В процессе
занятий гимнастикой применяются самые разнообразные и в том числе редко
встречающиеся в жизненной и трудовой практике упражнения. Они состоят из
сложных двигательных действий, а их выполнение связано со специфическими
условиями, которые требуют от занимающихся высокой степени технического совершенства,
развития двигательных способностей и психологической подготовки.
На занятиях по
гимнастике необходимо особенно строго соблюдать меры предосторожности, так как
при выполнении многих гимнастических упражнений возможны срывы и падения, в
результате которых занимающиеся могут получить различные травмы.
Чтобы
своевременно предотвратить возможные травматические повреждения, необходимо
знать причины, вызывающие их. Далее рассказывается об основных причинах,
которые могут привести к травмам у занимающихся.
Нарушения в
организации занятий. Они проявляются: в проведении их с большим числом
учащихся на одного преподавателя или с большим количеством групп одновременно,
чем полагается; в несоблюдении направления движения потоков занимающихся, неправильном
их размещении; в несвоевременном начале и окончании занятий.
Для того чтобы
устранить эти причины, преподавателю надо: заранее тщательно продумывать
организацию и проведение каждого занятия, учитывая особенности групп учащихся;
предусмотреть возможность использования в качестве помощников лучших
гимнастов, лиц, освобожденных от занятий.
Нарушения в
методике обучения проявляются в несоблюдении принципов дидактики. Это
затрудняет овладение упражнениями, может привести к срыву со снаряда и травме,
к физическому и эмоциональному перенапряжению и другим отрицательным последствиям.
Для того чтобы не
допустить этого, надо хорошо знать принципы дидактики, воспитания и спортивной
тренировки и уметь практически
реализовывать их в учебно-тренировочном процессе. Надо решительно избегать
натаскивания занимающихся на результат.
Недисциплинированность
может проявляться: в виде эмоциональных срывов, вызванных трудностью изучения
упражнения, нарушением методики обучения, утомлением, отсутствием индивидуального
подхода со стороны педагога и др.; в нарушении правил поведения на занятиях и
соревнованиях, недостаточной воспитанности занимающихся.
Педагог не должен
оставлять без внимания любое нарушение дисциплины. Надо разъяснять значение
дисциплины как на занятиях и соревнованиях по гимнастике, так и в жизни, в
трудовой деятельности. Систематическая воспитательная работа не только
предупреждает травматизм, но формирует сознательное и активное отношение к
занятиям, повышает качество учебно-тренировочного процесса.
Неудовлетворительное
состояние мест занятий, инвентаря и оборудования: их несоответствие
требованиям, предъявляемым к проведению занятий гимнастикой, малые размеры
зала, неровность пола, неисправность снарядов, матов, дорожек и другого
оборудования, их небрежная эксплуатация.
Для устранения
этих причин необходима регулярная проверка состояния зала, качества инвентаря и
оборудования, своевременное устранение неполадок. Систематическая работа над
конструкцией гимнастического оборудования существенно снижает возможности
травматических повреждений у занимающихся и способствует повышению
эффективности учебного процесса.
Несоответствие
формы одежды и обуви проявляется в том, что учащиеся иногда приходят на занятия
в неудобной одежде, в обуви не по размеру, со скользкой или толстой подошвой и
жестким каблуком.
Для занятий
гимнастикой предусмотрены специальные костюмы и обувь: для мужчин — майка,
гимнастические рейтузы, для выполнения вольных упражнений и опорных прыжков —
трусы специального покроя и чешки; для женщин — гимнастический купальник, чешки
или другая обувь специального пошива. В целях предотвращения травматизма
гимнасты могут одевать тренировочные костюмы, шерстяные носки и перчатки, а
также использовать наколенники, голеностопники, эластичные бинты и поролоновые
прокладки. Категорически запрещается надевать на спортивный костюм различные
броши, значки, цепочки и другие металлические предметы, а также носить часы,
кольца, перстни и ДР-Их нельзя оставлять в карманах спортивной одежды. Ибо все
это создает неудобства при выполнении упражнений, приводит к нарушению
точности движений, к травмам не только самого учащегося, но и лица,
обеспечивающего страховку и помощь.
Нарушение
санитарно-гигиенических условий: несоответствие температуры в зале установленной
норме, плохое естественное и искусственное освещение, недостаточная
вентиляция, избыточная влажность воздуха либо чрезмерная его сухость,
отсутствие чистоты и порядка в зале, несоблюдение занимающимися личной гигиены.
Для устранения
этих причин нужно строгое соблюдение всех санитарно-гигиенических норм,
необходимых для успешного проведения занятий. Особое значение придается личной
гигиене учащихся, в частности их прическе.
Недостатки
медицинского контроля за физическим состоянием занимающихся: несвоевременность
и недостаточно тщательный профилактический медицинский осмотр; несоблюдение
рекомендаций врача; непродуманная диспансеризация занимающихся после
перенесенных травм, заболеваний или функциональных расстройств; перенапряжение
во время занятий в результате пренебрежительного отношения к индивидуальному
дозированию нагрузки с учетом состояния здоровья, уровня физической работоспособности;
наращивание физических нагрузок по инициативе самого занимающегося или его
педагога-тренера без согласования с врачом; нарушение режима труда, сна,
питания; допуск к занятиям без предварительного медицинского осмотра.
Для устранения
этих причин необходимо строгое соблюдение требований врачебного контроля за
состоянием занимающихся со стороны медицинских работников, родителей учащихся,
а также учителей и педагогов-тренеров.
Недооценка и
неправильное применение приемов страховки и помощи: пренебрежительное
отношение к страховке и помощи во время выполнения сложных и «опасных»
упражнений; незнание требований, предъявляемых к страхующему; отсутствие необходимого
опыта и слабое владение навыками страховки и неумение ее организовать;
необученность занимающихся самостраховке. В связи с этим приобретает важное
значение обучение будущих учителей приемам страховки, самостраховки и помощи.
Нарушение правил
техники безопасности: неправильная расстановка снарядов, неправильное
размещение занимающихся в спортивном зале или у снаряда; неисправность снарядов
и подсобного оборудования; небрежное отношение к установке снарядов, укладке
матов, особенно в местах приземления.
Снаряды должны
располагаться на достаточном удалении от стен, неподвижных твердых предметов и
от расположения группы занимающихся. В том случае, когда невозможно установить
их на нужном расстоянии от стены, принимаются соответствующие меры предосторожности
(закрыть стену мягкими матами, усилить внимание к страховке и т.д.).
Занимающиеся не должны мешать друг Другу, пересекать путь разбега при
выполнении прыжков и акробатических упражнений. |