученики должны знать, что в данный момент их основная цель служения
Родине – получить хорошее образование, чтобы стать реальной действующей
силой, способной создавать и строить, меняя свою страну к лучшему. Быт для девочек Мы обучаем девочек правильно относится к домашним делам: • готовить пищу. Они должны знать, как приготовить 5–6 простых блюд; • мыть посуду; • убираться
в доме. Девочка должна уметь обращаться с пылесосом, мыть полы,
протирать пыль, уметь найти для каждой вещи своё место и т. п.; • стирать; • гладить
простые вещи. К 10 годам наши девочки уже активно применяют свои умения
на практике, помогая маме по дому; имеют свои обязанности, например,
моют посуду за всеми членами семьи, готовят обеды в выходные дни,
полностью убирают свою комнату и т. п. Основы этики • Этика общения в коллективе. Взаимоотношения
в нашем коллективе строятся на дружбе, общности и взаимном приятии. Мы
воспитываем подобные отношения посредством выполнения общих дел с
конкретно поставленной задачей, например, участием детей в командных
играх. • Взаимоотношения. Между
нашими мальчиками и девочками на основе взаимных уважения, вежливости,
понимания и приятия формируются гармоничные взаимоотношения по типу
«рыцари и их прекрасные дамы». С 11 лет они совместно обучаются бальным
танцам и бальному этикету. |